РАЗДЕЛЫ


ПАРТНЕРЫ






раздел "Статьи отечественных экономистов"

Перечень мер по рационализации российской экономики

Академик А. Некипелов

оригинал

1. Диагноз

В результате реформ в России была создана глубоко деформированная псевдо-рыночная экономика. Она нацелена не на созидание, а скорее на самопожирание, т. е на поглощение общественного богатства ( отсюда гипертрофированная спекулятивная сфера). Главными чертами этой экономики являются бартер, неплатежи, высокий уровень криминализации. Ничего удивительного, что российская экономика извращенным образом реагирует на стандартные приемы монетарной и налоговой политики.

2. Два различных подхода

2.1 Подгонка экономической политики к природе существующей системы

.

Согласно этому подходу упор делается не на общую политику, а скорее на применение изолированных мер, касающихся как взаимоотношений между экономическими единицами ( включая их связи между собой или с государством), так и деления монетарной сферы ( например, введение специальных "инвестиционных денег" или применение особого режима для амортизационных счетов).

2.2 Качественные изменения существующей системы, ее трансформация в развитую рыночную экономику

Различия между двумя подходами - это движение вокруг двух концептуальных линий: "смешанная экономика и чистая рыночная экономика" и "свободный рынок и регулируемый рынок". В этом ( и только в этом) смысле проблема вмешательства государства в экономику вторична: первичным должно быть влияние на параметры рыночной экономики.

Очевидно, что первый подход представляет собой дорогу в никуда. Поэтому наши предложения касаются прежде всего рыночных преобразований российской экономики, а уже затем поиска подходящих механизмов государственного регулирования.

3. Системные изменения

3.1 Усовершенствование прав собственности

Цель : привести управление акционерных компаний в соответствие с интересами вкладчиков, ориентировать его на максимизацию прибыли ( в краткосрочном аспекте) и на увеличение активов компании ( в долгосрочном плане). С достижением этой цели создается базис для адекватных реакций на сигналы рынка со стороны экономических субъектов, а также для эффективной корпоративной системы управления фирм с прозрачной бухгалтерской отчетностью.

Алгоритм решения этой задачи предполагает усилия в двух направлениях.
Во-первых, завершение создания законодательной базы, позволяющей вкладчикам активно использовать их права собственности.
Во-вторых, обеспечить создание системы, позволяющей государству контролировать большую часть собственного капитала с помощью рыночных механизмов. Мы имеем в виду создание специального государственного инвестиционного холдинга (альтернативный вариант- несколько таких компаний), который может рыночными методами управлять принадлежащей государству долей в приватизированных предприятиях.

Должны быть разработаны специальные механизмы, стимулирующие эту инвестиционно-холдинговую компанию к максимизации своего совокупного капитала. Необходимо показать, что ее статус аналогичен Центральному Банку, т.е. государственной организации, не подчиняющейся исполнительной власти. Роль Министерства по управлению государственной собственностью должна быть сведена до функции определения, какая часть и какого государственного имущества передается этой компании. Сама же эта инвестиционно-холдинговая компания будет решать вопросы продажи или покупки акций частному сектору на рыночных условиях. Тогда процесс приватизации и "национализации" перестанет носить произвольный характер.

3.2 Радикальные изменения модуса поведения федерального и местных правительств

Цель: полностью исключить нерыночное поведение государственных субъектов (неуважение к собственным материальным интересам и обязательствам, принуждение предприятий к поставкам товаров ненадежным клиентам, административное давление на фирмы, ограничивающее их распоряжение рабочей силой даже в случаях, когда нет шансов реализации продукта и. т.д.)

Алгоритм: ограничение произвола властей и создание инструментов, адекватных рыночной системе. В частности, для исключения задержек заработной платы, практикуемых правительствами (в том числе использование суррогатных способов оплаты) необходимо принятие законов, заставляющих федеральное правительство в случае, если оно не может платить за заказываемые товары и услуги, либо урегулировать свои долги цивилизованным образом, либо прибегнуть к прямым кредитам Центрального Банка. Такое регулирование, по моему убеждению, не вызовет рост инфляции, а только повысит государственную ответственность.

3.3 Преодоление "финансовой блокады"

Цель: покончить с чудовищной государственной неликвидностью реального сектора экономики.

Алгоритм: единовременная "монетизация" экономики с помощью ликвидации всех долгов.
Одновременное в заранее фиксированный момент списывание и покрытие долгов всех экономических субъектов, включая государство. На счета тех субъектов, долги которых меньше задолженностей их должников, могут быть выданы на соответствующие суммы кредиты, чистые же долги предприятий, напротив, записываются на счета государства. Распоряжения же последними зависят от экономических перспектив должников, промышленной политики, ситуации со сборами налогов и других обстоятельств и потому имеют несколько вариантов: превращение долгов в кредиты, передача части собственности в счет долгов или процедура банкротства.

