Американские экономисты разъяснили основные положения совместного Обращения
ПО ВСЕМУ видно, что правительство делает свой выбор в пользу
продолжения либерально-экономической политики, которая привела к
разрушению производственного и научно-технического
потенциала страны. Программа, разработанная под руководством
Германа Грефа, претендует на то, чтобы сделать эту политику,
внеся в нее некоторые усовершенствования, основой ускоренного
экономического роста. Все сомнения в правильности выбора,
серьезная критика программы Грефа со стороны многих видных
специалистов не были приняты во внимание. Стране опять пытаются
навязать рискованные эксперименты. Вновь на первом месте
оказываются идеологические предпочтения, а не здравый
смысл и уроки реального опыта.
Трудно себе представить, чтобы современное демократическое государство, претендующее быть представителем интересов всей нации, с таким откровенным цинизмом подчиняло свою политику нуждам состоятельного класса. Освобождение государства от ответственности за положение дел в социальной сфере, дальнейшее переложение издержек реформирования на население, признание несостоятельности государства как субъекта экономической деятельности и ее регулирования - вот к чему сводятся центральные идеи политики, ожидающей страну.
В этой связи хотелось бы напомнить, что "НГ" в июне этого года опубликовала Обращение видных российских и американских экономистов, в том числе пяти лауреатов Нобелевской премии, к российскому президенту и правительству с изложением ряда краеугольных принципов экономической политики, которые, по их мнению, должны были способствовать преодолению кризиса и оживлению российской экономики. Адресаты не сочли нужным прореагировать на эти публикации. Между тем стоило бы, ввиду серьезности складывающейся обстановки, внимательно рассмотреть высказываемые советы.
Зная о том, что у нас происходит обсуждение дальнейшего хода реформ, американские ученые направили российским экономистам свои соображения, которые развивают и разъясняют положения опубликованного совместного Обращения. Думаю, что читателям будет интересно ознакомиться с тем, как видят крупные американские ученые, лишенные крайностей неолиберальной и монетаристской идеологии, очередные шаги в проведении рыночных реформ.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ РЫНКА
Согласно видению американских специалистов, экономические реформы в России нуждаются в новом старте для того, чтобы создать благоприятную среду как предпринимателям, так и наемным работникам, а также консолидировать общество и раскрепостить его энергию.
В реестре экономических мер на первое место наши американские коллеги ставят обязанность федерального и региональных правительств завершить создание государственных и частных институтов рыночной инфраструктуры, обеспечить эффективное их функционирование и координацию деятельности. Конкретизируя этот тезис, они, в частности, отмечают, что права собственности подлежат четкому юридическому определению и практическому осуществлению, финансовые институты нуждаются в строгом и эффективном государственном регулировании и надзоре, "византийское" налогообложение - в реформировании и обеспечении соблюдения посильных налоговых обязательств, экономический рост - в управлении со стороны государства.
Подчеркивается необходимость эффективной правовой защиты государством частной собственности и бизнеса от вымогательства и рэкета криминальных структур, минимизации процедур и издержек лицензирования нового бизнеса, надлежащей государственной ответственности за регистрацию прав собственности и сделок по ее передаче, проведения открытых и честных конкурсов и аукционов по продаже государственной собственности и выдаче государственных заказов. Полномочия Федеральной комиссии по ценным бумагам подлежат расширению так, чтобы она могла требовать от эмитентов полного открытия информации, пресекать обман и махинации, гарантировать акционерам защиту их прав и соблюдение корпоративного (акционерного) права. Последнее нуждается в уточнении и дальнейшей разработке, чтобы исключить самоуправство менеджеров и директоров, обеспечить их подконтрольность наблюдательным советам из представителей акционеров и трудовых коллективов, не допускать участия членов правительства и правительственных чиновников в бизнесе в качестве директоров или членов наблюдательных советов и лоббирования корпоративных интересов через правительство.
