|
Источники : Макконел К., Брю С. Экономикс. - М.: Республика, 1992; Economic Report of the President , Feb ., 1968. Основные направления антикризисной программы заключались в следующем. n Правительство наделялось полномочиями регулировать заработную плату, цены, продолжительность рабочего времени, процесс конкуренции в промышленности. Была введена минимальная заработная плата, установлена максимальная продолжительность рабочего дня, действовали "кодексы честной конкуренции". n Правительственные органы приняли и реализовали ряд программ-заказов (на накапливаемые и приобретаемые государством стратегические материалы, сырье, оборудование). Поставки оплачивались из федерального бюджета. n Федеральное правительство организовало общественные работы, затратив в 1933-1939 гг. на их финансирование более 12 млрд долл. n Была принята и реализована федеральная программа чрезвычайной помощи. Объем финансирования программы составил 1 млрд долл., из них 500 млн передано штатам непосредственно, а остальная часть предоставлялась с условием, что на каждый доллар федеральных средств правительства штатов и местные органы власти выделяют на меры по снижению безработицы еще 3 долл. n Осуществлены организация, государственная поддержка и стимулирование жилищного и дорожного строительства, лесонасаждений, гидромелиорации, обустройства национальных парков. В частности, в 1933 г. создана Ссудная корпорация владельцев жилья, эмитирующая облигации для обеспечения рефинансирования закладных, а в 1938 г. - Федеральная национальная ипотечная ассоциация ( FNMA , или "Фани-Мэй" - FM ). После того как ипотечные банки выдали кредиты гражданам на покупку жилья, они продают эти кредиты (долговые обязательства граждан) FM . Полученные от FM в результате такой сделки деньги служат ипотечным банкам источником выдачи кредита другим гражданам. Начальный капитал FM был сформирован за счет федерального бюджета, затем она выпустила акции для продажи частным инвесторам, но по-прежнему продолжает оставаться под определенным контролем правительства. FM имеет кредитную линию в министерстве финансов США. n В марте 1933 г. по решению президента Ф.Рузвельта были закрыты коммерческие банки и за две недели проведена их ревизия. 1/3 банков ликвидирована. Образованная реконструктивная финансовая корпорация взяла на себя функции многих разорившихся банков. Устойчивые банки получили разрешение продолжать операции, неустойчивые ставились под контроль государственных уполномоченных. Коммерческие банки получили право лишь принимать у акционерной компании депозиты и давать ей кредиты. Что касается функций инвестиционного института (проведение операций по купле-продаже ценных бумаг), то выполнять их могли лишь специализированные инвестиционные организации (инвестиционные компании, инвестиционные банки, фонды). n Для повышения цен на некоторые виды сельскохозяйственной продукции приняты меры к сокращению ее производства (в целях компенсации ущерба фермерам предоставлялись субсидии, источником которых стали налоги на предприятия, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства). Правительство стремилось повысить цены на сельскохозяйственные продукты до такого уровня, чтобы соотношение между ними и ценами на промышленные товары соответствовало соотношению среднего уровня сельскохозяйственных и промышленных цен за пятилетие, предшествовавшее первой мировой войне. n Усилился государственный контроль за деятельностью на рынке ценных бумаг, ужесточились условия включения акций предприятий в листинг бирж, повысилась индивидуальная и коллективная ответственность биржевых посредников за осуществленные операции. Установлены ограничения колебаний котировок акций в течение одного заседания. Под государственный контроль поставлен биржевой кредит. n В 1930 г. принят закон о таможенном тарифе, в соответствии с которым средний уровень импортных пошлин на облагаемые товары увеличился до 30-40% (по отдельным товарам до 70%), вводилась защита "зарождающихся отраслей". n Университетам разрешено распоряжаться своей собственностью, а вырученные деньги направлять на уставную деятельность, прежде всего на финансирование НИОКР. Наряду с экономико-организационными применялись и монетаристские методы: n понижение официальной учетной ставки. Так, учетная ставка Нью-Йоркского резервного банка периодически снижалась - с 6% в октябре 1929 г. до 1,5% в сентябре 1931 г.; n расширение покупки федеральной резервной системой векселей и государственных ценных бумаг на открытом рынке; n передача в 1934 г. золота Федеральной резервной системы в распоряжение казначейства. Решено отказаться от золотого стандарта, запретить экспорт золота, установить свободно колеблющийся курс доллара относительно других валют; n увеличение расходов федерального бюджета, в основном за счет роста государственного долга (повышения бюджетного дефицита). Если в 1929 г. государственный долг составлял 16,9 млрд долл. (16% ВВП), то в 1940 г. - 50,7 млрд долл. (51% ВВП).
