Об авторе: Станислав Меньшиков - известный российский экономист, профессор, доктор экономических наук. В прошлом - профессор МГУ, МГИМО, НГУ,
Эразмского университета (Нидерланды) и т. д.. Заведует лабораторией в Центральном экономико-математическом институте РАН. Автор многочисленных научных и публицистических статей и книг.
Станислав Меньшиков является соавтором (причем единственным) знаменитого американского экономиста Джона Кеннета Гэлбрейта. В 2004 году
вышла книга проф. Меньшикова "Анатомия российского капитализма", фрагменты которой можно найти на нашем сайте.
Недавно на заседании
правительства разгорелся необычный спор
между премьером Михаилом Фрадковым и двумя
главными экономическими министрами -
Германом Грефом и Алексеем Кудриным.
Фрадков упрекал Грефа в том, что заложенные
министерством экономического развития и
торговли (МЭРТом) темпы роста ВВП даже в
самом оптимистическом варианте не дадут
назначенного президентом Путиным удвоения.
В ответ Греф клялся, что не видит иного
выхода кроме как вкладывать еще больше
средств в развитие нефтяной отрасли,
которая, по его словам, и есть основной
локомотив экономического роста. Даже
высокие мировые цены не помогут делу,
говорил он, т.к. экспорт нефти упирается в
узкие места - недостаточную добычу
пропускную способность нефтепроводов.
Фрадков же требовал от Грефа искать
дополнительных внутренних резервов роста и
не без оснований предупредил, что если все
ресурсы бросить на подъем экспорта нефти,
то совсем загубим авиапром и другие
ключевые отрасли обрабатывающей
промышленности.
На помощь Грефу пришел Кудрин,
который в свою очередь упрекнул Фрадкова,
что именно при нем остановилась реформа
электроэнергетики, тормозится реформа
жилищно-коммунального хозяйства, а
рыночная перестройка газовой отрасли не
идет вовсе. Без этих реформ, утверждал
министр финансов, никакого удвоения ВВП не
будет. Конечно, упрек сей был не по адресу, т.к.
лозунг "Руки прочь от "Газпрома"!"
был выдвинут самим президентом, а вовсе не
Фрадковыс. Точно так же премьер никогда не
решился бы обидеть электро-босса Чубайса,
не получив добро из Кремля. Что касается ЖКХ,
то его реформа уткнулась не в премьера, а,
главным образом, в бедность населения.
Кроме того, и ежу ясно, что если поднять все
цены сразу - за электричество, газ и
квартплату, то на удвоении ВВП можно и вовсе
поставить крест.
Фрадков полемизировать с
Кудриным не стал, но заметил, что, наверно,
министров надо время от времени менять
местами, чтобы помочь им расширить свой
горизонт и приблизиться к жизни. Намек этот
был воспринят, как предостережение о
грядущих отставках. Обиженные Греф и Кудрин
поспешили в Бочаров ручей жаловаться
Путину, а тот по-отечески обещал поговорить
с премьером. Как дальше разовьется эта
коллизия в российских верхах, сказать
трудно. Но ясно одно: в правительстве
сложилась крыловская (по классику-баснописцу)
ситуация, при которой, с одной стороны, воз
экономики тянут одновременно в разных
направлениях лебедь-Фрадков, рак-Греф и
щука-Кудрин, а, с другой стороны, выход из
тупика ищут в формуле "Да вы не так сидите".
В такой ситуации и воз экономики с места не
сдвигается, и музыка удвоения на лад не идет.
Глядя на это бюрократическое
безобразие, так и хочется сказать: да когда
же вы, братцы, кончите играть в цифирь, дележ
портфелей и займетесь, наконец, делом. А
дело заключается в том, что при внешне
радужной статистической картине
ежегодного роста экономика почти
повсеместно пребывает в состоянии
глубокого упадка и развала, а руководящая
рука государства, которая могла бы спасти
положение, практически отсутствует.
Недавно в телевизионной
программе Андрея Караулова "Момент
истины" выступили некоторые наши ведущие
промышленники и ученые, которые в один
голос подтвердили факт продолжающегося
массового закрытия и разорения вполне
рентабельных промышленных предприятий,
заводов, научно-исследовательских
институтов, в том числе в стратегически
важных сферах оборонки. Говорили о
катастрофической нехватке кадров,
инженеров, квалифицированных рабочих, о
почти полном развале системы
профессионально-технического образования.
Вот выдержки из стенограммы этой
поучительной передачи.
"НИКОЛАЙ ПАНИЧЕВ (председатель
совета директоров ассоциации "Станкоинструмент",
заслуженный машиностроитель России, в 1986-1991
гг. министр станкостроительной и
инструментальной промышленности
Советского Союза): На сегодня из
предприятий отрасли не осталось ни одного (благополучного).
