раздел
"Статьи отечественных экономистов" >>
"Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 годы" - Счетная палата
(экспертно-аналитическое мероприятие)
3.3.3. Итоги приватизации предприятий транспорта и связи
В
процессе проведения реформ в секторе
«Транспорт и связь» были решены в основном такие стратегические задачи
приватизации, как создание конкурентной среды, формирование рынка транспортных
услуг и услуг связи, отстранение государства от оперативного регулирования
хозяйственной деятельности предприятий.
Начиная
с 1993 года 88 государственных предприятий электросвязи были преобразованы в
акционерные общества. В 1995 году было учреждено ОАО «Инвестиционная компания
связи» (ОАО «Связьинвест»), в оплату уставного капитала которого внесены
закрепленные в федеральной собственности пакеты акций 85 акционерных обществ
электросвязи, контрольный пакет акций ОАО «Связьинвест» был закреплен в
федеральной собственности. В 2002 году был завершен процесс объединения
дочерних обществ ОАО «Связьинвест», в федеральных округах было образовано 7
межрегиональных компаний путем присоединения 65 региональных акционерных
обществ электросвязи к базовым компаниям. Проведенная приватизация предприятий
электросвязи позволила значительно увеличить объемы оказываемых ими услуг,
внедрить и приоритетно развивать новые виды услуг связи, такие как мобильная
связь, телематические услуги. Обновление основных фондов в отрасли связи идет
более быстрыми темпами, чем их выбытие, растет телефонизация сельской и
городской местности.
На
смену централизованно управляемым транспортным отраслям и монопольным крупным
многопрофильным государственным предприятиям пришли тысячи независимых, частных
и акционерных компаний. Сегодня количество хозяйствующих субъектов на всех
видах транспорта составляет более 600 тысяч единиц, из которых почти 80 %
находится в частной или смешанной формах собственности. Из государственной
собственности выведено более 40% основных производственных фондов всех отраслей
транспортного комплекса.
Вместе
с тем в транспортной отрасли не в полной мере решена основная стратегическая задача
приватизации предприятий – повышение эффективности работы транспорта путем
смены собственника имущества. Так, в 2002 году по сравнению с 1990 годом в 2
раза сократились объемы перевозки грузов железнодорожным и автомобильным
транспортом, более чем в 5 раз – водным транспортом. Грузооборот
железнодорожного и автомобильного транспорта уменьшился в 1,7 раза, внутреннего
водного транспорта – в 2,9 раза, морского транспорта – в 5,5 раза.
Общая
динамика приватизации государственного и муниципального имущества в отраслях
«Транспорт» и «Связь» представлена в табл. 8.
Таблица 8
ПРИВАТИЗАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
ОТРАСЛЕЙ «ТРАНСПОРТ» И
«СВЯЗЬ»
|
19931)
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
20032)
|
Число приватизированных государственных и
муниципальных унитарных предприятий, объектов в отраслях:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Транспорт – всего
|
1550
|
280
|
163
|
46
|
46
|
31
|
28
|
30
|
26
|
25
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
промышленный железнодорожный
|
18
|
14
|
5
|
2
|
1
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
автомобильный (включая транспортно-экспедиционные
предприятия, организации)
|
1475
|
234
|
130
|
27
|
25
|
24
|
18
|
22
|
15
|
14
|
морской
|
20
|
3
|
1
|
2
|
3
|
-
|
2
|
3
|
-
|
-
|
внутренний водный
|
27
|
11
|
6
|
1
|
5
|
1
|
5
|
5
|
9
|
-
|
воздушный
|
10
|
7
|
10
|
5
|
2
|
1
|
2
|
-
|
1
|
-
|
Связь
|
15
|
28
|
13
|
12
|
6
|
5
|
6
|
14
|
7
|
2
|
Начальная цена приватизируемого государственного и муниципального
имущества (величина уставного капитала), млн руб. (до 1998 г.
– млрд руб.)
|
...
|
57
|
51
|
38
|
236
|
45
|
284
|
46
|
77
|
-
|
Получено средств от приватизации3), млн
руб. (до 1998 г.
– млрд руб.)
|
...
|
48
|
25
|
30
|
165
|
32
|
108
|
54
|
53
|
...
|
1) Включая данные за 1992 г.
2) По имущественным комплексам государственных и
муниципальных унитарных предприятий без учета данных Минимущества России).
3) По государственному и муниципальному имуществу,
приватизированному в соответствующем году.
Источники:
Российский статистический ежегодник. 2003:
Стат.сб. / Госкомстат России. – М., 2003;
Российская Федерация в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2004.
Во
всех отраслях транспортного комплекса наметились устойчивые тенденции старения
основных фондов и их неэффективного использования. Основные фонды всех видов
транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ составляет в настоящее
время от 55 до 70 % и продолжает нарастать. При этом финансово-экономические
механизмы, в том числе обеспечивающие воспроизводство основных фондов и
инновации, недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к
особенностям транспортной отрасли. Все большая их доля эксплуатируется за
пределами срока службы. Привлечение инвестиций остается на низком уровне,
отдельные виды транспортной деятельности имеют низкую экономическую
эффективность, непривлекательны как сфера инвестиций и предпринимательства. И,
как следствие, на международных транспортных рынках в условиях постоянного
ужесточения технических и экологических требований к транспортным средствам
снижается конкурентоспособность отечественных перевозчиков (требования стран
ЕЭС по ограничению шумов воздушных судов, повышенные экологические требования к
грузовому транспорту).
