раздел
"Статьи отечественных экономистов" >>
"Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 годы" - Счетная палата
(экспертно-аналитическое мероприятие)
3.3.4. Итоги приватизации предприятий лесопромышленного комплекса
Лесопромышленный
комплекс Российской Федерации (далее – ЛПК) является одним из важнейших
направлений деятельности национальной экономики, которая обеспечивает своей
продукцией практически все отрасли промышленности страны: машиностроение,
горнодобывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю, а
также потребности населения страны. В 45 субъектах Российской Федерации
продукция комплекса составляет от 10 до 50% общего объема промышленного
производства.
Структура
лесопромышленного комплекса представлена следующим образом: лесозаготовительная
промышленность – 17% от общего объема выпуска валовой продукции;
лесоперерабатывающая – 38%, целлюлозно-бумажная – 44%, лесохимическая – менее
1%.
Производством
лесопромышленной продукции в настоящее время занимается свыше 20 тысяч
предприятий. Общие количественные результаты приватизации государственного и
муниципального имущества в лесопромышленном комплексе в 1993–2003 гг.
представлены в табл. 10.
Таблица 10
ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ЛЕСНОЙ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ И
ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Число приватизированных
государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов
|
1993
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
20031)
|
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
|
909
|
198
|
119
|
62
|
34
|
13
|
23
|
10
|
8
|
6
|
1) По
имущественным комплексам государственных и муниципальных унитарных предприятий
(без учета данных Минимущества России).
Источники:
Российский статистический ежегодник. 2003:
Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2003;
Российская Федерация в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2004.
Процесс
приватизации наиболее глубоко затронул предприятия ЛПК, специализирующиеся на
производстве целлюлозно-бумажной продукции (по состоянию на 1 января 2003 г.
в частные руки перешло до 97% предприятий). Предприятия, в уставном капитале
которых имеются государственные пакеты акций, составляют всего 5%.
Иностранный
капитал, как правило, участвовал в приватизации наиболее перспективных,
ориентированных на экспорт предприятий, выпускающих продукцию глубокой
переработки древесины.
Однако
на самых крупных и перспективных предприятиях ЛПК, где доли акций, владельцами
которых выступают иностранные фирмы, составляют от 40 до 90%, деятельность
представителей государства не обеспечена должными правовыми и
институциональными ресурсами и потому является неэффективной. При этом
представители государства не несут никакой правовой ответственности за
результаты деятельности акционерного общества, исполняют свои обязанности
формально и практически не участвуют в решении задач по обеспечению интересов
государства в этой сфере.
В
последние три года ситуация в отрасли постоянно ухудшается. В 2003 г.
прибыль в целом по ЛПК снизилась на 30%. Более половины предприятий является
убыточными. Резкий спад инвестиций в основной капитал ЛПК обусловил физическое
старение основных производственных фондов и прежде всего их наиболее активной
части – машин и оборудования.
На
предприятиях эксплуатируется значительное количество полностью
амортизированного оборудования, в результате чего увеличиваются
производственные затраты, снижается конкурентоспособность выпускаемой
продукции. Средний возраст машин и оборудования достигает 25 лет.
К
настоящему моменту износ основных производственных фондов по ЛПК составляет
46%, в том числе по лесозаготовительной отрасли – 55%, деревообрабатывающей –
42% и целлюлозно-бумажной – 45%.
Основные
показатели работы лесопромышленного комплекса Российской Федерации в 1992–2003
гг. представлены в табл. 11.
Таблица 11
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РАБОТЫ ЛЕСНОЙ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ
И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
|
1992
|
1995
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
Число действующих организаций (на конец года), тыс.
|
8,2
|
16,4
|
20,4
|
20,9
|
22,4
|
21,2
|
23,0
|
21,8
|
Объем промышленной продукции, млрд руб. (до 1998 г.
– трлн руб.)
|
0,8
|
50,5
|
56,8
|
129
|
189
|
221
|
260
|
290
|
Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала,
тыс. человек
|
1813
|
1383
|
1034
|
1057
|
1102
|
1054
|
1010
|
886
|
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)1),
млн руб. (до 1998 г.