Или, если остались, они стали посредниками.
ВЕДУЩИЙ: … Новые собственники их
погубили, под таможенные склады определили,
на металлолом станки вывезли. Сколько?
НИКОЛАЙ ПАНИЧЕВ: Я бы назвал так,
где-то около десяти процентов
… Да,
вот был такой завод станков-автоматов,
который изготавливал для часовой
промышленности станки. Он поставлял
большими партиями в Англию станки…
Вот. Нет завода. Просто нет завода. Там
сейчас новые владельцы, торговля идет
… Более того, там даже вот и с
моим участием построили специальный корпус
- термоконстанта - для того, чтобы
изготавливать сверхпрецизионное
оборудование. И этот корпус сегодня
превратился в торговый зал. Или был
знаменитый в Питере завод Свердлова.
Сегодня его нет… Но станки и сейчас
продаются. В прошлом году мы продали в 63
страны мира, а наш рынок для нас как бы такой
мертвый. Если не будет создано в ближайшие
годы условий для производителя, наши заводы
развалятся, просто развалятся. Они и
сегодня на издыхании…
Вопрос
рассматривался
на правительстве несколько раз… Вышла
федеральная целевая программа, над которой
мы, станкостроители, вместе с другими
потребителями оборудования работали 3 года.
Повезло нам, пришел Путин, Путин подписал
эту программу, утвердил ее как премьер,
пришел Греф министром экономики - все это
дело выбросил… было предусмотрено 113
миллионов рублей на НИОКР в год. Вот Греф
это выбросил".
Это только о положении в одной, но
ключевой отрасли, от которой в немалой
степени зависит технический прогресс во
всей экономике. Какая может быть
модернизация без новых станков,
инструментов, без новой технологии? Ясно,
что никакого. И виновники очевидны: и те, кто
раздал процветающие, конкурентоспособные
заводы за бесценок бездарным частникам, и
сами новоявленные капиталисты (об этом
подробнее ниже), и неолиберальные министры,
разглагольствующие о создании "благоприятного
климата для бизнеса", а на деле режущие
под нож важнейшие, уже утвержденные
правительством программы промышленного
развития. Страдает, конечно, не только
станкостроение, но и авиапром, и
машиностроение в целом, и вся
обрабатывающая индустрия, и сельское
хозяйство. Слушать и читать невозможно без
содрогания и злости, как на металл режут
новые, еще не поработавшие станки для
отправки в Китай, где этот металл стоит
дороже наших станков. Режут при полном
бессилии местных губернаторов, понимающих,
что это - экономический геноцид.
Цитируем дальше.
"ЮРИЙ СОЛОМОНОВ
(член-корреспондент РАН, директор и
генеральный конструктор ФГУП "Московский
институт теплотехники"): Президентом
принимаются необходимые решения (по
обеспечению производства стратегических
ракет "Тополь-М"). А они не выполняются.
Ни поручения президента не выполняются, ни
решения правительства. И никто за это не
несет ответственности… Я вам приведу
конкретный пример. Середина 2002 года,
совещание у президента. Присутствуют
министр обороны, другие министры. Я
открытым текстом обращаюсь к президенту:
"Владимир Владимирович, прошу ваших
поручений присутствующим здесь
руководителям подготовить исчерпывающие
предложения на ряде критических
направлений. В случае если эти критические
направления дойдут до кризиса,
производство будет невозможно". Дается
поручение при мне, на этом совещании. Дается
поручение конкретным людям подготовить
предложения в 10-дневный срок. Год проходит.
Ничего не делается…
Два раза уже в этом году, уже
останавливалось серийное производство "Тополя-М",
мы уже второй год не можем пустить
московский НИИ "Графит", который, вы,
наверное, знаете, это уникальное
предприятие, потому что распределительные
энергосети находятся не в его ведении. Ну,
так получилось, что площадка с точки зрения
передачи электроэнергии проходит еще один
промежуточный пункт: владельца, частника,
который не отпускает эту электроэнергию
потребителю - НИИ "Графиту". Никто не
может в нашем государстве помочь Отвечают:
Мы не можем вмешиваться в спор
хозяйствующих субъектов. Вы можете себе
представить?
Я вот официально заявил, что если
не будет в этом году принято необходимых
срочнейших мер, то в следующем году
серийное производство ракет "Тополь-М"
в нашем государстве будет невозможно. То же
самое касается и самой перспективной
ракеты "Булава"… Да, пройдет 10-15 лет, и
к 20-му году мы будем голые".
