НЕОБХОДИМА РАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА.
Без нее страна превратится в сырьевой придаток Запада.
Маршалл Поумер - директор Института макроэкономики, Санта-Круз, США.
Независимая газета, 16.06.1998
ПРОМЫШЛЕННАЯ политика - совершенно необходимая составная часть будущего
процветания России, но в то же время она находится в крайне запущенном
состоянии. Между тем Международный валютный фонд и Всемирный банк, а также
большинство консультантов на Западе упорно отвергают это утверждение.
ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА? Подбирая определение, используя скорее идеологическую фразеологию,
промышленную политику можно определить как вмешательство правительства в
рыночное распределение ресурсов. Или, говоря на общепринятом языке
профессионалов, - это создание препятствий международному потоку товаров и
услуг, а также мировому перемещению капитала.
Но, подыскивая термины с учетом нужд российской экономики, важно
сохранять реалистичный и прагматичный подход. Промышленную политику можно
скорее охарактеризовать как правительственную поддержку развития особых
промышленных отраслей. Очевидными экономическими рычагами являются пошлины,
субсидии и правительственные контракты. Неотъемлемой частью промышленной
политики является также и сама потребность осуществления этой поддержки.
Разнообразные направления промышленной политики обеспечивают защиту и
создают ресурсы для определенных промышленных отраслей за короткий срок, с
тем чтобы они в конечном итоге могли стать конкурентоспособными на
международном рынке. Цель их - обеспечить широкое процветание, базирующееся
не на экспорте природных ресурсов, а на производстве товаров и услуг,
использующих современную технологию. Природные ресурсы, которыми богата
Россия, ее развитая рабочая сила, высокий уровень жизни российского народа
- все это должно быть достижимо.
"Дорога в ад вымощена благими намерениями". Промышленная политика может
дать толчок поиску доходов только за счет ренты и сдерживать нововведения,
но она также может привести к изоляции от остального мира. В промышленной
политике все это легко может послужить прикрытием с целью смягчения
бюджетных ограничений для предприятий, имеющих политическое влияние.
Промышленная политика чинила бы препятствия введению рыночных рычагов и
рыночной дисциплины, если бы не имела ограничений и не была бы разумно
нацелена.
Сегодня в России, где уделяется так много внимания состоянию МВФ и
здравомыслию держателей долговых обязательств российского правительства,
даже разговоры о промышленной политике рассматриваются как угроза будущему
России. В такой атмосфере действительно очень трудно создать рациональные
направления.
АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬАвиационная промышленность является ярким примером того, что эффективная
промышленная политика необходима. Будучи жизненно важной для российского
технологического потенциала, эта отрасль промышленности могла бы обеспечить
большое количество хорошо оплачиваемых рабочих мест для квалифицированного
рабочего и инженерного состава. Такое восстановление дало бы стимул
экономике благодаря связям с поставщиками и влиянию на покупательскую
способность внутри страны.
По некоторым меркам производственных мощностей Россия до сих пор
располагает самой крупномасштабной авиационной промышленностью в мире.
Однако производство фактически потерпело крах. В 1997 г. Министерство
экономики сообщило, что при способности производить 650 самолетов только 5
машин российского производства были поставлены на российские авиалинии.
Советский Союз производил крупные инвестиции в авиационную технологию и
был первым, кто начал использовать реактивные самолеты для пассажирских
перевозок. Тем не менее эта отрасль была ориентирована на военную
промышленность, а сейчас изготовители должны переориентироваться на
потребительскую экономику и вести конкурентную борьбу с аналогами "Боингов"
и аэробусов. В частности, российские авиационные двигатели гораздо менее
эффективны с точки зрения топливоиспользования, чем двигатели западного
образца.
С 1992 г. происходит драматический упадок в сфере воздушных перевозок
пассажиров и грузов. Однако в 1995 г. началось восстановление процесса
грузоперевозок, причем в 1996 и 1997 гг. его объем увеличился более чем на
10%, а на 1998 г. Министерство экономики предсказало 5-процентный рост
развития пассажирского транспорта. Старение топливоиспользующего парка,
необходимость сокращать эксплуатационные расходы и первостепенность задачи
обеспечения безопасности полетов даже без значительного восстановления
объема производства воздушного транспорта призваны создать значительный
спрос на новые самолеты. Российские правительственные источники, исходя из
благоприятных оценок роста производства воздушного транспорта,
предсказывают, что к 2001 г. российским авиалиниям потребуется несколько
сотен новых самолетов для ближних и дальних перевозок.
Объединенная технологическая корпорация и ильюшинский авиационный
комплекс объединили свои силы для создания просторного реактивного лайнера
на 350 мест с использованием американских двигателей (Ил-96М/Т). В 1995 г.
Экспортно-импортный банк США согласился предоставить Аэрофлоту заем в
размере 1 млрд. долл. на покупку двигателей и американской авиационной
электроники для установки на 20 самолетах, составляющих первоначальный
парк. Таким образом, были смягчены проблемы технологии производства и
финансирования двигателей, но цена должна была снизить долю российских
самолетов внутри страны.
Компания "Боинг" возражала, опасаясь, что российские самолеты с
американскими двигателями могут завладеть покупательским спросом не только
в России, но и во всем мире. Компания оказала сильное давление на конгресс
Соединенных Штатов и администрацию Клинтона с целью добиться отмены
экспортно-импортного займа. Был достигнут довольно ошеломляющий компромисс,
посредством которого администрация Клинтона вынудила российское
правительство, по крайней мере временно, снять 30-процентную пошлину на
импортируемые самолеты. Помимо того, Экспортно-импортный банк согласился с
тем, что он финансирует использование американских двигателей для
российских самолетов в последний раз.
В апреле 1997 г. был окончательно заключен контракт, предусматривающий
продажу на международные линии Аэрофлота десяти самолетов "Боинг 737-400" с
двумя реактивными двигателями. Россия предоставила гарантии западному
кредитору на то, что он сможет восстановить свои права на эти "боинги" в
случае неуплаты Аэрофлотом. Вдохновляемая мыслью о "добровольной
колониальной роли" России, компания "Боинг" в тот же месяц подписала
контракт на покупку 2,4 тыс. тонн титана для использования его в
производстве своих самолетов.
ТВЕРДАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКАЭффективная промышленная стратегия в авиационной индустрии могла бы
включать в себя защитные пошлины и другие меры. Для того чтобы создать
условия российским авиалиниям для приобретения самолетов у российских
производителей, правительство должно обеспечить соответствующую законную
основу для создания лизинговой структуры - либо частной, либо
государственной. Это также помогло бы некоторое время субсидировать
процентную плату за аренду российских самолетов. Экспортные кредиты могли
бы быть использованы для того, чтобы обеспечить продажу российских
самолетов за рубеж. Этот механизм широко используется повсюду, но в России
о нем и не слышали. Правительство должно дать импульс сотрудничеству с
иностранными компаниями с целью разработки лучших двигателей, поскольку
существуют механизмы перевода технологических разработок на рельсы
производства в России.
В современный переходный период без активной правительственной поддержки
большинство совместных предприятий едва ли увидит свет. В то же время
следует признать, что использование соглашения совместных предприятий.
Короче говоря, полная ясность и бдительность правительства являются
совершенно необходимыми условиями для проведения успешной промышленной
политики и для уверенности в том, что национальные интересы не подвергаются
опасности.