– млрд руб.)
|
135
|
5864
|
-11686
|
17874
|
16893
|
13337
|
8260
|
7437
|
Уровень рентабельности продукции1), %
|
37,6
|
21,8
|
5,0
|
23,9
|
16,5
|
11,5
|
9,2
|
7,6
|
Производство:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вывозка древесины, млн плотных м3,
|
238
|
116
|
78,2
|
90,1
|
94,8
|
96,3
|
97,0
|
91,8
|
в том числе деловой древесины
|
183
|
88,7
|
61,5
|
73,0
|
77,1
|
79,9
|
80,5
|
...
|
пиломатериалы, млн м3
|
53,4
|
26,5
|
18,5
|
19,2
|
20,0
|
19,0
|
18,6
|
17,9
|
клееная фанера, тыс. м3
|
1268
|
939
|
1102
|
1324
|
1484
|
1590
|
1821
|
1960
|
паркет, млн м2
|
7,2
|
4,0
|
2,0
|
2,3
|
2,1
|
1,8
|
1,8
|
1,6
|
древесностружечные плиты, тыс. условных м3
|
4522
|
2206
|
1568
|
1986
|
2335
|
2545
|
2744
|
3181
|
древесноволокнистые плиты, млн условных м2
|
427
|
234
|
194
|
243
|
278
|
283
|
310
|
321
|
целлюлоза, тыс. т
|
5676
|
4197
|
3210
|
4225
|
4960
|
5272
|
5579
|
5752
|
бумага, тыс. т
|
3608
|
2773
|
2453
|
2968
|
3326
|
3442
|
3552
|
3655
|
в том числе газетная:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тыс. т
|
943
|
1458
|
1395
|
1622
|
1694
|
1732
|
1714
|
1814
|
млрд м2
|
20,0
|
30,5
|
29,9
|
35,0
|
36,9
|
38,0
|
37,9
|
40,3
|
Из нее массой 45 г/м2,
млрд м2
|
...
|
7,7
|
11,7
|
21,6
|
26,6
|
29,8
|
32,0
|
34,5
|
картон, тыс. т
|
2157
|
1301
|
1143
|
1579
|
1985
|
2225
|
2428
|
2694
|
1) 1995–2002
гг. – по данным бухгалтерской отчетности. Знак (-) означает убыток
(убыточность).
Источники:
Российский статистический ежегодник. 2003:
Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2003;
Российская Федерация в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2004.
Технологическая
и экономическая разобщенность комплекса лесохозяйственных, заготовительных и
перерабатывающих предприятий, крайняя изношенность основных производственных
фондов, отсутствие необходимых инвестиций, неурегулированность отношений,
отсутствие национальной политики в области использования, охраны, защиты
лесного фонда и воспроизводства лесов стали причинами малоэффективной
деятельности лесопромышленного комплекса России в целом.
Приватизация
предприятий лесопромышленного комплекса также не стала стабилизирующим фактором
в их производственной деятельности и имела целый ряд негативных последствий:
–
ускоренная приватизация и смена форм собственности привела на большинстве
предприятий к резкому снижению объемов и эффективности производства;
–
сложилась весьма размытая структура собственников в лице трудовых коллективов,
не обладающих реальными ресурсами и не способных изыскать средства для
технического перевооружения и модернизации производства и, собственно, для
существования предприятий;
–
в результате чековой приватизации не были решены задачи социальной защиты
населения, с одной стороны, и возникло значительное число искусственных,
фиктивных субъектов собственности, с другой;
–
содержание планов приватизации большинства предприятий не соответствовало
ситуации в стране, носило характер пожеланий и не отражало реальную
действительность, в результате такие предприятия не смогли эффективно
реализовать свои акции с целью привлечения инвестиций в развитие производства;
–
уставный капитал приватизируемых предприятий был определен в ценах на 1 июля
1992 года (а фактически – в ценах 1991 года), и до 1995 года величина этого
капитала не пересматривалась, в результате чего произошло катастрофическое
обесценивание уставных капиталов, что привело к массовой скупке акций;
–
продажа акций приватизируемых предприятий лесопромышленного комплекса по
бросовым ценам привлекла на этот рынок массу неквалифицированных и зачастую
недобросовестных участников;
–
доходы от приватизации лесопромышленных предприятий не превысили 2% от их
реальной стоимости;
–
отсутствие нормативных правовых актов позволило обладателям контрольных пакетов
акций наиболее благополучных и привлекательных предприятий, особенно в
целлюлозно-бумажной промышленности, не выполнять без особых последствий
принятые на себя инвестиционные обязательства;
–
разрыв в процессе приватизации хозяйственных, технологических и кооперативных
связей между предприятиями разрушил организационную структуру, способствующую
эффективному осуществлению деятельности в рыночных условиях;
–
потеря управляемости деревоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленностью привела к тому, что предприятия, производящие стратегически
важные, экспортные и социально значимые товары, оказались вне среды
государственного регулирования;
–
институт представителей государства на предприятиях, в уставных капиталах
которых остались государственные пакеты акций, оказался малоэффективным, в
результате государство доходов от использования указанных объектов
собственности практически не получает.