Чтобы покончить с задержками заработной платы, необходимо законодательно ввести облегченную процедуру перевода долгов наемным работникам в акции, принадлежащие закрытой акционерной компании, создаваемой самими служащими.

4. Преодоление банковского кризиса

Цель: обеспечение нормально функционирующей системы платежей, создание эффективного механизма перевода сбережений в капиталовложения, сдерживание инфляции.

Алгоритм: для достижения вышеуказанных целей необходимо несколько мер.
Во-первых, для обеспечения бесперебойных платежей необходимо серьезно подумать о создании на базе Сбербанка параллельной платежной системы. Желательно, чтобы эта система работала на принципах 100% резервных депозитов. Такая мера позволила бы действовать более решительно в отношении обанкротившихся банков, уменьшила бы денежную массу, объем которой поддерживается страхом нанести неисправимый ущерб платежной системе и создать хаос в экономике в связи с возможными массовыми банкротствами банков.
Во-вторых, обеспечение оборотным капиталом, должно стать центральной функцией коммерческих банков.

Это означает, что необходимо пересмотреть отношение к вложениям коммерческих банков в бумаги и иностранную валюту как внутри страны, так и за рубежом. Акции, как известно, не являются ликвидными средствами из-за сильного колебания их цен. Приобретение валюты коммерческими банками должно быть разрешено только по заказам клиентов, нуждающихся в финансировании импорта.

5. Стабилизация валютного рынка

Цель: обеспечение стабильного курса рубля.

Алгоритм: исключить спекулятивный спрос на иностранную валюту и обеспечить ее необходимое предложение. Чтобы гарантировать это, необходимо:
· ввести обязательную продажу валюты по рыночной цене для всех субъектов, имеющих валютные поступления ( существующие иностранные счета, как например, это было сделано в Польше, могут быть сохранены, но исключены новые поступления на них). Право покупать иностранную валюту представляется только на основании импортных контрактов или иностранных долговых обязательств;
· наладить эффективный контроль текущих валютных счетов с помощью сотрудничества коммерческих банков и государственных органов;
· перевести все иностранные счета из коммерческих банков в Центральный банк России (в качестве альтернативных банков могут быть также Внешторгбанк и Внешэкономбанк);
· ввести контроль за долгосрочными и краткосрочными потоками капитала из страны и в нее.

6. Монетарная и налоговая политика

Цель: обеспечить благоприятные макроэкономические условия для устойчивого экономического роста.

Алгоритм:
· по окончании "финансовой блокады", реализуемой одновременным погашением всех долгов, необходима ответственная антиинфляционная политика;
· одновременная "монетизация" экономики приведет к значительному вливанию в консолидированный государственный бюджет; следовательно, появятся условия для первичного профицита бюджета, что сделает возможным рост государственных расходов.

7. Промышленная и социальная политика

Цель: обеспечить активную роль государства в регулировании рыночного реформирования экономики.

Алгоритм: концентрация всех имеющихся ресурсов для обеспечения условий справедливого перераспределения трудностей реформирования и создания условий для возвращения страны в систему государств с высокоразвитой экономикой. В тоже самое время необходимо сделать все возможное, чтобы освободить рыночные механизмы от неэффективной деятельности.

Промышленная политика государства должна включать такие механизмы как: государственные заказы (причем своевременная их оплата должна быть гарантирована), налоговые льготы и субсидии, таможенные сборы, поощряющие экспорт и ведущие к сокращению импорта (в выбранных отраслях), стимулирование иностранных инвестиций и т.д. Вместе с тем особое внимание должно уделяться тому, чтобы регулирование перераспределения ресурсов не подавляло рыночные механизмы.

Исключительно важно, чтобы рыночные силы заработали в областях. являющихся национальным приоритетом. Например, было бы глубоко ошибочным вводить высокие таможенные налоги для поддержки отдельных отраслей. Необходимо разработать схему постепенного снижения таких тарифов до нормального уровня, как бы приучая производителей к условиям мирового рынка, а не изолировать их от него.


Обсудить на форуме


Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц против российских либералов и МВФ



РЕКЛАМА


РЕКОМЕНДУЕМ
 

Российские реформы в цифрах и фактах

С.Меньшиков
- статьи по экономике России

Монитор реформы науки -
совместный проект Scientific.ru и Researcher-at.ru



 

Главная | Статьи западных экономистов | Статьи отечественных экономистов | Обращения к правительствам РФ | Джозеф Стиглиц | Отчет Счетной палаты о приватизации | Зарубежный опыт
Природная рента | Статьи в СМИ | Разное | Гостевая | Почта | Ссылки | Наши баннеры | Шутки
    Яндекс.Метрика

Copyright © RusRef 2002-2024. Копирование материалов сайта запрещено