раздел
"Статьи отечественных экономистов" >>
"Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 годы" - Счетная палата
(экспертно-аналитическое мероприятие)
1. Анализ правовых основ приватизации
Исходя из положений
Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», высший орган внешнего государственного
финансового контроля должен оценивать результаты приватизационных сделок,
прежде всего на предмет их соответствия действующему законодательству. Это
требование соответствует международным стандартам, рекомендованным ИНТОСАИ в
Руководстве по стандартам аудита приватизации (1998 г.). В частности, в
пункте 9 Руководства указано, что органы внешнего государственного финансового
контроля должны получить по итогам контрольных мероприятий ответы на три
главных вопроса.
Проводилась ли
приватизация в соответствии с действующим законодательством?
Правильно ли были
оценены продавцом (т.е. государством) приватизируемые предприятия и активы?
Имел ли место при
приватизации подлинный конкурс?
Таким образом,
анализ правовой базы, на основании которой в течение 1993-2003 годов
осуществлялась передача в частные руки собственности Российской Федерации,
чрезвычайно важен для последующей оценки конкретных результатов приватизации, а
также определения эффективности, целесообразности и законности действий органов
государственной власти по распоряжению федеральной собственностью.
Общий массив
документов, очертивших правовые рамки для проведения приватизации государственной
собственности в исследуемый период, превышает три тысячи актов.
Важнейшими из них
являются три закона федерального уровня о приватизации – Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I «О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О
приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О
приватизации государственного и муниципального имущества»), а также
Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента
Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 и иные указы Президента Российской
Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федерального
органа исполнительной власти по управлению федеральным имуществом, издаваемые в
рамках его компетенции.
Кроме того, нормы,
регулирующие различные содержательные и процедурные вопросы приватизации
государственной собственности, содержатся более чем в 60 федеральных законах и
иных нормативных правовых актах.
Важное значение для
развития и совершенствования правовой базы приватизации имели также решения
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а
также постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации.
В становлении
российского приватизационного законодательства можно выделить несколько этапов
в соответствии со сменой различных моделей осуществления приватизации органами
государственной власти в исследуемый период.
Первый этап – законодательство периода массовой (т.н.
«ваучерной») приватизации (1992-1994 гг.).
Предваряют этот этап законодательные акты по приватизации,
принятые Верховным Советом РСФСР еще летом 1991 года. Однако практическая
реализация положений этих законов началась лишь в 1992 году.
Основной массив документов этого периода составили
Указы Президента Российской Федерации, в
том числе от 29 декабря 1991 г.
№ 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»;
от 29 января 1992 г.
№ 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»;
от 1 июля 1992 г.
№ 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных
предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные
общества»; от 14 августа 1992
г. № 914 «О введении в действие системы приватизационных
чеков в Российской Федерации»; от 24 декабря 1993 г. «О Государственной
программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации» и др.
Второй этап – законодательство периода денежной
приватизации (1994-1999 гг.).
Базовым документом для начала денежной приватизации стал
Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. «Об основных
положениях Государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».
Однако важнейшим нормативным правовым актом этого периода является Федеральный
закон от 21 июля 1997 г.
№ 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации».
Третий этап – совершенствование правовых основ
распоряжения государственной собственностью (1999-2003 гг.).
Важнейшим нормативным правовым актом этого этапа является
Федеральный закон от 21 декабря 2001
г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и
муниципального имущества», а также принятые во исполнение его требований акты
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 2002-2003
гг.