В.И. Бояринцев. «Перестройка от Горбачева до Чубайса»
Но жена говорит, что однажды он пришел в одиннадцать часов вечера домой и пожаловался на плохое самочувствие; оказалось, он просто ничего не ел в течение дня. Вот как плохо у нас приходится жить правительственным чиновникам, некому даже проследить за их здоровьем, которое гробят они, осуществляя очередную реформу, или, скорее, «культурную революцию».
Кстати, так и называется телевизионное шоу Швыдкого.
Мечта министра — культура должна сама себя кормить, а не сидеть «на лагерной пайке», получая из рук государства трехразовую похлебку. И сам министр личным примером указывает путь нашим библиотекарям, музейным работникам и другим категориям работников культурного фронта.
Все это напоминает историю, когда один руководитель института систем управления, доктор наук, в горбачевское уже время на все просьбы сотрудников о повышении зарплаты отвечал: «А вы защищайте диссертации, как я!» При этом заметим, что он один во всем институте имел докторскую степень.
И министр зарабатывает, где только может, и если станет известно, что он вместо личного шофера получает зарплату, крутя баранку автомобиля, это никого не удивит.
Естественно, министр ходит в театры, но в правительстве России не один культурный министр ходит туда, у нас все правительство такое, но Швыдкой особенно отметил культурность нашего президента, который не только посещает консерваторию, но и не чужд дзюдо. Это, считает культурный министр — «шанс для страны», правда, не говорит, какой и для чьей!
Но самым главным достоинством министра является то, что по словам жены, «он не берет взяток». Весьма странное достоинство, казалось бы нормой деятельности любого государственного служащего должна являться устойчивая привычка — взяток не брать, но еще со времен Гавриилы Попова установилась почти законная традиция — считать взятки просто подарками.
Наш министр любит пошутить и считает, что «серьезные люди угробили страну», видимо, думая, что шутники и похабельщики страну возродят, недаром же президент назвал Жванецкого в числе «наших ракетоносителей».
Поездки же по стране наводят министра на мысль, что «мы плохо представляем нашу страну», что под влиянием телевидения меняется фольклор (другой фольклор — «с ящика»), но, несмотря на это, в ней идут «очень интересные живые процессы».
Естественно, в домашнем разговоре с министром в присутствии его детей и внучки не затрагивалась любимая тема министра — возможность и необходимость использования «ненормативной» лексики в средствах массовой информации.
Как следует из этой передачи, у министра имеется мечта, но это не повышение культурного уровня населения страны, не создание нормального телевидения «с человеческим лицом», не возрождение гуманного кинематографа, не создание «цивилизованных» форм существования работников культуры, а это — создание телевизионного политического шоу (но не такого, как у Шендеровича), после того, как он, утомленный министерскими делами, от них отойдет.
Сразу же заметим, что, видимо, государственная занятость не позволила осуществиться голубой мечте министра: после ухода с этого поста он продолжает «Культурную революцию» в лишенной культуры стране.
А пока мы смотрим по телевизору разного рода концерты из московских залов, где одни и те же исполнители, которых скромно называют «звездами», тасуются как карты в шулерской колоде, да так, что все время выпадает одна и та же масть.
Очень показательным в этом смысле был концерт хора Турецкого, в свое время изгнанного из синагоги. Концерт этот был просто интернациональным, но все, даже русские и украинские песни исполнялись с еврейским оформлением и прононсом.
Так, если это была песня на украинском языке, то припев звучал: «Шалом»; в еврейско-музычной аранжировке спела русские песни Кадышева, в концерте вместе с еврейским хором выступил на английском языке татарин, бывшая латвийская эстрадница спрашивала у зрителей: «Ну что сказать вам, москвичи. на прощанье?», а народный артист всех режимов пел «Хава-Нагилу», чем лишний раз подтвердил свои слова: «Я не новый русский — я старый еврей». На английском языке спел Киркоров, вызвав аплодисменты своей второй половины (большей), бодро станцевала «худышка» Лолита, а хор Турецкого призвал еврейский народ идти вперед, как звал когда-то негритянский народ Мартин Лютер Кинг.
