А.В. Улюкаев. «В ожидании кризиса: ход и противоречия экономических реформ в России»
В-четвертых, институт «уполномоченных» банков, банков, имеющих «особые» отношения с Правительством, а также давление специальной лоббистской организации «Ассоциация российских банков» в течение длительного времени затрудняли государственный контроль и регулирование их деятельности.
Тем не менее к 1996—1997 гг. и в этой сфере наметились некоторые достижения. Общая контрольная деятельность Центробанка и, в частности, регулирование уставного капитала банков, нормативов резервирования, лицензирование отдельных видов банковской деятельности позволили осуществить «отбраковку» ненадежных банков и финансовых компаний, повысить устойчивость их работы. Хотя следует отметить, что вмешательство Центробанка в деятельность коммерческих банков порой перерастало рамки государственного регулирования и становилось именно государственным вмешательством в экономику. Это относится и к формированию системы уполномоченных банков, и к выделению «особой» (так называемой социально значимой) группы банков, счета которых проходят через специальное оперативное управление Центробанка (ОПЕРУ-2), и к распространившейся практике назначать временные администрации в «проблемные» банки и пр.
В целом же можно сказать, что регулирование финансовых рынков стало на определенном этапе одной из сфер наиболее эффективного применения государственных регулирующих усилий.
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА. В пореформенной российской экономике регулирование рынка труда развивалось, прежде всего, по линии обеспечения условий повышения динамики рабочей силы. В 1992 г. законодательно был отменен институт прописки, закреплявшей работника за определенным местом жительства. Значительно ослаблялся еще один закрепляющий фактор — привязка социальной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физкультура, инфраструктура отдыха и т.п.) к месту работы. В массовом масштабе эти учреждения социальной сферы стали передаваться с балансов предприятий на муниципальные балансы. Однако еще сохранялись значительные рудименты этих закрепляющих рабочую силу факторов. К ним добавился и дополнительный: рост цен на недвижимость. Цена жилья оказалась в современных условиях совершенно несопоставимой с уровнем заработной платы подавляющего большинства занятых, что в условиях неразвитости системы жилищного кредитования (когда при смене жилья необходимо уплатить всю сумму наличными, одновременно совершая продажу старого и куплю нового жилья) весьма затрудняет смену места жительства в поисках изменения условий занятости.
Другое направление регулирования рынка труда — борьба с безработицей, организация систем переподготовки и переквалификации, организация общественных работ. При крайне остром и постоянном углублении производственного спада безработица возросла очень значительно и в 1997 г. составила 10% экономически активного населения (по методологии учета Международной организации труда — МОТ), и даже численность безработных, официально зарегистрированных службой занятости достигла 3% экономически активного населения.
К сожалению, помимо организации учета и статистики безработицы существенных результатов государственная служба занятости не обеспечила. Переквалификация, получение новых рабочих мест в подавляющем большинстве случаев осуществляются стихийно, а в том, что касается высококвалифицированного персонала для бизнеса, организуется частными фирмами.
Не дали ожидаемого результата и попытки регулировать рынок труда посредством налогообложения фонда оплаты труда: предприятия массово уходили от уплаты этих налогов, и в результате практически никакого влияния на динамику занятости это не возымело. Это относится и к регулированию посредством нормативов выплат на социальное страхование. К тому же практически весь сектор вторичной занятости (при которой человек имеет кроме официального еще и дополнительное неофициальное место работы) оказался вне системы социального страхования и вне налогообложения.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУР ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРЕДПРИЯТИЙ. В российских условиях это регулирование оказалось относительно эффективным. Переход от союзного законодательства 1988 г., определявшего порядок полного хозяйственного ведения и фактически полностью вытеснявшего собственника менеджером, к российскому приватизационному законодательству и законодательству о статусе предприятия создали условия для постепенного изменения мотиваций хозяйствования, без чего невозможно повышение его эффективности. Получили определенность и статус государственных предприятий, и механизмы воздействия государства-собственника на функционирование его собственности. Стала преодолеваться бесконтрольность директората предприятий. Постепенно возрастала доля стратегических инвесторов в капитале предприятий, а вместе с ней повышалась и эффективность принимаемых управленческих решений.
Повышению роли стратегических инвесторов способствовало и то, что на втором, денежном (в отличие от первого, ваучерного), этане приватизации основные ее формы — инвестиционные конкурсы, торги, залоговые аукционы — фактически были сориентированы именно на стратегического инвестора. Шаг за шагом первоначально чрезмерно распыленная собственность в российской экономике стала концентрироваться.
Концентрация производства и капитала, в том числе банковского, является одним из приоритетов экономической политики российского Правительства. И действующее ныне законодательство способствует реализации этого приоритета. Хотя зачастую концентрация осуществлялась по пути создания рыхлых, технологически, организационно и финансово неструктурированных объединений предприятий, не выдержавших в последствии испытания финансовым кризисом.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧАЕМЫХ СДЕЛОК, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В России впервые в ее истории в ходе экономической реформы было введено контрактное право, основанное прежде всего на гражданском кодексе. Срок его действия еще незначителен для того, чтобы говорить о внедрении деловой этики в процесс заключения сделок, однако движение в правильном направлении начато. Российское контрактное право ближе к европейскому континентальному, основанному на положениях закона, а не на прецеденте, как англосаксонское контрактное право. Его основные положения достаточно жестки. Главная проблема, однако, так до сих пор и не решена. Она состоит в неразвитости системы судопроизводства вообще и судопроизводства по хозяйственным делам в особенности.
Суды и арбитражи не в силах обеспечить неуклонное выполнение контрактных обязательств. Поэтому эти функции реализует нелегальная высококриминализированная сфера. Массовой практикой стало заключение ложных контрактов, посредством которых производится, в частности, перевод денежных средств заграницу или в подконтрольные дочерние структуры. Поэтому именно сфера практической реализации контрактного права является в современных условиях важнейшей.
В сфере лицензирования видов деятельности так же, как и в случае контрактного права, налицо глубокий разрыв между формальной жесткостью принципов и правил лицензирования и повсеместным массовым нарушением этих правил. В результате на товарных и финансовых рынках действует огромное число нелицензированных предприятий, в том числе и осуществляющих деятельность, противоречащую законодательству.
В то же время многим предприятиям, особенно мелким и средним, действующим в производственной сфере или сфере услуг, бывает очень трудно добиться лицензий на вполне законную деятельность. Нет исчерпывающего списка видов деятельности, в которых лицензирование является обязательным. Это создает благоприятную среду для развития чиновничьего рэкета, угнетающего предпринимательство.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. Начало российских реформ застало ситуацию, в которой существовало тарифное (то есть через установление определенного таможенного тарифа) и нетарифное (то есть через разрешение вывоза или ввоза товаров в соответствии с полученной лицензией или квотой) регулирование экспорта и импорта. В ходе реформ в значительной мере под давлением международных финансовых организаций шел процесс ликвидации нетарифных ограничений экспорта и импорта, а также снижения уровня тарифных ограничений экспорта. Напротив, уровень тарифных ограничений импорта повысился.
<< [1] ... [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] ... [49] >>