По
состоянию на 1 января 1997 года насчитывалось
390 предприятий воздушного транспорта, из них 209 акционерных
обществ, созданных на базе бывших государственных предприятий, вновь
образованных акционерных обществ – 165, на базе предприятий Министерства
авиационной промышленности Российской Федерации было создано 24 акционерных
общества. Аэропортов насчитывалось 845, из них федерального значения – 63, в
том числе международных – 52.
Важной
проблемой гражданской авиации является обновление парка воздушных судов. В
результате приватизации предприятий воздушного транспорта произошло их
разукрупнение и образование значительного числа мелких предприятий, что не
позволяет аккумулировать финансовые средства для обновления летного парка. Для
стимулирования обновления парка отечественными воздушными судами нового
поколения при поддержке государства реализуются механизмы лизинга и частичного
бюджетного субсидирования. Однако этих мер явно недостаточно для решения
существующей задачи. Приватизация морского и речного флота в
основном была проведена в 1992-1993 годах. В настоящее время преобразованы в
акционерные общества 132 предприятия речного транспорта, или 93% от их общего
количества, из них 27 пароходств, 51 порт, 48 заводов и 6 прочих предприятий, а
также 45 акционерных обществ, образованных на базе предприятий рабочего
снабжения; 87 предприятий морского транспорта, или 74% от их общего количества,
из них 9 морских пароходств, 24 торговых порта, 13 судоремонтных заводов. В
настоящее время в федеральной собственности закреплены пакеты акций 19
акционерных обществ морского транспорта и 43 акционерных общества речного
транспорта, имеющих стратегическое значение.
Следует
подчеркнуть, что действующее российское таможенное и налоговое законодательство
снижает конкурентоспособность морского и речного торгового флота, работающего
под российским флагом, и не способствует возврату в Российскую Федерацию судов,
построенных и работающих за рубежом. Появление в мире так называемых удобных
флагов, предоставляющих для торгового флота низкие либо нулевые ставки
налогообложения, поставило отечественных судовладельцев, зарегистрированных в
национальном реестре, в крайне невыгодное положение по условиям конкуренции.
При этом в России из-за отсутствия протекционистских мер в отношении
национального торгового флота, наличия обременительного налогообложения и
процедурных проблем фактически созданы условия для ухода торгового флота за
пределы страны и соответственно с российской внешнеторговой грузовой базы.
На
железнодорожном транспорте
рыночные реформы находятся на начальном этапе. В 1993-1999 годах приватизация
объектов железнодорожного транспорта практически не проводилась, первое
предприятие было приватизировано в 2000 году. К 2003 году были преобразованы в
открытые акционерные общества 9 организаций железнодорожного транспорта, и в
2003 году было приватизировано еще 987 организаций, при этом общее число
приватизированных организаций, подведомственных МПС России, достигло 996, что
составило 52 % от общего количества организаций железнодорожного транспорта.
Негативные тенденции в экономике на первом этапе реформ и значительное снижение
спроса на перевозки отрицательно сказались на финансовом положении отрасли и не
позволили своевременно обновлять основные фонды, что привело к повышению уровня
их износа.
В соответствии с пунктом 3.2.7.2
«Реструктуризация естественной монополии на
железнодорожном транспорте» Программы социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) в 2003 г.
было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» со
стопроцентным государственным участием, приняты меры по упорядочению функций
федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного
транспорта, проведены сводный аудит финансово-хозяйственной деятельности и
инвентаризация (включая оценку технического состояния) имущества
подведомственных МПС России предприятий. В процессе создания РАО РЖД МПС России решало задачу избавления железных дорог
от непрофильных объектов и передачу всей инфраструктуры МПС, включая связь, в
собственность вновь созданного хозяйствующего субъекта.
Однозначно
охарактеризовать итоги приватизации организаций строительного комплекса
достаточно сложно. Большинство организаций отрасли сохранили свою специализацию,
производственные мощности и кадровый потенциал. В то же время неблагоприятный
инвестиционный климат, характерный для всего производственного сектора
экономики России, не мог не отразиться на финансовом положении организаций. Не
все организации, осуществившие приватизацию в начале 90-х годов, остались
рентабельными.
Постоянный
инвестиционный голод и отсутствие интереса у крупных инвесторов вкладывать
деньги в предприятия, не являющиеся добывающими, привели к тому, что ряд
организаций строительства в настоящее время находится в стадии банкротства или
уже признаны банкротами.
Количественные
данные по приватизации государственных предприятий строительной отрасли
представлены в табл. 9.
Таблица 9
ПРИВАТИЗАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ОТРАСЛИ «СТРОИТЕЛЬСТВО»
|
1993
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
20031)
|
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных
предприятий, объектов строительства
|
3811
|
947
|
508
|
186
|
105
|
63
|
97
|
65
|
62
|
51
|
Начальная цена приватизируемого государственного и муниципального
имущества (величина уставного капитала), млн руб. (до 1998 г.
– млрд руб.)
|
32
|
200
|
195
|
88
|
2836
|
66
|
175
|
211
|
238
|
152)
|
Получено средств от приватизации3), млн руб. (до 1998 г.
– млрд руб.)
|
13
|
72
|
34
|
35
|
30
|
39
|
132
|
139
|
180
|
...
|
1) По
имущественным комплексам государственных и муниципальных унитарных предприятий
(без учета данных Минимущества России).
2) Начальная
цена (цена первоначального предложения).
3) По
государственному и муниципальному имуществу, приватизированному в
соответствующем году.
Источники:
Российский статистический ежегодник. 2003:
Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2003;
Российская Федерация в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2004.