Когда смотришь любой шоу-концерт по телевизору, совершенно необязательно интересоваться составом участников, все известно заранее.
Вот непременные участники любого «крутого» концерта: Иосиф Кобзон, поющий все — от еврейских песен до комсомольских, Лариса Долина, сопровождающая исполнение русских песен ритуальными движениями еврейского танца, Вовчик и Левчик (Владимир Винокур со Львом Лещенко), Алла Пугачева с Галкиным, Киркоров; иногда появляется Фима Шифрин и Клара Новикова, которой лучше всего удаются монологи старой еврейки, Валерий Леонтьев, оставивший временно в Америке свой особняк с женой-еврейкой, Стойкая, Аллегрова, Моисеев, Николай Басков (по жене — Шпигель).
Про последнего вполне можно сказать:
Поет, как соловей из сказки,
Красивый парень Коля Басков,
И забывается порой,
Что этот мальчик — шабес — гой.
Казалось бы, иные песенные тексты зовут делать только хорошее. Вот идет клип, где Шура поет: «Твори добро на всей земле...», но при этом так кривляется, что возникает только одно желание — поскорее придушить этого, извините за выражение, мужика.
А вот группа ВИАГРА желает доброго утра папе, но все это сопровождается разбитыми до крови физиономиями как мужскими, так и женскими, в другом клипе группа интересуется анатомией и биологией, не говоря уже о географии: «А три реки впадали в океан».
«Ты мой наркотик, мое тело, ты моя душа... Я люблю тебя», — поет Лика, стараясь расширить армию наркоманов в нашей стране, насчитывающую уже от 3,5 до 5 миллионов человек, при среднем возрасте — 14 лет!
В «Еврейских афоризмах» (Нодар Джин, М., 1991) приводится следующая пословица: «Еврей, не умеющий стать сапожником, мечтает стать профессором». Пословица эта вспомнилась при прочтении интервью «Большой актер на маленькие роли» («ТВ-Парк» № 3,2001) с Семеном Фурманом, который чуть было не стал Соломоном Иешуевичем, если бы папа на сменил свое имя, а мама уступила бы мужу и назвала сына Соломоном.
«Мой папа знал жизнь. Он был практик. Кое-какой опыт он передал мне. Например: как правильно сморкаться на ветру без носового платка, чтобы соплю не заносило на щеку, чтобы она не осталась на руке и чтобы не лопнули барабанные перепонки».
В связи с этим вспоминается история, когда папа Смидович, узнав, что сын пользуется одеколоном, спросил: «От тебя что, воняет?» После чего писатель Вересаев никогда не употреблял одеколон.
Но вернемся к интервью. О дяде Семена его бабушка говорила «Лева работает с живой копейкой», так как: «Мой дядя был директором обувной мастерской на Кировском проспекте. Придумал свой метод — «на доверии». Без квитанций, значит. В мастерской «У дяди» работали одни глухонемые. Я видел, как они приходили к нему в кабинет, жестами пытаясь выяснить, почему зарплату получили в десять раз меньше, чем намечалось. Дядя научился разговаривать с ними по-своему, дико орал одним матом, зачем-то махая при этом руками, после этого глухонемые успокаивались».
Сразу же отметим бессмертное: «Махайте на меня! Махайте!»
Интересно то, что в послевоенные годы жизни в Советском Союзе зрители, как в кино, так и в театре, наблюдая халтурную, не артистическую игру на сиене (аналогичную той, которую нам демонстрируют по телевидению «большие актеры на маленькие роли») обычно кричали: «Сапожники!»
«Дискотека Авария» внедряет в сознание безмозглой части молодежи «суровый рэп»:
Эй, а ну, слушай
Рэп суровый мой,
Взгляни в мои глаза
И ты услышишь.
Как они говорят:
«Ой, ей, ей!»
Эта группа дает объяснение необходимости «сурового рэпа»:
Пошли, от жизни, от такой хреновой,
Приходится читать такой вот рэп суровый...