Основные черты кризиса
|
Показатель |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
Валовой внутренний продукт* |
85,5 |
91,3 |
87,3 |
95,9 |
94,4 |
Продукция промышленности* |
82 |
86 |
79 |
97 |
96 |
Продукция сельского хозяйства* |
91 |
96 |
88 |
92 |
93 |
Капитальные вложения* |
60 |
88 |
76 |
90 |
82 |
Индекс потребительских цен** |
26,1 |
9,4 |
3,2 |
2,3 |
1,2 |
Индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию** |
33,8 |
10,0 |
3,3 |
2,8 |
1,3 |
Индекс реализации продукции сельскохозяйственными предприятиями** |
9,4 |
8,1 |
3,0 |
3,3 |
1,4 |
Индекс цен в капитальном строительстве*** |
16,1 |
11,6 |
5,3 |
2,7 |
1,7 |
Индекс тарифов на грузовые перевозки** |
35,6 |
18,5 |
3,5 |
2,7 |
1,2 |
Суммарная просроченная задолженность предприятий и организаций промышленности, сельского хозяйства, транспорта на конец года*** |
... |
... |
5,5 |
2,6 |
2,2 |
Источник
: Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Издательский центр Госкомстата России, - 1997. - Сс. 10, 12, 208.
*В сопоставимых ценах.
**Декабрь к декабрю предыдущего года, в разах.
***В разах к предыдущему году.
n Снижение доходности государственных ценных бумаг. Чтобы привлечь деньги для финансирования бюджетного дефицита, Министерство финансов повышало ее (доходность государственных краткосрочных облигаций со сроком обращения 3 мес. по результатам аукциона возросла с 103,1% в мае 1993 г. до 176,4% в октябре 1993 г.), а затем стало снижать (в октябре 1997 г. доходность 3-месячных ГКО составили 18,6% годовых). Считается, что с уменьшением доходности государственных ценных бумаг коммерческие банки сокращают их покупку и увеличивают кредитование предприятий.
n Регулирование деятельности коммерческих банков - лицензирование их, установление нормативов отчислений в фонд обязательных резервов Центробанка, а также нормативов, определяющих надежность работы банка.
n Сокращение дефицита государственного бюджета. В России дефицит консолидированного бюджета в 1992-1996 гг. составлял (% к ВВП): 1992 г. - 2,8%, 1993 г. - 2,7, 1994 г. - 7, 1995 г. - 3, 1996 г. - 4%, т.е. как и в США в период кризиса в отдельные годы увеличивался. Но если в США дефицит бюджета сразу не финансировался за счет неинфляционного источника - эмиссии государственных бумаг, то в России вначале использовался инфляционный источник - кредиты Центробанка. Однако в дальнейшем источники финансирования изменились - основными стали эмиссия государственных ценных бумаг и внешние займы.
Размеры эмиссии государственных ценных бумаг быстро увеличивались, повышалась их доходность. Для коммерческих банков они стали привлекательным инструментом. В 1996 г. они приобрели около 70% всех государственных ценных бумаг. Естественно, в таких условиях им невыгодно было кредитовать производство, рентабельность которого в 1996 г. снизилась до 10%. Таким образом, государственная политика в отношении рынка ценных бумаг обеспечила увеличение поступлений денег в бюджет и не способствовала выходу производства из кризиса.
С помощью монетаристских мер удалось остановить инфляцию, однако их оказалось недостаточно для оживления производства. Чтобы выйти из кризиса, необходимо сочетать монетаристские и экономико-организационные меры, причем набор последних не столь стандартен, более разнообразен и вытекает из особенностей экономики.
В России преодолению кризиса способствуют (либо будут способствовать в случае их принятия и реализации) следующие экономико-организационные меры.
n Реструктуризация предприятий посредством выделения жизнеспособных производств, изменения специализации или ликвидации нежизнеспособных, выделения ремонтных, сервисных подразделений, создания дилерских фирм, маркетинговых служб, формирования фонда реструктуризации промышленных предприятий.
n Стимулирование малого бизнеса в производственной сфере и коммунальном хозяйстве путем льготного кредитования, создания бизнес-инкубаторов, лизинговых, венчурных фирм, гарантийно-залоговых фондов. В развитых странах на тысячу жителей приходится 20 мелких предприятий, в России - 4. На поддержку малого инновационного предпринимательства практически все федеральные ведомства в США обязаны выделять 2% своего бюджета. Из федерального бюджета для гарантии проектов малого бизнеса ежегодно направляется 10 млрд долл. С участием государства создаются инвестиционные компании малого бизнеса, имеющие налоговые и финансовые льготы, государственные гарантии по ссудам, выдаваемым малым инновационным фирмам (до 75%).
