Экономика России и реформы в работах российских
экономистов
"Но вот обвинения в том, что мы непрофессиональны,
обвинения в том, что мы не понимаем, что такое экономика и что такое
государство... – таких обвинений не было и не будет".
Анатолий Чубайс, 2003 год
«Меня поражает безжалостность этой группы экономистов из
правительства, даже жестокость, которой они бравируют, а иногда и
кокетничают, выдавая ее за решительность, а может быть, пытаясь понравиться
МВФ»
В данном разделе нашего сайта Вы можете найти статьи по следующим темам:
экономика России, экономические реформы в России, приватизация в России,
Россия в мировой экономике,
реформы Путина, социальная политика государства, экономическая политика,
Стабилизационный фонд, монетизация льгот, инфляция, государственное
регулирование экономики и многим другим.
К сожалению, материалы не стуктурированы по ключевым словам, поэтому
проще всего просмотреть заголовки статей и таким образом выбрать
интересующие вас
материалы. В конце многих статей стоят ссылки на родственные публикации.
Заметим,
что значительное число материалов, представленных на нашем сайте, сложно
или
вообще невозможно найти на других ресурсах интернета.
акад. О. Т. Богомолов
«Новые советы российскому правительству. Американские экономисты разъяснили
основные положения совместного Обращения» ...
В этой связи хотелось бы напомнить, что "НГ" в июне
этого года опубликовала Обращение видных российских и американских
экономистов, в том числе пяти лауреатов Нобелевской премии, к российскому
президенту и правительству с изложением ряда краеугольных принципов
экономической политики, которые, по их мнению, должны были способствовать
преодолению кризиса и оживлению российской экономики. Адресаты не сочли
нужным прореагировать на эти публикации.
МВФ: урок для Украины Юрий Пахомов,
академик НАН Украины, директор Института мировой экономики и международных
отношений НАН Украины
...Нельзя обойти молчанием и попытку приписать МВФ успехи в
странах Западной Европы; они (эти успехи) благодаря МВФ якобы просто
"не привлекают к себе такого внимания". В действительности же в
западноевропейских странах происходило все с точностью до наоборот: вместо
внезапной скоропалительной открытости (как в Украине или России)
осуществлялась многолетняя (пока экономика не стала кокурентоспособной)
избирательная протекционистская закрытость; вместо оттеснения государства
обеспечивалось его усиление; вместо чистой рыночной стихии достигалось
сочетание рынка с индикативным и иным планированием и т. д. Либерализация,
выявление полноты мощи рынка, масштабная приватизация и пр. - все это
венчало, а не предваряло (как по МВФ) трансформации. "Немецкое
экономическое чудо, - пишет Л. Эрхард, - состоялось без сплошной
либерализации, без полной приватизации промышленности, в условиях множества
внешнеторговых ограничений" [8]. А вот что в связи с непричастностью
МВФ к делам западноевропейским сказал в середине 90-х председатель
Европейской экономической комиссии ООН П. Раймент: "Предлагаемая (МВФ
- Ю. П.) модель капитализма не имеет ничего общего с тем, что
практиковалось в Западной Европе и в других демократических странах с
рыночной экономикой. Там главным являлся градуализм, а скоропалительные,
или шоковые мероприятия - редкое исключение" [9].
...Годам, предшествующим мировому финансовому кризису (1994, 1995), был
посвящен и анализ 20 экономик, осуществленный под руководством
Дж. Сакса
[13]. Именно по итогам данного обследования, а также вследствие других
наблюдений этот бывший сторонник реформ по МВФ стал яростным и, пожалуй,
наиболее убедительным разоблачителем реформаторских деяний этой
организации...
... Сошлемся на мнение того же Дж. Стиглица: "МВФ, - писал он, -
нравится это или нет, является государственным (разумеется, американским -
Ю. П.) учреждением, несмотря на претензию на корпоративность" [35]. Он
же называл "шоковую терапию" блицкригом, а сам подход -
якобинско-большевистским [36]. Дж. Стиглицу вторит Дж. Сакс - многолетний
включенный наблюдатель деяний Фонда: "Откровенно говоря, МВФ слишком
заботится об интересах Уолл-стрит" [37]...
