А.В. Улюкаев. «В ожидании кризиса: ход и противоречия экономических реформ в России»
К середине августа 1998 г. доверие инвесторов прочно находилось на нулевой отметке. Вслед за котировками ГКО обрушились и котировки ОВВЗ и евробондов. Российские банки, взявшие крупные валютные кредиты под залог этих ценных бумаг, вынуждены в массовом порядке их продавать, обваливая рынок и все больше давя на золотовалютные резервы Центробанка, которые только за июль-август 1998 г. сократились примерно на 9 млрд долл.
Приведенные в табл. 14 соотношения денежной базы и золотовалютных резервов (которые в августе 1998 г. колебались на уровне 11—12) показывают, что девальвация рубля на 70—80% (т.е. до уровня 10,5—11 руб. за доллар) привела бы к полному покрытию денежной базы золотовалютными резервами и в краткосрочном плане сбалансировала бы ситуацию.
Таблица 14. Динамика золотовалютных резервов и денежной базы России в июле-октябре 1998 г.
Временной период |
Денежная база, млрд руб. |
Темпы прироста денежной базы% |
Золотовалютные резервы, млрд долл. |
20.7.98—26.7.98 |
— |
— |
19,5 |
27.7.98—2.8.98 |
160,8 |
— |
18,4 |
3.8.98—9.8.98 |
— |
— |
16,3 |
10.8.98—16.8.98 |
160,7 |
— |
15,1 |
17.8.98—23.8.98 |
161,8 |
0,68 |
13,4 |
24.8.98—30.8.98 |
158,7 |
-1,92 |
12,7 |
31.8.98—6.9.98 |
162,8 |
2,58 |
12,3 |
7.9.98—13.9.98 |
167,3 |
2,76 |
12,3 |
14.9.98—20.9.98 |
170,3 |
1,79 |
12,0 |
21.9.98—27.9.98 |
171,2 |
0,53 |
12,4 |
28.9.98—4.10.98 |
174,8 |
2,1 |
12,8 |
5.10.98—11.10.98 |
183,9 |
5,21 |
13,3 |
Составлено по данным Центробанка РФ.
В таких условиях и были приняты известные решения от 17 августа. Были ли они неизбежными? Да. Были ли они оптимальны? Нет. Разовая девальвация, приведение курса рубля в соответствие с ожиданиями инвесторов, реструктуризация внутреннего долга создавали базу для разгребания кризисных завалов. Однако объявление о фактически плавающем валютном курсе, но с верхней границей, принудительный мораторий для всех банков по погашению внешних обязательств, откладывание объявления схемы реструктуризации ГКО были ошибкой.
Но, несмотря и на крайнюю тяжесть принятых мер, и на сопровождающие их технические ошибки, рынок не воспринял 17 августа как дату национальной финансовой катастрофы. Как таковую он воспринял дату 23 августа, когда Правительство С. Кириенко во время сложнейшего маневра в финансово-экономической политике было отправлено в отставку.
Тогда-то и происходит обвал рубля (девальвация в 2,5 раза), огромный инфляционный скачок (40% инфляции за последнюю неделю августа и две первые недели сентября), развал всех рыночных механизмов (табл. 15).
Таблица 15. Инфляция в 1996—1998 гг.
Год, месяц |
Инфляция 8% |
1996:январь |
4,1 |
февраль |
2,8 |
март |
2,8 |
апрель |
2,2 |
май |
1,6 |
июнь |
1,1 |
июль |
0,8 |
август |
-0,3 |
сентябрь |
0,3 |
октябрь |
1,2 |
ноябрь |
1,9 |
декабрь |
1,4 |
1997: январь |
2,3 |
февраль |
1,6 |
март |
1,4 |
апрель |
0,9 |
май |
0,9 |
июнь |
1,1 |
июль |
0,9 |
август |
-0,1 |
сентябрь |
-0,3 |
октябрь |
0,2 |
ноябрь |
0,6 |
декабрь |
0,9 |
1998: январь |
1,5 |
февраль |
0,9 |
март |
0,6 |
апрель |
0,4 |
май |
0,5 |
июнь |
0,1 |
июль |
0,2 |
август |
3,7 |
сентябрь |
38,4 |
октябрь |
4,5 |
ноябрь |
5,7 |
декабрь |
11,6 |
Составлено по данным Госкомстата РФ.
Нельзя утверждать, что кризис невозможно было предсказать и своевременно подготовить соответствующие антикризисные меры. Напомню, что в работе «Экономика и политика России в 1997 году», подготовленной специалистами ИЭППП под руководством Е. Гайдара и автора этих строк в феврале 1998 г., более чем за полгода до августовского обострения кризиса, отмечалось: «В силу фискального кризиса, неурегулированности проблемы гипертрофированных государственных обязательств мы по-прежнему балансируем на грани между ростом и спадом, стабилизацией и кризисом. Принятие нереалистичного бюджета, отсутствие прогресса в налоговой реформе, реформе социальных пособий на фоне улучшения политических позиций корпоративных групп интересов и продолжающегося фискального кризиса, в опасной степени удорожающего обслуживание государственных обязательств, делают угрозу особенно реальной, предельно драматизирует политико-экономическую ситуацию, создавая опасность кризиса доверия денежным властям, провала национальной валюты, раскручивания инфляционных ожиданий, бегства от рубля, банковского кризиса, сворачивания инвестиционной активности и в целом у траты стабилизационных достижений последних лет».
Обострение финансового кризиса полностью изменило политико-экономическую конфигурацию. Закончился важнейший цикл рыночных реформ в России. Начался новый и очень сложный этап развития страны.
Глава 7. Логика либеральной альтернативы
В ближайшей перспективе Россия будет во многом оставаться страной, отягощенной значительными «родимыми пятнами социализма». В то же время она будет становиться (после некоторой паузы, связанной с политико-экономическим откатом, вызванным обострением финансового кризиса) страной все более либеральной экономической политики. Либеральный идеал, как линия горизонта, недостижим на практике ни политически, ни экономически. Но его нужно постоянно иметь ввиду, чтобы не утратить ориентир общественного развития.
<< [1] ... [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] ... [49] >>