Таблица 3
Показатель |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
Денежная масса - агрегат М2
трлн руб.
|
|
|
|
|
|
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года, в разах) |
... |
9,4 |
3,2 |
2,3 |
1,2 |
ВВП, трлн руб. |
19,0 |
171,5 |
610,7 |
1630,1 |
2256,1 |
Отношение М2 к ВВП, % |
37,4 |
19,4 |
16,0 |
13,5 |
13,1 |
Источник : Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Издательский центр Госкомстата России. - 1997. - Сс. 9, 176, 219.
n Стимулирование развития фермерства путем государственных закупок сельскохозяйственной продукции, создания машинопрокатных станций, лизинговых фирм, выдачи фермерам субсидий за счет налогообложения перерабатывающей промышленности и посреднической деятельности, льготного кредитования под залог земли и имущества.
n Стимулирование жилищного строительства за счет средств граждан путем развития ипотечного кредита, эмиссии жилищных облигаций, создания строительных трудовых сберегательных касс, выдачи государственных премий гражданам в дополнение к их накоплениям в этих кассах.
n Протекционистская таможенная политика. По некоторым данным, россияне за счет импорта получают 99% мяса птицы, 99 - сахара, 97 - мороженой рыбы, 60 - молока, 33 - сливочного масла, 28% мяса. Ввозные пошлины на сельскохозяйственную продукцию составляют в России 5 - 30%, а в Чехии, например, 50-211%. Протекционистская таможенная политика заключается не только в увеличении ввозных пошлин, но и в введении антидемпинговых квот, технических барьеров (сертифицирования товаров, прямых ветеринарных запретов).
Некоторые экономисты считают, что стоит обратить внимание на капиталовложения, оживить строительство и начнется рост производства. Анализ кризисов свидетельствует о более сложной связи инвестиций и производства. Несомненно, в США увеличение масштабов жилищного строительства, общественные работы, строительство дорог и каналов способствовали выходу производства из кризиса. Однако как в США, так и в России производство преодолело точку падения и начало медленно увеличиваться при продолжающемся спаде капиталовложений. Это можно объяснить тем обстоятельством, что кризис приводит к снижению коэффициента использования имеющихся производственных мощностей. Когда начинается оживление производства, то на первых порах оно возможно за счет увеличения этого коэффициента, т.е. без инвестиций.
Затем наращивание производства, с одной стороны, требует обновления, наращивания мощностей, с другой - обеспечивает рост инвестиций источниками финансирования, повышение амортизационных отчислений, прибыли, доходов и вкладов граждан.
В России в годы кризиса коэффициент использования производственных мощностей снизился в 2 раза (с 80 - 90 до 40 - 45%), а в отдельных отраслях и более. Рост производства на 10 - 15% возможен за счет повышения этого коэффициента в ряде отраслей, в том числе в текстильной, швейной, пищевой. В некоторых отраслях машиностроения увеличение производства за счет данного фактора может быть более существенным.
Однако часть производственных мощностей, особенно в отдельных отраслях машиностроения, не пригодна для выпуска конкурентоспособной продукции.
Кроме того, средства труда на многих предприятиях за годы кризиса не обновлялись. Физический износ основных фондов в нефтеперерабатывающей промышленности увеличился до 77%, газоперерабатывающей - 78, угольной - 56%. Эти средства труда необходимо менять.
Таким образом, рост производства без увеличения производственных инвестиций возможен лишь в течение некоторого времени, затем потребуется увеличение капиталовложений. При этом следует иметь в виду, что росту вложений в обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство будут препятствовать помимо прочего высокие относительные размеры импорта машин, бытовой техники, продовольствия, одежды, обуви, мебели и других товаров.
***
Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что опыт США по преодолению кризиса 1929
- 1933
гг. свидетельствует о том, что для оживления экономики необходимо сочетать монетаристские и экономико-организационные меры,
усилив роль государства в этом процессе.
РЕКЛАМА
|
|
РЕКОМЕНДУЕМ
|
|
Copyright © RusRef 2002-2024. Копирование материалов сайта запрещено |