Узловые проблемы развития российской экономики и механизм их реализации ГАВРИИЛ ПОПОВ
доктор экономических наук, профессор, президент Вольного экономического
общества России
• Россия может сохраниться только в роли великой державы
• Правительственный план жилищной реформы продолжает линию на упразднение
среднего класса
• Пять блоков альтернативного варианта жилищно-коммунальных
преобразований
Результаты экономических реформ в
постсоциалистических странах Руслан Гринберг доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института
международных экономических и политических исследований РАН • Разочаровывающие итоги системной трансформации в России обусловлены в
первую очередь попытками исполнительной власти реализовать неолиберальную
стратегию и лишь во вторую очередь неблагоприятными стартовыми условиями
• Ставка на всесилие «экономической свободы» при игнорировании всего
многообразия рыночных институтов не позволяет России вырваться на
траекторию устойчивого экономического роста
• Только правительство, сформированное с учетом соотношения сил в
парламенте, подконтрольно обществу и в состоянии проявить политическую
волю
Необходима новая стратегия реформ В России возникла хозяйственная система, которая качественно отличается от
нормальной рыночной экономики
Дмитрий Львов, Александр Некипелов
Американский проект для Восточной Европы Обсуждение на страницах журнала «Общественные науки и современность» (1991,
N
3)
Милтон Фридман
«Четыре шага к свободе»;
Р. Гринберг
: Милтон Фридман прав, но...;
В. Данилов-Данильян
: Свобода без процветания;
И. Дискин
: Четыре шага по тонкому льду;
А.
Бузгалин, А.
Калганов
: Вверх по лестнице, ведущей вниз
Сергей Дубовский ”Требуется кейнсианский
подход” Экономическую программу Грефа ждет быстрый и сокрушительный провал, если
она сожмет внутренний рынок
...Судя по программе Грефа, российские либералы обозначенную проблему
видеть не хотят, ничем, кроме приватизации и сокращения госбюджета,
заниматься не желают. Но без государственного кейнсианского регулирования
не бывает успешной рыночной системы. Без рационального распределения
доходов российская экономика никогда не сможет перейти к устойчивому
развитию. И никакие агитпромовские клише о "благоприятном
инвестиционном климате", о "точках роста", о "снижении
государственной и социальной нагрузки", об "эффективном
собственнике" здесь не помогут. Эти бесконечные разговоры служат лишь
дымовой завесой для вывоза из страны финансовых и природных ресурсов..
Академик А. Некипелов: «Перечень мер по рационализации российской
экономики»
В результате реформ в России была создана глубоко деформированная
псевдо-рыночная экономика. Она нацелена не на созидание, а скорее на
самопожирание, т. е на поглощение общественного богатства ( отсюда
гипертрофированная спекулятивная сфера). Главными чертами этой экономики
являются бартер, неплатежи, высокий уровень криминализации. Ничего
удивительного, что российская
экономика извращенным образом реагирует на стандартные приемы монетарной и
налоговой политики...
Академик А. Некипелов выступил в Бостоне с докладом: "Российская экономика
после 17 августа 1998 года: была ли новая политика успешной?
... Aкад. А. Некипелов высоко оценивает политику Е. Примакова: "Итак,
правительство Е. Примакова вместе с главой Центробанка сумели отвести от
России угрозу наихудшего сценария развития. Благодаря своему умению
маневрировать между фискальной и денежной политикой они сохранили
банковскую систему и сумели удержать под контролем инфляцию". Вместе с тем
автор не согласен с теми, кто утверждает, что правительство Примакова
оказалось успешным исключительно потому, что продолжало политику,
разработанную "Вашингтонским консенсусом".
Виктор Ивантер : "Живи по средствам" – глупейшая идея
(интервью газете "Сегодня")
... Например, несколько дней назад в Центре Г.Грефа мы обсуждали проблему
обеспечения продуктами питания. В результате дискуссии выяснилось, что
предлагается развивать индивидуальное землевладение. Это означает, что
каждому человеку придется обеспечивать себя самому, выращивая
продовольствие на своем клочке земли. Это тоже входит в понятие
депрессивной экономики. Это не катастрофа, поскольку люди не умирают от
голода, но это подлинное вырождение. Такая экономика не имеет внутренних
сил для роста. Следовательно, необходим мощный импульс, который может быть
дан только государством.
Экономисты предлагают альтернативу либерализму – отчет о заседании
«Состояние и прогноз макроэкономики России»
...
Нетрудно заметить, что в работе сессии участвовали экономисты только одного
определенного направления, которое противостоит либеральной идеологии,
господствующей в правительстве и администрации
президента. Организаторы конференции приглашали участвовать и своих
оппонентов, в частности, советника президента Андрея Илларионова и
руководителя Рабочего центра экономических реформ при правительстве
Владимира Мау. Под разными предлогами наши оппоненты от участия в прямой,
открытой дискуссии ушли, причем не в первый раз. Практика совместной с ними
работы, например, в комиссиях Госсовета показывает, что они и там не готовы
убедительно и на достаточном научном уровне отстаивать свои аргументы,
предпочитая использовать свое преобладание в бюрократических структурах для
проведения выгодных им решений.
