Пресс-конференция депутата Государственной Думы РФ Сергея Юрьевича Глазьева.
Красноярск. 28 января 2003 года
Сергей Глазьев
: Если говорить о главной теме нашей встречи – социально-экономическом положении в России, то должен заметить, что, не смотря на оптимистические заявления Правительства, несмотря на бравые отчёты о том, в стране идёт экономический рост на фоне общемирового экономического спада, в действительности ситуация остаётся очень сложной. Четырёх процентный рост достигнут, главным образом, благодаря коньюктуре мировых рынков, и вклад Правительства в экономический рост составляет минус 5 %. Это результат политики бюджетного профицита, это результат вывоза из России колоссальных капиталов, примерно 20 миллиардов долларов вывозятся частными структурами и 15 миллиардов долларов вывозится непосредственно Правительством в качестве платежей по внешнему долгу. Итогом деятельности Правительства в прошлом году стала ликвидация многих прав граждан, в том числе социальных гарантий.
В частности ликвидированы были льготы для военнослужащих, честно заработанные и с которыми власть считалась десятилетиями, ликвидированы заслуженные льготы сельским специалистам. Думское большинство, с подачи Правительства, заморозило практически все социальные обязательства государства. В этом году не будут выполняться ни закон об образовании, ни закон о культуре, ни закон о науке, ни закон об обороне в части финансирования государственных расходов. То есть российское Правительство, по сути, является банкротом перед собственным населением, потому что не выполняет ни один, установленный федеральными законами, норматив финансирования своих обязательств, как перед гражданами, так и перед страной в целом. Это касается не только законов об инвалидах и ветеранах и различных социальных пособий, это касается и таких важных тем, как национальная оборона, как наука, где власть также игнорирует свои обязательства. В итоге мы видим, что экономический рост замкнут в узкой группе сырьевых отраслей. Это отрасли, которые стали частью мирового рынка, и, по сути, работают уже не столько в интересах страны, сколько в рамках глобального мирового хозяйства. Об этом говорят цифры. Фактически 90 % цветных металлов, половина нефти, 80 % минеральных удобрений наша страна производит на экспорт. То, что вывозится на экспорт, получает некоторое финансирование, то, что ориентировано на внутренний рынок, находится в состоянии глубокой депрессии, и финансовое положение предприятий машиностроения и обрабатывающей промышленности остаётся неудовлетворительным. В рамках этой политики нашу страну ждёт дальнейшая дезинтеграция экономики. Шансы на успех имеют лишь небольшое количество сырьевых отраслей, которые являются притягательными для иностранных инвесторов. Что касается главных моторов современного экономического роста - это наукоёмкая промышленность, машиностроение, наука - эти сферы находятся в упадке и продолжают деградация. Наиболее важный показатель, по которому мы должны оценивать перспективу нашего развития, это уровень инвестиций. На сегодняшний день мы видим, что динамика инвестиций фактически стала нулевой. Темпы роста инвестиций около 3 % , которые даёт нам официальная статистика, говорит о том, что экономика, по сути, в депрессии. Огромные инвестиционные возможности не используются, фактически используется лишь 1/3 потенциального объёма сбережений, которые могут быть направлены с целью экономического развития. Мы, по сути, теряем, может быть, немногие остающиеся ещё возможности для оптимизации экономического роста. Это совершенно пагубным образом отражается на уровне жизни в большинстве регионов страны. Вот, собственно говоря, оценки, которые мы можем сделать, исходя из объективных фактов. Если говорить о перспективах развития в этом году, то они заданы бюджетом, который был принят большинством Государственной Думы. В этом бюджете, как я уже сказал, не выполняется ни один, установленный законом норматив. Чистый вклад бюджета в экономический рост составляет приблизительно минус 200 миллиардов рублей. Это сокращение конечного спроса вследствие политики бюджетного профицита. В бюджете отсутствуют меры по поддержке инвестиций научно-технического прогресса и экономического роста, то есть экономика предоставлена сама себе. В этой ситуации благополучие отрасли зависит целиком от конъюнктуры мирового рынка, если говорить о сырьевом экспорте, а остальные отрасли ориентированы на внутренний спрос, на развитие внутреннего рынка, фактически обречены на стагнацию. Поэтому текущий год тоже станет годом потерянных возможностей. Можно прогнозировать, что Россия потеряет ещё 30 миллиардов долларов, в том числе 17 миллиардов долларов платежей по внешнему долгу. И сужение сферы социальной ответственности государства, несомненно, негативно скажется и на уровне жизни. Должен сказать, что Думское большинство, Правительство и Президент отвергли многие наши предложения, ориентированные на поддержку экономического роста. В частности, вопреки своим обещаниям, господин Путин, точнее Правительство господина Путина в лице вице-премьера Кудрина, негативно отреагировала на наше согласованное с Президентом предложение по изъятию природной ренты в доход государственного бюджета. Осенью этого года мы представили концепцию альтернативной бюджетной политики, согласно которой доходы бюджета можно было бы увеличить на 500 миллиардов рублей за счёт возврата государству доходов от эксплуатации природных ресурсов. Для этого нами был внесён проект закона «О налоге на дополнительный доход недропользователей», ряд других законодательных инициатив. В совокупности они бы дали искомое увеличение федерального бюджета практически в полтора раза. Это позволило бы государству выполнить все свои социальные обязательства, а так же существенно нарастить программы развития, реализовать систему целевых программ структурной перестройки экономики, запустить банк развития, организовать бюджет развития и дать возможность перспективным отраслям нашей экономики подняться. Но это не произошло, потому что цена вопроса около 20 миллиардов долларов природной ренты, которая сегодня находится в частных руках у тех, кто эксплуатирует месторождения полезных ископаемых, и эти люди используют всё своё политическое влияние, чтобы не дать возможности государству распорядиться своим правом собственности на недра. К сожалению, Президент вместе с Правительством при всех своих заявлениях о том, что недра должны работать в интересах общества, о том, что природная рента должна доставаться государственному бюджету, в действительности не только ничего не делают для реализации этих положений, но и противодействуют нам, мешают нам реализовать право государственной собственности на недра и ликвидировать бюджетный кризис, вызванный хроническим недостатком бюджетных доходов. Если бы наши предложения были реализованы, темпы экономического роста можно было бы поддерживать на уровне не менее 10 % в год, в том числе рост инвестиций не менее 25 % в расчёте на прошлый год и на текущий год за счёт бюджета развития, за счёт запуска банка развития, федеральных целевых программ и снижения налогов на труд и на производство, которое можно было бы организовать, если бы мы сверхприбыли по эксплуатации природных ресурсов вернули в бюджет, поэтому из двух вариантов развития, вариант активный ориентированный на активизацию наших конкурентных преимуществ, на рост производства, рост инвестиций, который мы предлагаем вместе с нашей Российской академией наук, и вариант пассивный – статус-кво, который даёт стране максимум 2-3 % роста в год. Правительство выбирает пассивный вариант - вариант, который означает, что возможности будут упущены, что ещё один год страна потеряет, что ещё год мы будем жить с сокращающимся производственным потенциалом, утрачивая, может быть, не многие ещё остающиеся возможности перехода к быстрому и устойчивому экономическому росту.
|