раздел
"Статьи отечественных экономистов" >>
"Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 годы" - Счетная палата
(экспертно-аналитическое мероприятие)
4. Социальные итоги приватизации
4.1.
Влияние итогов приватизации на социальное благополучие граждан
Несмотря на то что российская приватизация стала одним из
факторов, оказавших существенное влияние на систему социальных отношений и
изменение уровня жизни населения, ее нельзя рассматривать в отрыве от всего
комплекса экономических и политических причин, вызвавших масштабные социальные
сдвиги в рамках всего общества.
Ускоренная приватизация совпала по времени с глубочайшим
экономическим кризисом в России, что негативно отразилось как на положении
приватизированных предприятий, так и на материальном положении работающих на
них людей.
Перераспределение валового внутреннего продукта в пользу
негосударственного сектора объективно привело к падению реальных доходов
основной массы работников бюджетной сферы, а также возникновению
низкорентабельных и убыточных приватизированных предприятий. Уровень
среднемесячной заработной платы в 1996 году составлял примерно 120 долларов
США, при этом работники образования и науки получали в среднем на треть меньше. Наиболее
незащищенной категорией граждан в этих условиях оказались пенсионеры, инвалиды
и др.
Как показывают данные табл. 15 и рис. 16, реальные денежные
доходы граждан до сих пор не превысили уровня 1990 года и только в 2003 г. превысили уровень
1994 года. Численность же граждан, живущих за чертой бедности, остается
стабильно высокой и составляет около 1/5 населения.
Таблица 15
ИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ
УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ в 1992-2003 гг. (в %)
|
1992
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
Реальные денежные доходы
|
53
|
84
|
101
|
106
|
84
|
88
|
113
|
110
|
110
|
Реальная начисленная заработная плата
|
67
|
72
|
106
|
105
|
87
|
78
|
121
|
120
|
116
|
Реальный размер назначенных месячных пенсий1)
|
52
|
81
|
109
|
95
|
95
|
61
|
128
|
121
|
116
|
Величина прожиточного минимума
|
...
|
в 3,1 р.
|
140
|
111
|
120
|
184
|
1202)
|
124
|
121
|
Численность населения с денежными доходами ниже
величины прожиточного минимума
|
...
|
109
|
89
|
94
|
112
|
121
|
852)
|
94
|
91
|
1) 1995–2001 гг. – с учетом компенсации.
2) В сопоставимой методологии исчисления величины
прожиточного минимума.
Источник:
Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат
России. – М., 2003.
По оценкам экспертов, действующий в 90-е годы в России принцип свободного ценообразования и
наличие лишь постепенно развивающихся механизмов саморегулирования свободного
рынка привели к тому, что предприятия с доминирующим положением на рынке, то
есть бывшие государственные монополии, незначительно или совсем не ограничены
при формировании цены со стороны рынка. Такое положение
способствовало развитию инфляционных процессов, усиливших мощную тенденцию к
падению реальной заработной платы, прежде всего работников бюджетной сферы.
Так, темпы инфляции к концу 1994 года составили 14-16% в
месяц (при плане 5-7%), в январе 1995 года они поднялись почти до 18%. И лишь к
августу 1995 года снизились до 4% в месяц. При этом необходимо подчеркнуть, что
инфляция вела к перераспределению доходов в ущерб наименее обеспеченным слоям
населения.
По оценке Управления статистики уровня жизни населения
Госкомстата России, даже на основании устаревшей методики определения уровня
жизни, утвержденной в 1992 году,
численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного
минимума в 1996 году составляла 32 млн человек. То есть в критическом положении
оказался фактически каждый пятый житель страны, причем 17 млн из живущих ниже
черты бедности являются работающими.
Новая волна экономического кризиса, вызванного известным
решением от 17 августа 1998 года, привела к падению реальных доходов населения
на 30%, реальной заработной платы на 40%. Как следствие очередного кризисного
падения доходов населения в январе 1999 года отмечено двадцатикратное
увеличение числа трудовых конфликтов в Российской Федерации.
Конечно, негативные тенденции в социальной и демографической
сфере, сложившиеся в Российской Федерации, являются производными от многих
факторов, отражающих в целом кризисное положение в значительной части общества.
Тем не менее косвенные последствия «шока», вызванного реформами начала 90-х
годов, оказали определенное негативное влияние на состояние социального
здоровья нации.
