Детский врач Леонид РОШАЛЬ ставит свой диагноз людям, ликвидирующим педиатрическую службу России
— Леонид Михайлович!
Минздрав очень долго игнорировал мнение врачей,
экспертов здравоохранения. Что заставило
чиновников именно сейчас пригласить вас и
академика Баранова в комиссию по подготовке
нового приказа о системе
амбулаторно-поликлинической службы в России? — Когда нас с
Александром Александровичем Барановым
пригласили в министерство на совещание по поводу
опубликованного приказа о врачах общей практики,
мы удивились. Ведь от нас просто скрыли этот
приказ. Его зарегистрировали в Минюсте в
середине февраля, а опубликовали только в
середине марта, как раз после Всероссийского
съезда педиатров. Если бы врачи узнали тогда об
этом документе, они бы подняли большой шум. А так
приказ был подписан почти конспиративно. На
совещании присутствовал лично министр
здравоохранения Михаил Зурабов. Но реформу, и в
частности этот приказ, продвигали его помощники:
к моему большому сожалению, это заместитель
министра Владимир Стародубов и руководитель
одного из департаментов Рустам Хальфин.
Родоначальником проекта является Всемирный
банк, и активную работу в этом направлении ведет
в последние годы Центр стратегических
разработок (ЦСР). Реформу вопреки уставу
организации поддерживают представители ВОЗ в
России при участии Совета Европы. Опубликованный
приказ расплывчатый, его можно трактовать
по-разному. Мы с Барановым потребовали отменить
приказ. Стародубов, Хальфин и другие убеждали
нас, что он практически не затрагивает педиатрию
и ничего не меняет. Это оказалось неправдой, в
расчетных таблицах указано, что в функции врача
общей практики (семейного врача) входят
обязанности педиатра — уход и лечение детей от
новорожденности и дальше. Педиатров в общую
практику просто «заманивают калачом», предлагая
им более высокую зарплату. Это, по сути, означает
ликвидацию педиатрической службы в России.
Приказ ломает всю систему организации
медицинской помощи с ликвидацией всех узких
специалистов в поликлиниках для детей и
взрослых. В конце концов было решено отменить
приказ, к 1 июня собрать комиссию и издать новый.
Сразу отменить приказ отказались. Создалось
впечатление, что им просто было неудобно
признать такую серьезную ошибку. — Что именно в
сегодняшних реформах вызывает у вас такой резкий
протест? — Нас всех состояние
отечественного здравоохранения не устраивает. У
разработчиков реформы странная логика. У них
есть очень хорошая машина, но она не заводится.
Делают вывод — машина плохая. А оказывается, в
баке нет бензина. Если залить бак, она будет
работать отлично. У нас минимум в два раза
недофинансируется здравоохранение, а мы говорим:
у нас плохая система и всю ее нужно сломать. Для
этого специалисты ЦСР решили ввести врачей общей
практики за счет сокращения всех узких
специалистов в поликлиниках, включая и
педиатрическую службу, одну из лучших в мире. Это
приведет к росту детской заболеваемости,
инвалидности и смертности. Также планируют
сократить стационары и перенести нагрузку на
поликлиники. Действительно, в наших стационарах
много больных, которые не должны там лежать. Но
они находятся в больницах часто потому, что им не
хватает денег на жизнь, лечение, медикаменты.
Вначале нужно добиться того, чтобы у них было
достаточно денег на лекарства и нормальный
уровень жизни. — У вас есть
альтернативная программа реформы? — Главное сейчас —
вернуть врачей и сестер в поликлиники и на село.
Для этого нужно всеми способами добиваться
повышения их зарплат как минимум в два раза. Мы не
против врачей общей практики, но их место — в
сельской врачебной амбулатории. Вокруг такого
врача должно быть несколько
фельдшерско-акушерских пунктов. А когда сельскую
участковую больницу закрывают и оставляют
только одного врача общей практики,
квалифицированная медицинская помощь
становится для сельского населения недоступной.
Нужно дальше разрабатывать систему
обязательного медицинского страхования,
добиваться более прозрачного распределения
средств в этой системе. — Разработчики
реформы утверждают: только рыночные механизмы
привлекут деньги в медицину. — Частная медицина
подходит для 15% богатого населения страны. А что
будет с остальными? Я вообще не понимаю министра
Зурабова. Много раз он заявлял о том, что проблемы
с финансированием в нашей системе
здравоохранения нет. Он так и говорил: «Вам что-то
нужно, скажите мне, я достану деньги». Значит,
средства есть. Почему тогда не повышают зарплаты
врачам, не оснащают «скорую помощь»? Наше
здравоохранение самое экономичное в мире.
