А.В. Улюкаев. «В ожидании кризиса: ход и противоречия экономических реформ в России»
В книге доктора экономических наук А.В. Улюкаева в популярной форме освещаются вопросы теории и практики экономических реформ в России. На большом фактическом материале раскрываются закономерности денежного обращения, бюджетной политики и их влияние на ситуацию в реальном секторе российской экономики. Большое внимание уделяется межстрановым сопоставлениям, позволяющим определить общие закономерности развития стран с переходной экономикой, к которым относится и Россия. Выявляются природа, причины и возможные пути преодоления нынешнего острого финансового кризиса. Автор обосновывает предложения по корректировке курса реформ на федеральном и региональном уровнях. В конце книги дается словарь терминов.
Для читателей, интересующихся экономическими проблемами России.
Улюкаев Алексей Валентинович, Доктор экономических наук
Родился в 1956 г. Окончил МГУ. Преподавал в МИСИ, работал обозревателем газеты «Московские новости», заведующим экой, отделом журнала «Коммунист».
В 1992—1993 гг. — руководитель группы советников при Председателе Правительства России, один из ведущих разработчиков программы российских экономических реформ.
В 1996—1997 гг. депутат Московской городской Думы. Автор четырех книг и свыше 150 научных статей.
В настоящее время — заместитель директора Института экономических проблем переходного периода, член Политсовета партии «Демократический выбор России».
Оглавление
Предисловие
- Глава 1. Логика истории
- Глава 2. Предреформенная политико-экономическая ситуация в России. Начало преобразований
- Глава 3. Экономические реформы и государственное регулирование экономики России
- Глава 4. Взаимосвязь денежного и реального секторов экономики России в период реформ
- Глава 5. Логика недореформированной экономики
- Глава 6. Недореформированность экономики и развитие финансового кризиса
- Глава 7. Логика либеральной альтернативы
- Глава 8. Экономическая политика и экономическое развитие: региональный аспект
- Глава 9. О закономерностях выхода из социализма
Заключение
Словарь терминов
Предисловие
|
Надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые.
Никколо Макиавелли, 1513 г.
|
Эта книга была задумана еще до драматического обострения финансового кризиса 1998 г., однако основное ее содержание — это поиск ответа на вопрос, как мы, собственно, дошли до жизни такой. Что это, закономерный результат либеральных реформ? Или результат ошибок в их проведении? А может, это результат того, что реформы и не проводились, или проводились известным методом — шаг вперед, два шага назад?А если так, то почему, кто мешал или что мешало?
Вот набор вопросов, ответы на которые имеют отнюдь не умозрительное, а вполне практическое значение. С ними прямо связано, будут ли вовремя выплачиваться зарплаты, пенсии и пособия, не захлестнет ли нас безудержный рост цен, а то и старый знакомый — товарный дефицит, можно ли будет доверять свои сбережения банкам. Хотим мы этого или нет, номы все — «экономические люди», и экономическая политика без стука входит в наши двери. Она может отнять последнее. Но может и помочь зарабатывать и накоплять. Что же делать, чтобы она именно помогала, а не мешала? Для начала — разобраться в ее сущности. Или мы разберемся с политикой, или она разберется с нами.
Если граждане будут иметь твердое представление о том, какая экономическая политика им нужна, правительства вынуждены будут с этим считаться.
Понятно, что не все, написанное в этой книге, вызовет согласие читателей. Этого и не нужно. Будет достаточно, если она даст некоторый материал для того, чтобы свои суждения об экономической политике граждане делали на основе некоторых фактов, данных, анализа и предложений, которые в ней содержатся.
Январь 1999 г.
Глава 1. Логика истории
Особенностью политико-экономического развития России с середины 80-х годов и по настоящее время является сочетание нескольких различных политико-деловых циклов и их соединение в общий цикл перехода от одной системы к другой, цикл революционный, цикл системной трансформации. Подобно циклу солнечной активности или традиционному для рыночных экономик циклу экономической конъюнктуры он занял около 13 лет.
Начало цикла было обозначено политикой перестройки, приходом к власти ее творца М.С. Горбачева в марте 1985 г. Первая, нисходящая фаза (этап) цикла охватывала период почти в шесть с половиной лет: с марта 1985 по август 1991 г. Она характеризовалась быстрым расшатыванием устоев социалистического политического и экономического строя и медленным созреванием некоторых элементов строя капиталистического, в большей мере в сфере идеологии, и в меньшей — в политике и экономике (свободная пресса, избираемость властей, предпринимательство и др.)
На второй, восходящей фазе цикла происходило окончательное крушение социалистического строя и чрезвычайно быстрое формирование политико-экономических основ строя капиталистического (разделение властей, частная собственность, рынок, свободное ценообразование). Эта фаза продолжалась семь лет: с августа 1991 по август 1998 г.
Смысл первого этапа (независимо от риторики, общественных ожиданий и политических решений тех или иных его лет) заключался в нехаотическом, бескровном, преимущественно ненасильственном выходе из социализма. В обеспечении этого нехаотического выхода, возможность которого не только не была бесспорной в то время, но и весьма проблематичной (поскольку разрушение социалистической пирамиды власти-собственности в отсутствие сколь-нибудь развитого гражданского общества автоматически порождает социально-политический хаос), и состоит исторический результат этого периода, независимо от доминировавших в обществе устремлений и предпочтений.
Смысл второго этапа состоял в складывании наиболее общих основ демократического общества и рыночного хозяйства, запуске конкурентно-рыночных механизмов. При этом российской спецификой было параллельное с ними формирование национальных государственных институтов, поскольку национальная государственность обреталась по сути одновременно со становлением рыночного хозяйства.
Общественные институты, которые Ф. фон Хайек определял как «абстрактные правила поведения», хозяйственная и государственная структура («порядок», по выражению Хайека) не могли доброкачественно возникнуть сами по себе на выжженной семью десятилетиями социализма российской почве. Потребовалось их быстрое и скоординированное внедрение.
Это не противоречит либеральной идеологии, идеологии «невидимой руки рынка» А. Смита. Только эту руку необходимо было освободить от социалистических оков. На самом деле нечто подобное, хотя и растянутое на многие десятилетия, происходило и в ходе «нормального» становления всех рыночных экономик. Как отмечал К. Поланьи, свободный рынок и в нынешних развитых рыночных странах образовался в свое время не сам по себе, а под воздействием государства. Именно государство уничтожило корпоративные, цеховые и гильдийные привилегии, сломало феодальные барьеры свободному передвижению товаров, труда и капитала, ликвидировало другие ограничения рыночной свободы.
Большинство мер экономической политики первых реформенных месяцев 1992 г. и были мерами освобождения созидательных рыночных сил от всевозможных административно-социалистических оков: таких, как квотирование и лицензирование во внешней торговле, административная привязка поставщика к потребителю, искусственный валютный курс рубля, рационирование свободно конвертируемой валюты, фиксированные цены на товары и услуги, всеобъемлющее плановое их распределение, всеобщая государственная собственность, инфляционное финансирование бюджетного дефицита, система постоянных дотаций предприятиям и т.д. и т.п.
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] ... [49] >>