раздел
"Статьи отечественных экономистов" >>
"Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 годы" - Счетная палата
(экспертно-аналитическое мероприятие)
3.2. Основные итоги приватизации в 1993-2003 гг.
Российская приватизация носила беспрецедентный характер не
только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой
рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества
решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России
приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений
собственности, т.е. решить задачи
изменения экономического базиса общества.
Так, в начале 1992
г., несмотря на процесс передела государственного
имущества в ходе спонтанной (или «номенклатурно-бюрократической») приватизации,
государственная форма собственности оставалась преобладающей (рис. 5), а
предприятия государственного сектора обеспечивали две трети всего
товарооборота.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от
14 августа 1992 года № 914 «О введении в действие системы приватизационных
чеков в Российской Федерации», от 14 октября 1992 года № 1229 «О развитии
системы приватизационных чеков в Российской Федерации», которые предусматривали
наряду с деньгами использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в
качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации, за 1992 год
было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. В федеральный
бюджет поступило около 0,04 млрд рублей. Предоставление рассрочки до трех лет и
отсрочки платежа, широко используемое в тот период при значительных темпах
инфляции (более 1300% в 1992 году), дает основание считать, что в формировании
доходов бюджетов средства от приватизации составляли несущественную долю.
По данным Госкомстата России, к середине 1992 г. структура
собственности (по составу и объему активов) была следующей: 349381
государственное и муниципальное предприятие с полной балансовой стоимостью более
35,6 млрд рублей; 80809 федеральных объединений, организаций, предприятий и
учреждений со стоимостью основных фондов более 24,1 млрд рублей.
Распределение государственных и муниципальных предприятий по
условиям приватизации было следующим: 25% активов запрещены к приватизации, для
приватизации более 53% активов необходимо было решение государственных органов
разного уровня, при этом более 50% государственных предприятий относилось к
категории запрещенных к приватизации.
Всего в 1991–1992 годах было приватизировано 46,8 тыс.
государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных
предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году – до 112,6 тыс.
По данным Госкомстата России, за период с 1993 по 2003 годы
было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701
предприятий федеральной формы собственности, или 17,32% от общего числа
приватизированных предприятий. При этом в 1993-1994 годах было приватизировано
71829 предприятий (соответственно 49924 и 21905), что составляло 74,5% от
общего количества предприятий, приватизированных в 1993-2003 годах.
Согласно отчету Госкомимущества России за 1996 год, в
результате выполнения Государственной программы приватизации по состоянию на
1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло
126793. В 1999 году в государственной собственности находилось 150 тыс.
предприятий, Российская Федерация являлась участником (акционером) в 3896
хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах,
представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала
25% уставного капитала. Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ
использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их
управлении («золотая акция»).
Количественная динамика приватизации государственных и
муниципальных унитарных предприятий (объектов) в 90-х годах изображена на
рис.6.
Структура приватизированного государственного и
муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации
отражена в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Структура приватизированного
государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам
приватизации в 1993-1997 гг.
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
Число приватизированных государственных и
муниципальных унитарных предприятий, объектов – всего
|
42924
|
21905
|
10152
|
4997
|
2743
|
в том числе по формам собственности1):
|
|
|
|
|
|
федеральная
|
7063
|
5685
|
1875
|
928
|
374
|
субъектов Российской Федерации
|
9521
|
5112
|
1317
|
715
|
548
|
муниципальная
|
26340
|
11108
|
6960
|
3354
|
1821
|
Структура приватизированного государственного и
муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу:
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
акционирование
|
31,1
|
44,8
|
27,7
|
22,5
|
18,1
|
продажа на аукционах
|
6,3
|
4,4
|
4,2
|
3,9
|
5,5
|
коммерческий конкурс
|
30,4
|
24,0
|
15,9
|
8,9
|
9,6
|
инвестиционный конкурс
|
1,3
|
1,2
|
1,1
|
0,7
|
0,5
|
выкуп арендованного имущества
|
29,5
|
20,8
|
29,8
|
32,1
|
14,6
|
продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных
предприятий и не завершенных строительством объектов
|
0,4
|
1,5
|
4,2
|
5,7
|
9,1
|
продажа недвижимости
|
-
|
-
|
15,4
|
22,9
|
38,5
|
продажа земли
|
-
|
-
|
0,6
|
1,5
|
2,6
|
прочие
|
1,0
|
3,3
|
1,1
|
1,8
|
1,5
|
1) По
состоянию на дату приватизации.
Источник:
Российский
статистический ежегодник. 2003: Стат.сб. / Госкомстат России. – М., 2003
Таблица 3
СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 1998-2002 гг.