Сравните государственное финансирование
здравоохранения у нас и в Европе, Америке. И в
таких условиях эта система еще как-то существует.
Ее нужно укреплять, а не разрушать. Зурабов стал в
последнее время говорить, что без вложений в
здравоохранение мы ничего не сделаем. Лучше
поздно, чем никогда. — Если недостатки
этих реформ так очевидны, кто тогда с таким
упорством продвигает их в России? — Если идеологи и
разработчики реформ не делают это по глупости
или по непрофессионализму, это значит, что их
просто подкармливают. Сейчас заем на реформу
здравоохранения мы берем у Всемирного банка
реконструкции и развития, за который нужно будет
рассчитываться процентами. За время «пилотных
проектов» миллионы долларов ушли в песок. Люди,
которые сегодня лоббируют реформу, в частности
группа Шеймана из ЦСР, и те, кто их поддерживает,
работают, вероятно, не просто так. Если они завтра
скажут Всемирному банку, что нам больше не нужны
реформы, — они останутся без работы. Я думаю, что продвижение
подобных реформ в России — комплексный труд. Я до
конца не уверен в правильности позиции тех, кто
занимается этими вопросами в аппарате
президента. Мне не нравится их позиция. Так что
ошибки делают не только Минздрав, не только ЦСР,
не только Министерство экономического развития
и финансов. Может быть, они все не понимают, что
продвигаемая ими модель, жестко критикуемая уже
и на Западе, приведет к ужасным и необратимым
последствиям для России. Нужно просто не бояться
говорить правительству то, что мы думаем о его
реформах. Сейчас моя задача как члена совета при
президенте РФ по содействию развитию
гражданского общества и правам человека —
помочь гаранту Конституции добиться того, чтобы
содержание Конституции не расходилось с жизнью.
Мои коллеги и я сделаем все, чтобы не допустить
разрушения российской системы здравоохранения.
Сейчас это проблема национальной безопасности.
Ольга ГОНЧАРОВА "Новая газета" 18.04.2004
Добавление от администрации сайта: заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович: «Мне всегда казалось, что мы должны не повышать зарплату бюджетникам, а пытаться ее реформировать и создавать механизмы, которые позволят сегодняшней бюджетной сфере стать рыночным сектором и таким образом формировать самостоятельную политику в области заработной платы».
Рабочая неделя у ключевых членов кабинета министров началась на этот раз с раннего подъема. Понедельничная встреча президента с правительством была назначена на 9 утра. Позевывая, государственные мужи наверняка завидовали Михаилу Фрадкову: он очень вовремя ушел в отпуск, и вчера ему не пришлось вставать ни свет ни заря. Министры сначала сидели хмурые и сонные. Президент слегка запаздывал, а занятия себе за длинным столом в зале заседаний высокопоставленные чиновники найти никак не могли. Некоторые, как, например, министр экономического развития Герман Греф и советник Андрей Илларионов, пытались изучать лежащие в их папках бумажки. Но дело, похоже, шло плохо: мысли путались и чиновникам не удавалось сосредоточиться.
Министр финансов Алексей Кудрин нашел занятие попроще. Он стал зачитывать коллегам дайджест прессы, да еще нарочито громко. Главе финансового ведомства очень понравились фрагменты, описывающие тщетные попытки льготников защитить себя от действий правительства. У Кудрина фрагменты из репортажей СМИ об акциях протеста вызывали гомерический смех. Правда, понять, что же все-таки смешного в том, что несчастные старики и инвалиды из последних сил пытаются защитить свои права, было невозможно. Но Кудрина все это очень веселило. Он продолжал цитировать дайджест прессы. Его сонные коллеги сначала осторожно подхихикивали, а потом тоже стали смеяться в полный голос. Когда же смеяться у министра финансов сил не осталось, он отложил дайджест в сторону и зевнул. Да так сладко, что если бы в зале заседаний правительства оказалась птица, она непременно залетела бы в широко раскрытый рот главы финансового ведомства.
Чтобы не растерять хорошего настроения, установившегося в ожидании президента, вице-премьер Александр Жуков поведал коллегам малопонятную историю про некую немку с фамилией Доллар, всю жизнь мучившуюся от презрения сограждан, а под конец принятую в Америке с распростертыми объятиями. К чему был этот рассказ – неясно, но министрам и эта история понравилась: они опять посмеялись.