Обратите внимание - речь идет о
самой сердцевине военно-промышленного
комплекса. Дело не только в отсутствии
самого элементарного порядка. Идет
беспардонный и наглый саботаж
президентских решений - и высокими
чиновниками , и безнаказанными частниками,
у которых наверняка есть "рука" где-то
повыше самого Кремля. Поражает и
безразличие президента, который год за
годом мирится с подобным саботажем. Почему
глава государства, который в два счета
скрутил такого "слона" олигархии, как
Ходорковский, теряется перед роем
бюрократических и иных мышей, подрывающих
самые основы ядерной безопасности
государства?
Мы привели только два примера. В
"Моменте истины" их десятки. Да и не
только она свидетельствует о вопиющем
беспределе, царящем в нашей промышленности.
Очень показателен последний пример с
многомесячной задержкой зарплаты рабочим
ульяновского военного завода. Главная
деталь в этом скандале - затерявшиеся
миллионы, якобы переведенные министерством
обороны заводу и пропавшие по дороге. Какой
современный А. И. Корейко месяцами успешно
прокручивал эти деньги под
высокопоставленными носами министра
обороны и ульяновского губернатора? А
виновного никто и не искал и не наказывал. В
таком государстве все возможно.
Скажут: как все это примирить с
данными о ежегодном росте экономики на 6-7
процентов, капитальных инвестиций на 10-11
процентов, доходов населения - еще больше.
Значит, несмотря ни на что, растет все-таки
хозяйство страны, увеличивается ее
производственный потенциал. Однако, при
ближайшем рассмотрении оказывается, что
все это на самом деле не так. Сейчас
готовится к печати книга двух молодых
ученых - Руслана Дзарасова и Дмитрия
Новоженова "Природа российской
корпорации и ее инвестиционное поведение".
Это глубокое исследование, построенное на
изучении практики работы наших предприятий,
не оставляет камня на камне от мифа об
экономическом процветании последних лет.
(примечание rusref.virtbox.ru: читайте на нашем сайте
фрагмент статьи тех же авторов
"Инвестиционное поведение российских корпораций в
условиях инсайдерского контроля")
Оказывается, крупные
собственники, владеющие контрольными
пакетами акций ключевых российских
предприятий, изымают в свою пользу огромную
"инсайдерскую ренту", оставляя
буквально крохи на капитальные вложения.
Инсайдерская рента идет в основном на
роскошества личного потребления наших
миллиардеров и миллионеров, в том числе в
отечественные и зарубежные виллы, дворцы,
яхты и самолеты, а также нарастает в виде их
личных счетов в иностранных,
преимущественно оффшорных банках.
Из-за этого даже самые успешные
корпорации в экспортных отраслях не делают
долговременных вложений в модернизацию,
технический прогресс, разведку новых
месторождений, строительство новых
предприятий. Даже такие, казалось бы,
благополучные компании, как "ЮКОС" или
"Норильский никель", ориентируются на
вложения с окупаемостью всего в год -
полтора. Несмотря на высокую ренту "РУСАЛ"
не строит новых алюминиевых заводов,
вкладывает средства главным образом в
замену сношенного оборудования. На
капитальные инвестиции идет не больше
четверти всей прибыли этих концернов. Для
большинства олигархических групп дешевле
отнять завод у слабого конкурента, чем
построить новый. На железных дорогах и в
электроэнергетике достраивается лишь то,
что начато при советской власти - и то
далеко не все.
Только экспортные отрасли идут
на закупку нового отечественного, редко -
импортного оборудования. Большинство же
предприятий вынуждено довольствоваться
либо подержанным российским оборудованием,
либо продлевать сверх всякой нормы
эксплуатацию того, что у них есть. Что самое
важное, так происходит в годы формального
экономического подъема, когда финансовое
положение предприятий, казалось бы, в целом
улучшилось. Это означает, что типичным
явлением стала либо консервация отсталых
технологий, преобладавших 15, 20 и более лет
назад, либо даже технический регресс по
сравнению с советскими временами.
Преобладание акцента на старые технологии
снижает качество продукции и подрывает
конкурентоспособность. Это негативно
сказывается также на возможностях
привлечения иностранного капитала.
Например, как отмечается в работе Дзарасова
и Новоженова, итальянский "Фиат" и
французский "Рено" были вынуждены
отказаться от совместных проектов, не найдя
у нас предприятий, способных наладить
поставки комплектующих частей нужного
качества. Массовый упадок отечественных
инноваций связан с их невостребованностью
со стороны большинства промышленных фирм.
Для коренного изменения ситуации, делают
вывод авторы монографии, нужны крупные
целенаправленные капиталовложения в
модернизацию производственного аппарата в
течение длительного времени.
