раздел
"Статьи отечественных экономистов" >>
"Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 годы" - Счетная палата
(экспертно-аналитическое мероприятие)
3.3.6. Приватизация предприятий сельского хозяйства и земель лесного фонда
Аграрная
реформа была направлена на комплексное переустройство сельскохозяйственного
производства на основе многообразия форм хозяйствования и различных форм
собственности на землю и другие средства производства, создание конкурентной
среды в агропромышленном комплексе, развитие аграрного рынка.
Существенное
влияние на процесс приватизации в сельском хозяйстве оказали установленные
законодательством сжатые сроки ее проведения в целях быстрой смены собственника
земли. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» был
установлен двухлетний срок на переоформление земельных участков из
государственной в частную собственность (статья 7), который истекал в 1992 году. В указах Президента
Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации,
принятых в 1991 году, срок
приватизации земли также ограничивался 1992 годом, однако указанный срок не был
выдержан, процесс приватизации земли продолжался и в последующие годы.
В процессе приватизации и реорганизации
сельскохозяйственных предприятий по
состоянию на 1 января 1993 г.
было перерегистрировано 19719 колхозов и совхозов (77% от их общего
количества), из них 5990 сохранили свой статус, 8551 преобразован в товарищества
с ограниченной ответственностью и смешанные товарищества, 1662 – в
сельскохозяйственные кооперативы, 748 – в ассоциации крестьянских хозяйств, 328
– в акционерные общества открытого типа (рис. 10).
Рис. 10. Динамика приватизации в сельском хозяйстве
в 1993 г.
Доля
сельскохозяйственных производственных кооперативов на начало 2004 года
составила около 50% от общего числа сельхозпредприятий. Организационно-правовую
форму в виде обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью имеют
более 15% сельскохозяйственных
предприятий. Около 11% сельскохозяйственных предприятий имеют
организационно-правовую форму закрытых акционерных обществ. Отраслевые
ассоциации (союзы) сельскохозяйственных товаропроизводителей созданы и
функционируют в 53 регионах страны (общая структура сельхозпредприятий на
начало 2004 г.
показана на рис.11).
Ухудшилось
финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий. Кредиторская
задолженность в расчете на 1 рубль выручки от реализации всей продукции в 2002
году составила 1,06 рубля против 0,46 рубля в 1992 году. Уровень рентабельности
по всей деятельности сельскохозяйственных предприятий в 2002 году составил 0,7
против 43 в 1992 году.
К
началу 2003 года в пользовании сельскохозяйственных предприятий, организаций, а
также граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции,
находилось 194,6 млн га сельскохозяйственных угодий. Сокращение их площадей за
десять лет составило 16 млн га, или 7,6%
от площади всех сельхозугодий.
За
последние десять лет производство валовой продукции сельского хозяйства в целом (в сопоставимой оценке к 1992 году)
снизилось на 19,6%, площади под зерновыми культурами сократились с 61,9 до 47,5
млн га, или на 23%. Из оборота выбыло 1,1 млн га мелиорированных угодий.
Среди
основных недостатков механизма приватизации имущества сельхозпредприятий можно выделить следующие. Собственники
имущественных паев, ставшие впоследствии акционерами (дольщиками, пайщиками)
сельхозпредприятий, фактически не имели никаких экономических выгод от
собственности. Ввиду убыточности большинства сельхозпредприятий дивиденды по
акциям и другим вкладам в уставные капиталы не выплачивались. Соответственно
обретение собственности не стало дополнительными стимулом к труду и дальнейшим
накоплениям.
Собственники
имущественных паев, пожелавшие получить имущество в счет пая, либо ничего не
получали, либо получали что-то после длительных судебных мытарств. Судебные
процессы стали одной из причин негативного восприятия многими руководителями
хозяйств процесса приватизации.
Следует
отметить, что для сделок с землей в субъектах Российской Федерации были
характерны: ее недооценка, отсутствие индивидуального подхода к такого рода
сделкам, непроведение кадастровой оценки земли.
Так, в течение 2002 года в Тверской области
было продано 402 земельных участка общей площадью 1587000 кв. м на
сумму 12479,0 тыс. руб. (в среднем по цене 7,8 руб. за 1 кв. м), в Рязанской
области в 2003 году было продано 32 земельных участка, на которых расположены
ранее приватизированные объекты государственного недвижимого имущества общей
площадью 1098438,19
кв. м на сумму 7439,1 тыс. руб. (в среднем по цене 6,7
руб. за 1 кв. м).
По мнению экспертов из субъектов Российской Федерации, которые представили свою
информацию для данного экспертно-аналитического мероприятия, если такая тенденция при оценке земли
сохранится в ближайшие годы, региональные и местные бюджеты существенных
доходов от сделок с землей не получат.
Как
показывает анализ результатов контрольных мероприятий Счетной палаты,
разгосударствление сельского хозяйства
привело к ликвидации крупных операторов с государственным участием,
работающих на внутреннем рынке сельхозпродукции. Их отсутствие не
позволяет отечественным производителям
конкурировать на равных с иностранными производителями сельскохозяйственных
товаров.
Средства,
выделяемые из федерального бюджета на закупку продовольствия, попадают в
основном в руки многочисленных посредников. Поэтому непосредственные
сельхозтоваропроизводители государственной поддержки не ощущают, вся прибыль
достается посредникам. Этот вопрос связан с продовольственной безопасностью
государства и особенно обострится накануне вхождения России в ВТО.
Особое
внимание при проведении дальнейшей приватизации в еще не приватизированных
областях экономики следует обратить на приватизацию земель лесного фонда.
В
настоящее время все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны
и землях населенных пунктов, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной
растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд Российской
Федерации, общая площадь которого составляет 1 114 млн гектаров, или 69%
территории России.
Покрытая
лесом площадь составляет 771 млн гектаров, общий запас древесины в лесах – 81,5
млрд куб. м, в том числе спелых и перестойных насаждений – 43,9 млрд куб. м, из
них хвойных – 34,5 млрд куб. м.
В
соответствии с действующим Лесным кодексом Российской Федерации лесной фонд
Российской Федерации находится в федеральной собственности.
Лесной
кодекс Российской Федерации не допускает оборота лесного фонда, купли-продажи,
залога и совершения других сделок, которые могут повлечь за собой отчуждение
участков лесного фонда. Заготовленные лесоматериалы являются объектом
гражданского оборота, отношения участников которого регулируются Гражданским
кодексом Российской Федерации.
Правом
владения, пользования и распоряжения лесным фондом до 2004 года были наделены
Минприроды России (96,3% от земель лесного фонда), Минсельхоз России (3,7%),
Министерство образования Российской Федерации (менее 1%).
В
настоящее время основным видом приобретения права лесопользования является
аренда участков лесного фонда, которая действует на площади 90 млн га.
Учитывая
отечественный опыт управления лесами, накопленный не только в Российской
Федерации, Советском Союзе, но и в Российской империи, в качестве хорошо
проверенного примера ведения высокодоходного лесного хозяйства в лесах,
находящихся в государственной собственности, было бы целесообразно сохранить и
развивать принцип федеральной государственной собственности на леса и лесные
земли, как сложнейшей экологической системы страны, а также традиционную
культуру в области прав и обязанностей собственника лесов.