раздел
"Статьи отечественных экономистов" >>
"Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 годы" - Счетная палата
(экспертно-аналитическое мероприятие)
4.2. Изменение правового положения наемных работников на приватизированных предприятиях
Важный аспект социальных итогов приватизации – изменение
правового положения наемных работников. Система защиты прав работников на
приватизированных предприятиях до сих пор остается несовершенной и оставляет
много возможностей для злоупотреблений. Многочисленны нарушения
законодательства об охране труда и безопасности производства, управление
безопасностью на производстве практически утрачено. По оценке экспертов, в
условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, только в
промышленности занято 3,7 млн человек.
Сложившаяся ситуация в какой-то мере явилась следствием
отсутствия в российских законодательных и нормативных актах положения о
представительстве работников в органах управления. Действительно, в
постприватизационный период на предприятиях в основном сложилось или достаточно
широко распространилось отчуждение работников от управления. Поиск социального
партнерства и развитие демократии пока остаются скорее лозунгами, чем
реальностью, о чем говорят, в частности, итоги опросов, проведенных среди
персонала промышленных предприятий Татарстана. Такие механизмы и формы, как
правовое регулирование участия работников и представителей профсоюзов в советах
директоров, производственных советах, трехсторонние соглашения и т.п.
распространены слабо и действуют неэффективно.
Таким образом, социальная пирамида российского общества,
сложившаяся в середине 90-х годов и существующая по настоящее время, выглядит
следующим образом:
-
на долю менее 2% российских граждан, получающих
наибольшие доходы, приходится 15%
валового внутреннего продукта;
-
10% граждан, отнесенных к среднему слою, владеет
25% национального богатства;
-
наиболее массовый пласт предпринимательского
слоя – мелкие частные собственники, положение которых в переходной экономике,
как правило, очень неустойчиво, составляет 8-10% самодеятельного населения и
владеет 20% валового внутреннего продукта;
-
остальные 58% населения страны составляют люди,
доходы которых близки к границе или ниже границы прожиточного минимума, при
этом на них приходится 40% валового внутреннего продукта.
Анализ
показывает, что большинство граждан страны и после массовой приватизации
остаются пока не более чем дешевой рабочей силой. Продажа работникам акций их предприятий не
привела к изменению социального статуса миллионов трудящихся, к возникновению
массового жизнеспособного слоя мелких эффективных собственников (акционеров,
совладельцев). Монополизм создаваемых сверху холдингов, передел собственности,
возникшей при вполне демократической составляющей (78% предприятий были приватизированы
по второй модели, когда 51% акций переходил в собственность администрации и
трудового коллектива) в пользу администрации холдингов, и другие характерные
негативные особенности приватизации оказали деформирующее воздействие на
зарождение нового социального слоя мелких собственников, акционеров.
Об этом в частности, говорят социологические обследования,
проведенные группой социологов Татарстана на предприятиях легкой промышленности
республики. Хотя на
акционированных предприятиях трудовой коллектив стал одним из его
собственников, как отмечается в исследовании, «трудящиеся продолжают ощущать
себя наемными работниками», а не совладельцами.
Ответы респондентов разделились следующим образом:
-
никогда
не ощущали себя совладельцами предприятия
|
50
%
|
-
затруднились
ответить на вопрос
|
30
%
|
-
чувствуют
себя совладельцами
|
6 %
|
Таким образом, можно констатировать, что в еще не
сложившейся рыночной среде формальное право на собственность или ее часть не
означает, что владелец, обладатель такого права – собственник в полном смысле
этого слова, который осознает себя собственником и, что особенно важно,
которому присущ поведенческий тип собственника. Кроме того, очевидно, что для
завершения процесса трансформации формального права в реальное потребуется
значительный промежуток времени. Возможно, это произойдет лишь на части
приватизированных предприятий, тех, где общее собрание акционеров будет
выполнять не декоративные функции, а реально, наряду с другими совладельцами
будет влиять на принятие решений.
Помимо общих условий, необходимых для такой трансформации,
требуются соответствующие предпосылки на уровне приватизированных предприятий,
среди которых – информированность и участие акционеров-собственников в
производственном самоуправлении. И то и другое, по данным социологических
исследований, не дотягивало до приемлемого уровня: лишь 24% опрошенных заявили
о том, что они информированы о деятельности предприятия, и 17% – постоянно
участвуют в решении производственных проблем. Несомненно, положительно уже то,
что около половины опрошенных проявляют инициативу в зависимости от
обстоятельств в решении производственных вопросов.