Евгений Гильбо «Россия и мир накануне перемен»
Крах неоконсерватизма и неоглобализма
— Дж. Гэлбрейт. Кризис Глобализации
— Моральный аспект неоконсерватизма — Экономические аспекты политики
неоглобализма — Глобальные политические сдвиги — Политические сдвиги в
России — Итоги и перспективы
Государственное управление: проблемы и перспективы Михаил Делягин
доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации
(Россия)
• Ресурс развития России — не государство, а его оздоровление
• Непосредственная причина низкой эффективности государства в том, что
никто не занимается организацией его работы
• Главная причина недееспособности центрального управления — всеобщая
безответственность
Перекосы в распределении доходов и средний
класс в России Анатолий Жуков
,
доктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений
(Россия)
• Главная причина малочисленности среднего класса в России в неэффективной
и социально несправедливой политике доходов
• Повышение реальной заработной платы – ключевое направление в
формировании среднего класса
• Становление широкого слоя среднего класса в России невозможно без
усиления роли государства в политике доходов
Регулирование инновационного процесса в условиях кризиса Роберт Нижегородцев
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института проблем
управления РАН
• Стремление к получению прибыли при минимальных издержках вынуждает
предприятия заменять сложные технологии ручным трудом
• Необходимо ускоренное обновление основного капитала
• Узость внутреннего рынка наукоемкой продукции требует активных действий
государства по поддержанию сферы информационного производства
Великая депрессия в США и современный российский кризис: причины и пути
преодоления Виктор Остапенко,
кандидат экономических наук, заместитель директора
Научно-исследовательского финансового института
Министерства финансов РФ
• Для преодоления из кризиса администрация США использовала в первую
очередь экономические меры государственного воздействия, тогда как
правительство России применяет в основном монетаристские методы
• Для выхода России из кризиса необходимо сочетать монетаристские и
экономико-организационные меры
Уроки западного регулирования для России Станислав Меньшиков,
доктор экономических наук, профессор
Центральный экономико-математический институт РАН
• Реформы в России не были подготовлены реальной экономической средой
• Платность услуг это прежде всего вопрос уровня производительности труда
• Каждой конкретной ситуации в экономике соответствует свой преобладающий
способ стимулирования
Особенности российской модели управления государственным сектором Евгений Балацкий
доктор экономических наук, заведующий сектором Института макроэкономических
исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ
• Зауженное понимание политики управления госсектором – основная проблема
российской модели макроэкономического регулирования
• Подготовка и принятие нескольких нормативно-правовых актов, каждый из
которых нацелен на решение конкретной задачи, – наиболее целесообразная
альтернатива нынешней политике
• Закрепление количественных и качественных ориентиров развития госсектора
– основа формирования эффективной национальной модели управления
Либерализм и социальные гарантии в условиях переходной экономики Наталья Римашевская
доктор экономических наук, директор Института социально-экономических
проблем народонаселения РАН
• Непродуманная политика привела к значительной поляризации доходов
населения
• Социальное государство не может сочетаться с ортодоксальным
либерализмом
• В механизм реализации социальной политики входят элементы
государственных гарантий, социальной поддержки и либерализма
Проблема выбора стратегии на XXI век Леонид Абалкин
действительный член Российской академии наук, директор Института экономики
РАН
• Анализ перспектив экономического развития целесообразно строить на
многовариантных, масштабных и глобальных подходах
• В России пока отсутствует стратегия экономического и общественного
развития
• Стратегия должна быть четко сформулирована и поддерживаться большинством
населения страны
Собственность и справедливость в социальной
политике государства Владимир Булавко
кандидат экономических наук, первый проректор Академии управления при
Президенте Республики Беларусь
• Органы управления должны поддерживать формы собственности, способствующие
прогрессу экономики и повышению уровня жизни народа
• Критерий справедливости следует активно применять в области организации
труда и распределения доходов
Постановка целей государственного регулирования – основа экономической
политики Леонид Селитренников
заместитель главы Администрации Воронежской области
Юрий Трещевский
кандидат экономических наук, доцент Воронежского государственного
университета
• Институциональные преобразования являются не целью реформы, а средством
достижения ее целей
• Неправильное целеполагание привело в России к ухудшению положения
наемных работников и образованию монопольно-бюрократических структур
• В российских условиях противопоставление социальных целей и
экономической эффективности неправомерно
Каким курсом пойдет Россия в новый век? Олег Богомолов,
академик РАН
• Чуда ожидать не приходится, пора менять стратегию