Особый акцент американцы делают на внедрении современных бухгалтерского учета и аудита. Надо заставить участников рынка раскрывать властям свои действительные расходы и доходы. В этой связи предлагается расширить возможности и компетенцию Счетной палаты в обеспечении соблюдения принятых стандартов отчетности, надзора за административными нарушениями и злоупотреблениями, в принятии мер по наказанию виновных, а также публиковать результаты проверок. От ее внимания не должны ускользать попытки искусственного раздувания трансакционных издержек, создания излишних посреднических звеньев в движении товаров.
СЕЛЕКЦИЯ ЧИНОВНИКОВ
Нам дают дельные, хотя и непросто выполнимые советы по укреплению государственных служб, или государственной администрации различных уровней. В Америке их называют гражданскими службами, которые содержатся на деньги налогоплательщиков, призваны им служить и отчитываться перед ними. Чтобы наладить надлежащую селекцию чиновников высокого ранга, учитывающую их опыт, профессионализм, добросовестность и честность, коллеги из-за океана предлагают создать назначаемую президентом и одобряемую парламентом постоянную Комиссию государственной службы или государственных кадров. Она должна обладать авторитетом и существенной автономией в своих решениях и рекомендациях, иначе ей трудно будет добиваться сокращения разбухших управленческих структур и ликвидации ненужных звеньев аппарата, применения высоких стандартов отбора, продвижения по службе или освобождения чиновников от должности. Важно, чтобы на кадровые решения влияли не политические или идеологические соображения, не степень лояльности и преданности начальству, а деловые качества и честность. Разумеется, осуществляемое под руководством Комиссии укрепление государственных служб предполагает оплату труда работников в соответствии с реальной отдачей и качеством их профессиональной деятельности и на уровне, сравнимом с доходами в частном бизнесе. Предлагается сделать обязательным представление чиновниками информации о побочных доходах и занятости.
Одну из главных предпосылок успешных рыночных преобразований американские ученые видят в решительной борьбе с преступностью и коррупцией, которые охватили Россию. Для этого нужна прозрачность деятельности властных структур и ответственных чиновников, публичная отчетность о результатах их работы и реализации принятых решений, усиление возможностей и ответственности следственных и контрольных органов, ужесточение санкций и наказаний за совершенные преступления. Специалисты из США считают, что от реформированной правоохранительной системы следует требовать пресечения практики сокрытия и фальсификации реального финансового состояния, полученных доходов частными и государственными компаниями, в том числе махинаций управляющих по растаскиванию активов предприятий.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
Главные усилия авторы рекомендаций предлагают направить на стимулирование экономического роста, и именно под этим углом зрения менять подходы к рыночным реформам. Экспансионистская макроэкономическая политика необходима, чтобы поднять уровень жизни, увеличить занятость и освободиться от чрезмерной зависимости от экспорта топлива и сырья и от импорта продовольствия, предметов потребления и других товаров, которые Россия в состоянии производить сама. Главные направления этой политики, считают американцы, - выработка и реализация разумной структурной стратегии, создание стимулов и условий для роста инвестиций, прежде всего - снижением процентных ставок по инвестиционным кредитам и расширением внутреннего спроса, а кроме того - путем ужесточения контроля за утечкой капиталов из страны.
Разумеется, выход на траекторию устойчивого экономического роста неотделим, по мысли американских специалистов, от претворения в жизнь и других мер, частично перечисленных выше. Они при этом придерживаются отличного от многих наших реформаторов взгляда на роль монетарной политики. Например, они утверждают, что увеличение производства и инвестиций, а не снижение практически до нулевого уровня инфляции, должно стать первоочередной задачей государства. Чрезмерные кредитно-денежные и финансовые ужесточения могут иметь контрпродуктивный характер. Отсюда можно допустить в экономически оправданных пределах повышение покупательной способности населения посредством увеличения пенсий и восстановления утраченных сбережений. Дополнительный спрос даст импульс к загрузке производственных мощностей, наращиванию выпуска продукции.
АКТИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА
Расчистка балансов предприятий от взаимной просроченной задолженности - еще одна рекомендация, способная улучшить положение реального сектора экономики. Для увеличения инвестиций государство должно помочь развитию ипотечного кредитования, в том числе в жилищном секторе, и поощрять ускоренную амортизацию оборудования, субсидировать процентные ставки по инвестиционным кредитам. Направляемая государством перестройка банковского сектора должна способствовать превращению банков в институты кредитования, аккумулирования сбережений населения на нужды инвестиций, а не служить каналом переливания свободных средств в спекулятивную сферу. Оправдано создание специального государственного Банка развития.