Как это сделать? Напрашиваются
два направления: (1) Изменить инвестиционное
поведение крупного бизнеса; и (2) коренным
образом преобразовать национальную
экономическую стратегию, рассчитанную на
десятилетия.
Зарубежные исследования, в том
числе самые новейшие, показывают, что
доминирование крупных собственников -
олигархов существует в подавляющем
большинстве капиталистических стран, и
повсюду изъятие "инсайдерской ренты"
сужает возможности для капитальных
инвестиций, замедляет рост экономики. Но
только в редких случаях инсайдеры -
олигархи доводят дело до технического
регресса и деградации собственных компаний.
Россия представляет собой именно такой
редкий случай. Практика показывает, что ни
улучшение общеэкономической ситуации, ни
снижение налогов на крупный бизнес не
помогает.
Как быть? По-видимому, надо так
изменить налоговую политику, чтобы крупные
инсайдеры платили высокие штрафные налоги
за изъятие прибылей и их
непроизводительное использование. Когда
владельцы крупных пакетов акций платят
государству только 4-9 процентов со своих
дивидендов, притом что официальный налог на
прибыль составляет 24 процента, это только
поощряет олигархов ориентироваться на
краткосрочную выгоду, а не на длительное
качественное развитие своих компаний. И,
наверно, следовало бы восстановить порядок,
по которому разрешалось списывать из сумм,
подлежащих налогообложению,
капиталовложения в модернизацию
производства. Насколько действенными
окажутся эти меры, заранее сказать трудно. В
других странах их эффективность доказана
на практике. Почему бы не попробовать и у
нас?
Но у большинства наших
предприятий технический застой происходит
не от паразитического расходования
сверхприбыли, а от действительно
бедственного финансового состояния. И
помочь им может только государственная
программа, направленная на финансирование
инвестиций в долговременное улучшение
производства. Для этого необходимо, во-первых,
определить источники финансирования такой
программы, а, во-вторых, приоритеты
государственных инвестиций.
Что касается источников, то они
известны - это изъятие сверхприбыли (ренты)
экспортных отраслей. Частично она уже
изымается через экспортные пошлины.
Например, с сентября 2004 года с каждой
вывезенной за границу тонны нефти
компаниям придется платить по 70 долларов,
или около третьей части цены. Это - не предел,
т.к. себестоимость добычи и транспортировки
нефти составляет еще одну треть цены, т.е.
остается еще треть, из которой черпается
сверхприбыль. Но и это уже немало, если
сравнивать с предыдущими годами. За год из
этого источника может набежать аж 14
миллиардов долларов, или свыше 400
миллиардов рублей.
Однако, возник принципиальный
вопрос - следует ли эти временные по своему
характеру сверхдоходы государства
расходовать сейчас и не лучше ли их
приберечь до худших времен, накопляя в т.н.
стабилизационный фонд? В правительстве
преобладает вторая точка зрения - не
тратить. Большинство западных экспертов
поддерживает эту позицию. При таком подходе
технический застой и регресс нашей
промышленности обеспечен. Судя по его
высказываниям, Михаил Фрадков это понимает,
а министры Греф и Кудрин - нет. На чьей
стороне президент, не ясно. При такой его
позиции, дело с мертвой точки не сдвигается.
Но допустим, что произошло чудо и
что партия государственного
финансирования инвестиций
восторжествовала. Это - только половина
дела. Ведь суммы, изъятые у олигархов, не
беспредельны, а масштабы развала в
экономике очень велики. Надо определиться,
как расходовать полученные средства.
Распылить ли их равномерно по всем
неблагополучным отраслям и регионам? При
этом гарантирован, как минимум, позитивный
социальный результат - прирост заказов на
отечественную технику, рост занятости и
реальных доходов в ныне отстающих отраслях
внутреннего рынка. Такой подход подкупает,
но он гарантирует и отставание качества и
техники от иностранного уровня, т.е.
консервирует слабую конкурентоспособность
отечественных производителей.
Другой подход - сосредоточиться
на ключевых отраслях, например, оборонной
индустрии, авиастроении, автомобильной
промышленности, сельском хозяйстве,
дорожном строительстве. При этом несколько
пострадает социальная сфера, но зато
государство станет крепче, экономика -
более конкурентоспособной, по крайней мере
в некоторых сферах.
Есть и другой вариант -
продолжать нынешний путь, описанный в
баснях Крылова. Но от этого только еще
больше усилится беспредел в экономике, а
Россия прочно закрепится в черте
отсталости и нищеты. Будем утешаться
сосанием грефовской нефтяной соски и
колыбельными песнями об удвоении ВВП. Хотим
ли мы этого?