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
Число приватизированных государственных и
муниципальных унитарных предприятий, объектов – всего
|
2129
|
1536
|
2274
|
2287
|
2557
|
в том числе по формам собственности1):
|
|
|
|
|
|
федеральная
|
264
|
104
|
170
|
125
|
86
|
субъектов Российской Федерации
|
321
|
298
|
274
|
231
|
226
|
муниципальная
|
1544
|
1134
|
1830
|
1931
|
2245
|
Структура приватизированного государственного и
муниципального имущества по способам приватизации, в процентах:
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
продажа государственного и муниципального имущества
на аукционе и коммерческом конкурсе
|
76,1
|
74,6
|
73,0
|
73,9
|
61,4
|
из нее продажа:
|
|
|
|
|
|
имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий
|
6,0
|
5,2
|
5,0
|
3,6
|
1,8
|
недвижимости
|
47,6
|
47,7
|
56,7
|
59,1
|
47,4
|
земельных участков в составе имущественного
комплекса приватизированных предприятий
|
4,0
|
2,3
|
3,4
|
4,9
|
7,2
|
Выкуп государственного и муниципального имущества,
сданного в аренду:
|
|
|
|
|
|
арендатором в соответствии с договором об аренде
|
6,8
|
8,3
|
18,0
|
20,0
|
32,9
|
посредством преобразования в открытое акционерное
общество с правом первоочередного приобретения акций арендатором
|
0,3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Продажа акций открытых акционерных обществ,
созданных в процессе приватизации:
|
|
|
|
|
|
работникам общества
|
9,6
|
12,0
|
3,7
|
3,2
|
3,4
|
на специализированном аукционе
|
1,6
|
1,9
|
2,0
|
0,4
|
0,0
|
на аукционе и коммерческом конкурсе
|
4,6
|
2,2
|
2,8
|
1,3
|
0,8
|
Преобразование государственных и муниципальных
унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100%
акций в государственной или муниципальной собственности
|
0,9
|
0,7
|
0,3
|
0,5
|
0,6
|
Внесение государственного или муниципального
имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ
|
0,1
|
0,3
|
0,1
|
0,7
|
0,8
|
Отчуждение находящихся в государственной или
муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в
процессе приватизации, владельцам государственных или муниципальных ценных
бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций
|
0,0
|
-
|
0,1
|
-
|
0,1
|
Всего
в 1992 – 2002 гг. изменили форму собственности 140,3 тыс. государственных и
муниципальных унитарных предприятий, объектов.
_________
1) По состоянию на дату приватизации.
Источник:
Российский
статистический ежегодник. 2003: Стат.сб. / Госкомстат России. – М., 2003.
По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали
определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в
экономике и дальнейшего развития.
Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к
реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности
получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной
инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с
ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и
общественного сознания, положили начало
формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и
самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате
приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что
позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу
для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.
Приватизация содействовала становлению и развитию целого
ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для
привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита
товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.
Однако, несмотря на внушительные количественные итоги
начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов,
основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе
приватизации, практически достигнуты не были.
Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти
лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской
Федерации в целом (рис. 7).
* Смешанные
(государственно-частные) формы собственности, в т.ч. с участием нерезидентов.
В качественном плане структура российской собственности
является весьма специфической и отличается от структуры собственности развитых
государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание
акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых
акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной
части капитала в руках «инсайдеров» – работников и менеджеров приватизированных
предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам,
происхождение капитала которых не было связано с развитием реального
производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности
государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего
пакетов.
Следует отметить, что такая структура собственности не
являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей
институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и
законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно
владельцев незначительных пакетов – миноритарных акционеров.
В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся
структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем
трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе
приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе
иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут
инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в
акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многие
предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в
акционерном капитале.
В качестве положительного результата следует отметить тот
факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых
частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и
организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество
государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002 году) и
составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц.
Процессы приватизации 1993-2003 гг. сопровождались
изменением структуры занятости населения. Рис. 8 наглядно демонстрирует
увеличение доли населения, занятого в частном секторе экономики в указанный
период.
* Муниципальный сектор,
предприятия смешанной формы собственности и пр.
Но, как уже неоднократно отмечалось, между количественными
«успехами» разгосударствления собственности и качественными изменениями в
экономике не существует прямой зависимости. Напротив, массовая распродажа
государственных активов в отсутствие должных правовых и институциональных
условий привели к замедлению процесса формирования эффективных собственников и
не стали инструментом содействия реструктуризации и модернизации экономики.
Более того, в результате приватизации в России, по оценкам
экспертов Мирового банка, в настоящее время существует самый высокий в мире
уровень концентрации частной собственности. То есть сложилась ситуация,
тормозящая процессы достижения конкурентоспособности российской экономики.
Формирование слоя мелких и средних собственников и предпринимателей, являющихся
в развитых демократических государствах движущей силой экономического развития и
опорой политической стабильности, не состоялось и было отодвинуто на
неопределенное время
Отраслевой анализ итогов приватизации, проведенный по
результатам контрольных мероприятий Счетной палаты, свидетельствует, что
организация и контроль за ходом приватизации во всех отраслях экономики были
возложены в основном на единственный орган исполнительной власти –
Госкомимущество России (Минимущество России), осуществлявшее полномочия
собственника. Отраслевые министерства по существу были отстранены от участия в
определении приоритетов и содержания приватизационных мероприятий, не
привлекались к контролю за ходом приватизации и использованием федеральной
собственности в «профильных» секторах экономики, а выполняли лишь
второстепенные функции. В результате при приватизации зачастую не учитывались
отраслевые особенности предприятий и важность сохранения производственных
связей, что в конечном итоге приводило к негативным последствиям для экономики
в целом.