Как показывают контрольные мероприятия Счетной палаты,
приватизация не способствовала усилению социальной защищенности работников приватизируемых
предприятий и развитию объектов социальной инфраструктуры, а, напротив, в ряде
случаев ускорила их разрушение. Средства от приватизации на развитие объектов
социальной инфраструктуры практически не поступали. Предприятия и местные
власти отказывались от содержания «непрофильных активов». Поэтому объекты социальной сферы по заниженным ценам
приобретались предпринимательскими структурами в целях последующего
перепрофилирования. Так, например, акционерным обществом «Комсомолка» были
приобретены основные фонды Высшего профессионального училища № 29 г. Комсомольска-на-Амуре;
была осуществлена продажа зданий профтехучилища № 18 г. Санкт-Петербурга,
приватизация детского сада № 35 п. Кокошкино Нарофоминского района
Московской области и т.д.
В наиболее тяжелом положении оказались работники так
называемой бюджетной сферы – учителя, врачи, ученые и пр. Основным источником
финансирования для соответствующих отраслей экономики являлись бюджетные
средства, которые направлялись главным образом на оплату труда работников и
первоочередные текущие расходы (оплату коммунальных услуг).
Капитальные расходы в эти годы, связанные с поддержанием и
развитием основных фондов, были крайне незначительны. Вследствие этого, как
показывают данные Госкомстата России, в 1995 году в отраслях «Образование»,
«Культура и искусство» «Наука и научное
обслуживание» коэффициент выбытия основных фондов превышал коэффициент
обновления соответственно на 0,2, 0,5 и 1,1 процентных пункта. По отрасли «Здравоохранение,
физическая культура и социальное обеспечение» коэффициент обновления был на 0,1
процентных пункта выше коэффициента выбытия. Степень износа основных фондов на
начало 1995 года в этих отраслях составляла 30,2% по отрасли «Здравоохранение,
физическая культура и социальное обеспечение», 38,5% по отрасли «Культура и
искусство» и 44% по отрасли «Наука и научное обслуживание» (данные на 1995 год
по отрасли «Образование» отсутствуют).
Правительственные решения, направленные на усиление
социальной защищенности граждан, реализовывались с опозданием и не в полном
объеме. Так, например, в потребительскую корзину до 1999 года не были включены
непродовольственные товары и услуги. Между тем рост цен
на них, включая медицинские услуги, стоимость покупки жилья, проезд на
транспорте и т.п., значительно превышал рост номинальной заработной платы. В
результате наименее защищенные слои населения больше всего пострадали от
негативных последствий экономических реформ.
Этот факт подтверждает изучение уровня доходов населения
различных социальных групп.
Так, например, по данным Госкомстата России, в конце 1994
года доходы 10% самых богатых жителей Москвы в 24 раза превышали доходы 10%
самых бедных. А по данным всероссийского исследования «Сбережения населения
Российской Федерации», проведенного Институтом социально-экономических проблем
народонаселения (ИСЭПН) Российской Академии наук в 1996 году, 71% жителей,
относящихся к беднейшим слоям, владел лишь 3,3% всех денежных сбережений, в то
время как 5%, относящихся к категории богатых и очень богатых, владели 72,5%
сбережений, причем из них на долю 2% «очень богатых» приходилось 52,9% всех
сбережений населения России. При этом в исследовании не учитывались
многомиллиардные суммы средств, переведенные на зарубежные счета и значительно
превышающие суммы сбережений в российских банках.
Особенностью периода реформ стало то, что источники и в
целом картина формирования доходов россиян усложнились. На это, в частности,
указывают расчеты Госкомстата России: в 1993 году реальные доходы населения
выросли на 10%, а в 1994 году даже на 16%, и «это при падении реальной
заработной платы в 1994 году на треть», то есть рост был за счет иных доходов,
нежели официальная заработная плата. По данным Госкомстата России, в 1995 году
лишь 15% россиян считали основным источником заработка свою основную работу (в
учреждении, на госпредприятии). По оценкам исследовательского центра «Круглый
стол для бизнеса России», почти каждый пятый работавший россиянин имел
сбережения в результате неучтенных доходов от «теневой» трудовой деятельности.
В середине 90-х годов вторую и часто не фиксируемую официально работу имели от
1/3 до половины работавших петербуржцев. В свою очередь «теневой сектор» –
продукт и приватизации, и просчетов государства, которое не смогло
предотвратить переход части бизнеса в полукриминальную сферу. Вместе с тем, по
самым скромным экспертным оценкам, примерно 20% граждан страны живут ниже
официально установленной черты бедности.