Отмечая, что «Теперь ты не один, теперь ты непобедим!», группа призывает: «Посмотри в мое лицо двумя глазами»...
«Звездный стриптиз» — под таким названием опубликована заметка в журнале «ТВ-Парк» (№ 44, октябрь 2002 года), повествующая о «тусовке по случаю премьеры» в театре «Сатирикон». В ней, в частности, говорится:
«Практически весь вечер (к всеобщему восторгу дам) мужчины проходили без одежды и оделись только перед тем, как съесть десерт».
А на телевидении идет своя коронная передача — это «Аншлаг» с Региной Дубовицкой, позволяющая доводить до общего сведения низкопробные «капустники» наших «шоу-звезд», где звучит примерно следующее:
Эрмитаж купил картину:
На «Шаляпине» Регина,
Тыщу баксов ей цена,
Винокур нарисовал...
Видимо, весь «юмор» заключается в последней строчке, которую нормальный человек должен прочитать примерно так: «Мне же... (вовсе) не нужна».
Представление же о том, как «развлекается» (в духе желаний министра культуры) наша артистическая «светская публика», видимо, недавно покинувшая «зону», дает небольшая заметка в журнале «ТВ-Парк», в которой речь идет о «скандальной постановке Андрея Житинкина «Игра в жмурки»» — Действие спектакля происходит в морге, и «спектакль прошел на ура, светская публика приняла весь мат-перемат — такова лексика спектакля».
С большим успехом в театре идет также спектакль, где труп человека все время пытаются представить как человека живого. Кстати, билет на этот спектакль стоит немалых денег (3500 рублей, что составляет месячный заработок профессора, доктора физико-математических наук).
Но вернемся к главному герою — культурному министру, который сказал, что его родители очень переживают, когда их сына называют «мерзавцем», при этом он с сожалением отмечает, что его родители по старой памяти верят всему, что дается средствами массовой информации.
Одно из представлений Швыдкого носило название «В России хорошо жить всем, кроме русских». Экспертами-оппонентами по этому вопросу выступили Глеб Павловский (председатель фонда эффективной политики) — в роли русского националиста, защитника прав русских и Александр Шаравин (директор института политического и военного анализа) — в роли человека, который уверен, видимо, пользуясь собственным примером, что «мы живем прекрасно».
Нет смысла полностью излагать те глупости и нелепицы, которые произносились «русскими» жителями «этой страны», смысл которых сводился к тому, что русский народ — это народ ленивый, и, как сказал народный артист России В. Баринов: «Хорошо будет русским тогда, когда в этой стране будет хорошо всем» (выделено мной. — В.Б.).
Таким образом, по мысли очередного «этастранца», русские, составляющие 85% населения страны, сначала должны обеспечить хорошую жизнь нерусского населения, а затем уже налаживать и собственную жизнь, и в этом счастье русских и их предназначение. Но Баринов все-таки вынужден был заметить: «Заявление противоборствующих сторон, что в России стало жить лучше, оно неверно...»
Конечно, были и здравые голоса, говорившие о том, что после разрушения Советского Союза такая категория, как «советский человек», перестала существовать, а обращение к русским, как к «россиянам» не имеет абсолютно никакого смысла.
Но основная направленность выступлений четко проявилась у очередного, возможно, русского Михаила Тарусина (социолога), который привел цитату из Гоголя — историю сапожника, выучившегося у немца, но битого за плохое качество обуви и сказавшего по пьяной лавочке: «Плохо на свете русскому человек)\ все немцы мешают».
Отсюда Тарусин сделал вывод — утверждение о том, что русским живется хуже, чем другим, — это «разговор не для бедных, а для нищих». А «когда проводим опрос общественного мнения, спрашиваем: «Люди, а как вам живется?»», то ответ звучит примерно так: 50% — нормально, хорошо; 40% — трудно, но нормально; 10% — «хреново, жизни нет никакой».
И Тарусин заключает: «Разговор о том, что русским живется хуже, чем кому-то в этой стране, — это разговор для этих десяти...» (выделено мной. — В.Б.).
<< [1] ... [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] ... [69] >>