• Без сильного и авторитетного государства рыночные реформы не будут
успешными
• Успех зависит от качества политики, от правильных ориентиров
• Многое говорит в пользу рыночного социализма
Социальная политика как фактор устойчивого развития Ирина Соболева
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра исследований
рынка труда Института экономики РАН
•Активная социальная политика – важнейшее условие конкурентоспособности
экономики
•Опора только на рыночный механизм при отсутствии социальных ориентиров
ведет к деградации человеческого потенциала и тормозит экономическое
развитие
•В России ведущую роль в сохранении и восстановлении человеческого и
социального капитала должны играть социальные отрасли государственного
сектора
Где искать философский камень роста? Олег Богомолов
действительный член Российской академии наук, директор Института
международных экономических и политических исследований РАН
• Переход к подъему решающим образом зависит от роли государства, его
стратегии и действенности регулирования
• Во многих странах сочетание государственного интервенционизма и
либерализации дали позитивные результаты
Усиление роли государства по ограничению теневой экономики в России Михаил Тарасов,
кандидат экономических наук, доцент(г. Якутск, Россия)
• В социально-экономической политике государства в 90-е годы допущено много
просчетов и ошибок
• Теневая экономика стала одной из подсистем рыночного хозяйства
• В последнее время государственное воздействие на теневую экономику
становится более эффективным
Планирование системообразующий элемент
государственного регулирования экономики Иосиф Кац
доктор экономических наук, профессор Ульяновского государственного
университета (Россия)
• “Близорукость” рынка можно компенсировать планомерным воздействием на ряд
экономических процессов
• Система государственного планирования предполагает четкое разделение
сфер влияния иерархических уровней управления
• В основе планирования факторов производства должны лежать прогрессивные
нормативы
Блеск и нищета либерализма Режим "открытой экономики" и восстановление самодостаточного
хозяйства России и стран СНГ несовместимы
Леонид Новиков
Форд и Гейтс преподают уроки Станислав Меньшиков
доктор экономических наук, профессор, главный экономический сотрудник
Центрального экономико-математического института РАН
• Умение сочетать относительно высокую зарплату с высокой прибылью и
дешевой продукцией постепенно стало основой перестройки старого
капитализма
• И в условиях плановой экономики решались задачи соединения централизации
с хозрасчетом, нередко на более высоком уровне
• Американский капитализм опередил других в значительной мере за счет
внедрения массового производства
Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики Николай Петраков
,
академик РАН, директор Института рынка РАН
• Источником экономического роста России является уникальный сплав ее
природных богатств и интеллектуального потенциала
• Для эффективного использования производственных мощностей и природных
ресурсов важно не кто ими владеет, а кто управляет
• Инвентаризация основных фондов предприятий по рыночному курсу и введение
налога на имущество способны выявить эффективных собственников
Научно-исследовательский институт социальных систем
Первое полугодие 1994 г
Правительство Черномырдина не выработало собственной концепции
хозяйственной политики. Несмотря на резкую критику Гайдара Черномырдиным,
нынешнее правительство инерционно продолжает “монетаристскую” политику.
Кабинет оказался в своего рода “западне”. Продолжение “монетаристского”
курса при видимом насыщении потребительского рынка в условиях инфляции в
конечном счете ведет к хозяйственному краху. Отказ от этой политики и
возврат к “жесткому” государственному руководству — к разрушению
потребительского рынка и карточной системе. Этим противоречием и
обусловливается безынициативная “спонтанная” политика кабинета министров.
“Кодекс победившего фискализма”
Журнал БОСС №5, 2000
Федор Семевский
В компании “ФОРС” провели исследование российской налоговой системы. И
ужаснулись тому, сколь нерационально она организована
Роль государства в повышении конкурентоспособности российских
производителей Сергей Огородов
,
кандидат экономических наук,Торгово-промышленная палата РФ
• Имеющиеся в России конкурентные преимущества позволяют ей войти в первую
половину или даже в треть рейтинга мировой конкурентоспособности по
отдельным показателям
• Основные причины низкой конкурентоспособности обусловлены особенностями
как российской рыночной системы, так и политики, проводимой государством и
предприятиями
• России следует активнее поворачивать от сырьевой к технологической
ориентации развития экономики
Государственное регулирование иностранных инвестиций: российские реалии и
мировой опыт Валерий Караваев
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН
• Россия занимает крайне скромные позиции на международном рынке
инвестиций
• Правовое регулирование иностранных вложений следует довести до уровня
мировых стандартов
• Необходимые условия прихода серьезных инвесторов – дебюрократизация и
прозрачность административных процедур
• Территориальное распределение прямых иностранных инвестиций страдает
серьезными диспропорциями