раздел
"Статьи отечественных экономистов" >>
"Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 годы" - Счетная палата
(экспертно-аналитическое мероприятие)
3.3.5. Итоги приватизации предприятий, связанных с производством, добычей и переработкой драгоценных металлов и камней
Проведенные
Счетной палатой Российской Федерации проверки приватизации государственных
предприятий по производству, добыче и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней показали, что проводилась
ускоренная приватизация отрасли без учета специфических особенностей размещения
и работы предприятий, их особой государственной значимости, экономических
обоснований. Негативными итогами приватизации промышленности цветных металлов
стала утрата ее инфраструктурного комплекса – геологоразведочных организаций,
автопредприятий, баз материально-технического снабжения, машиностроительных и
ремонтных заводов, научно-исследовательских и проектных институтов.
За
1992 год и I квартал
1993 года были приватизированы все предприятия ювелирной промышленности и часть
золотодобывающих объектов. Поскольку особенности и условия приватизации
предприятий ювелирной промышленности ни в одном разделе Государственной
программы приватизации на 1992 год не были определены, они по существу были
приравнены к производителям товаров народного потребления и подлежали
приватизации по ускоренной и упрощенной схеме.
Например,
в результате поспешной, необоснованной приватизации в 1993 году уникального
Калининградского янтарного комбината были разрушены его хозяйственные связи,
система управления комбинатом, начались и продолжаются массовые хищения, в
настоящее время комбинат является банкротом. Проверкой Приокского завода цветных
металлов установлено, что в 2003 году
при преобразовании федерального государственного унитарного предприятия в
открытое акционерное общество в активы завода не были включены остатки
драгоценных металлов, приобретенные за счет средств Минфина СССР (бюджетных
средств), в том числе 5 400 тонн золота и
значительное количество серебра.
В
1996 году в золотодобывающей отрасли функционировало свыше 1000 субъектов
хозяйствования, после приватизации в государственной собственности осталось
всего 33 предприятия, из них 11 рудников и приисков, на долю которых оставалось
около 1% от объема добычи золота в России. По данным РФФИ, в доход федерального
бюджета за период с 1992 по 1999 гг. от
приватизации предприятий, осуществляющих добычу, переработку и реализацию
драгоценных металлов и драгоценных камней, поступило всего 6,9 млн рублей от 6
предприятий – ОАО «Амазарзолото», ОАО «Забайкалзолото», ОАО «Лензолото», ОАО
«Оптювелир», г. Москва, и Московского ювелирного завода «Ювелирпром».
Как
показали контрольные мероприятия Счетной палаты, приватизация в
золотодобывающей отрасли была проведена без закрепления долей федеральной
собственности, что можно оценить с точки зрения ущемления общегосударственных
интересов. В настоящее время приватизированные предприятия испытывают острый
недостаток финансовых ресурсов для поддержания действующего производства и
перспективы развития. Большинство из них являются неплатежеспособными и имеют
неудовлетворительную структуру баланса.
Контрольные
мероприятия Счетной палаты, проведенные в марте 2002 года, свидетельствуют, что
алмазодобывающие предприятия, кроме прииска «Уралалмаз», всем комплексом вошли
на правах аренды в акционерную компанию «Алмазы России-Саха». Фактически в
нарушение законодательства[1] произошла
приватизация алмазодобывающего комплекса России путем акционирования его
основного предприятия, тем самым было проигнорировано право Российской Федерации
на совместное владение, пользование и распоряжение недрами, а также получение
доходов от пользования недрами. Контрольный пакет акций компании перешел от
федерального центра к субъекту Российской Федерации.
К
недостаткам приватизации предприятий по производству, добыче и переработке
драгоценных металлов и драгоценных камней можно отнести то, что в советах
директоров образованных акционерных компаний нет представителей Роскомдрагмета
России (Минфина России или Гохрана России) для представления интересов
государства в этой специфической отрасли промышленности при сохранении
монополии государства на драгоценные металлы и драгоценные камни.