Среди предложений по стимулированию экономического роста особый акцент американцы делают на эффективной промышленной или структурной политике государства, которая должна определять приоритеты в развитии отраслей. Стратегическим ориентиром следует считать не столько модернизацию существующего производственного потенциала и удержание достигнутых позиций в науке и технике, сколько переход к инновационному типу развития, к экономике, основанной на знаниях, то есть ускоренному освоению базисных технологий новейшего технологического уклада, определяющих будущее глобальной экономики. А это, в первую очередь, информационная и биотехнологическая революции, электроника, авиакосмические технологии, новейшие материалы, ядерная энергетика.
Руководящая роль государства необходима, чтобы реализовать такую стратегию на практике, опираясь на имеющийся научный и производственный потенциал. Это предполагает соответствующие бюджетные ассигнования, государственные заказы, налоговую, кредитную, таможенную, научную политику.
ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА РЕФОРМ
Понятно, что эффективную структурную политику не может проводить государство-банкрот. Для этого оно должно располагать необходимыми средствами. Общемировая тенденция свидетельствует о неуклонном повышении на протяжении прошлого столетия расходов государственного бюджета в ВВП. Государствам приходится заботиться о расширении доходной базы бюджета. В американских предложениях содержится ряд путей пополнения государственной казны, в частности - по линии налоговой реформы, валютного контроля, разумной политики внешнего заимствования и договоренностей по реструктуризации нашей задолженности. Кроме того, они считают целесообразным перенесение центра тяжести налоговой нагрузки с производственной деятельности и наемного труда на доходы от природной ренты, спекулятивной и посреднической деятельности. Что касается приватизации как источника государственных доходов, то американские ученые считают необходимым ее проведение лишь после реструктуризации и финансового оздоровления предприятий. Предлагается аннулировать продажу предприятий так называемым стратегическим инвесторам, если они не выполнили своих обязательств по инвестициям в приобретенное предприятие. Приватизацию проводить только тогда, когда она в долгосрочном плане улучшит финансовые позиции государства. Одна из главных причин финансового банкротства Российского государства, по мнению наших американских советчиков, состоит в том, что оно в первую очередь приватизировало не убыточные, а самые прибыльные и лакомые предприятия и сектора экономики, служившие источником крупных бюджетных доходов. Поэтому они не исключают восстановления государственной собственности в случаях нарушения законов, преступных махинаций, банкротства, особенно в перспективных добывающих производствах. Не осталась без внимания и актуальная для нас проблема управления государственными унитарными предприятиями и государственным (прежде всего контрольным) пакетом акций. Наши коллеги думают, что фонды имущества различных уровней должны отвечать за доходы от государственной собственности, стремясь их максимизировать и действуя подобно руководству крупных промышленных холдингов.
СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ УСПЕХА РЕФОРМ
Не обошли американские рекомендации и социальных измерений рыночных реформ. Главный тезис: только государство может обеспечить справедливое и общественно приемлемое распределение выгод от рыночной экономики. Жизненно важно улучшить моральный климат и укрепить уважение к ценностям демократии и социальной справедливости. К важным шагам в этом направлении относятся: реализация закона о прожиточном минимуме, устраняющего массовую нищету, недопущение отставания пенсий от темпов инфляции, увеличение государственных ассигнований на нужды образования, науки, здравоохранения, сферу общественных услуг, государственное регулирование цен и качества медицинских услуг и лекарств, организация снабжения основными видами продовольствия по пониженным ценам для страдающих от недоедания детей и стариков и др. Для финансирования этих программ предлагается, помимо уже сказанного, прогрессивное налогообложение, введение существенного налога на обладающую повышенной рыночной стоимостью недвижимость, находящуюся в личном владении. Эти меры рассматриваются как условие уменьшения социальной дифференциации доходов и снижения социальной напряженности.