РАЗДЕЛЫ


ПАРТНЕРЫ






раздел "Статьи в СМИ"

ЛЮДОЕДСКИЕ НАКЛОННОСТИ ПЕРЕДАЮТСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ

Академик-секретарь Отделения экономики РАН, Академик Д.С. ЛЬВОВ

Отзыв на статью Александра Минкина "Молодые людоеды"

Хочу поблагодарить за статью “Молодые людоеды”, которая не может оставить равнодушными всех, для кого собственная жизнь неразделима с жизнью страны. Вы вскрыли главный нерв в порочной системе нынешнего высшего образования экономистов.

Поднята одна из фундаментальных проблем будущего России. Кого же мы готовим в одном из самых элитных экономических вузов страны? Речи студентов ВШЭ просто потрясают. Что это — дремучее невежество, цинизм или фашизм? Предположить, что Антон и его сотоварищи представляют существенную часть нашего студенчества, крайне сложно. Но, увы, возможно...

Будущее России за молодой интеллектуальной элитой. Какой она будет, во многом зависит от людей старшего поколения. Они передают молодым свои знания, опыт, отношение к жизни. Российская традиция высшего образования всегда соединяла профессионализм и нравственность. Но с началом экономических реформ высшая школа ушла от этой традиции. Главным стал набор профессиональных знаний и навыков.

Важнейшая причина забвения нравственности в сути проводимых у нас экономических реформ. С самого их начала соображения нравственности и социальной справедливости просто отбрасывались, как проявления “совкового мышления”.

Торжествует принцип: цель (создание рыночной экономики) оправдывает средства. Широко использовалась технология “обмена собственности на власть”, обоснованная Е.Гайдаром в книге “Государство и эволюция”. Заявлялось, что главная задача реформ — пройти “точку возврата”. Такая постановка вопроса объясняет их абсолютное безразличие к масштабам экономических и социальных издержек.

К сожалению, реформаторы так и не поняли главного — власть (любая) не обладает и никогда не будет обладать секретом построения справедливого общества иначе, чем на началах духовных и нравственных.

На пренебрежение власти к внутреннему миру человека общество отвечает апатией, цинизмом, социальной агрессивностью, ростом преступности и смертности. В России ежегодно вымирает около миллиона человек. Если так пойдет, к середине века нас будет на 45-50 миллионов меньше. Для кого реформы? Что толку от финансовой стабилизации, низкой инфляции, роста золотовалютных запасов Центрального Банка, когда не будет главного субъекта рынка — Человека!

Совершенно очевидна взаимосвязь безнравственного характера экономических реформ и поразившей Россию эпидемией смертности. Антон (собеседник А.Минкина), по-видимому, не догадывается, что эта эпидемия коснулась всех — и бедных, и богатых. Умирают и те, кто получил, казалось бы, все — и богатство, и доступ к власти. Молодое поколение вымирает с не меньшей скоростью, чем вся Россия. Психологический стресс, вызываемый непредсказуемым характером реформ, криминализацией экономики и власти, убивает и “новых русских”. Сегодня, выигравших от экономических реформ, по большому счету, нет. В этом плане все мы стали жить хуже! Главная причина общей беды — резкое падение духовности. Материальное и мертвое поставлено выше духовного и живого.

Лучшим ответом “реформаторам” являются слова известного экономиста и мыслителя Фридриха Листа: “Мир богатства не существует! Только представление о духовном или живом может быть соединено с понятием о мире... Разве можно говорить, например о мире минералов? Устраните духовное начало, и все, что называется богатством, превратится лишь в мертвую материю. Что сталось с сокровищами Тира и Карфагена, с богатством венецианских дворцов, когда дух отлетел от этих каменных масс?”

Медики, получая диплом, дают клятву Гиппократа. “Не навреди!” — основополагающий нравственный принцип врача. Молодым экономистам следовало бы приносить ту же присягу. Ведь вред, который практикующий экономист может причинить обществу — миллионам людей! — несоизмерим с возможными ошибками молодого врача. Увы! В экономических вузах мы преподаем студенту множество необходимых дисциплин; нет лишь главного — взаимосвязи теории рынка с человеком. Вот и появляются Антоны. Но кто читает лекции будущим экономистам?

Трудно представить, что авиационное КБ возглавил бы конструктор, на счету которого сплошные аварии. А в Государственном университете — Высшей школе экономики это именно так. Это элитное учебное заведение находится под патронажем бывших правительственных чиновников самого высокого ранга: бывший премьер-министр, бывший министр экономики и еще много важных бывших. Они не только создали высокий престиж университету, но и аккумулировали в его бухгалтерии мощный поток финансовых и имущественных ресурсов страны, средств международных фондов и банков. Они — главные конструкторы провалившихся шоковых реформ в России. Они несут ответственность за дефолт 1998 года. И ни один из них не признал своих ошибок за грубые просчеты в реформировании экономики. Теперь они обучают студентов, т.е. будущих экономических конструкторов. Велика вероятность, что кризисы и дефолты у нас будут множиться.

Беда и в том, что Высшая школа экономики — это ритуальный институт, напоминающий бывшую Высшую партийную школу КПСС. Как в ВПШ, так и в ВШЭ хранят верность доктрине. В ВПШ это был марксизм-ленинизм. В ВШЭ — либеральный мейнстрим.

Но современная экономическая теория — это живой организм, не приемлющий догматов. Она постоянно впитывает в себя новейшие достижения мировой экономической мысли (новая институциональная теория, эволюционная теория, теория социального выбора и др). Сегодня общепризнан принцип двухступенчатости в потреблении важных для жизни и общества благ (образование, здравоохранение, коммунальный сектор). Практически во всех странах с рыночной экономикой такого рода блага предоставляются до определенного уровня бесплатно или по низким фиксированным ценам, а уж выше этого порога являются обычными рыночными благами. Доказано, что распределение таких благ с помощью стандартного рыночного механизма неэффективно и не гуманно, и он поэтому замещается принципом рационирования.

Уверен, что Антон ничего не слышал об этих важных положениях новой теории.

Позиция наших реформаторов состоит в том, что приватизация якобы является альфой и омегой перевода экономики на рыночные рельсы. Но это взгляд тридцати-пятидесятилетней давности. Не существует раз и навсегда закрепленных “освященных” историей преимуществ частной формы собственности над другими, в том числе государственной и общественной.

А у нас постоянно нарушается основополагающий принцип нравственной экономики: то, что в России от Бога, — должно принадлежать всем (речь идет, прежде всего, о природных богатствах страны).

Сегодня признана ошибочность ориентации экономики на макроэкономическую сбалансированность, которая у нас признается “венцом экономической мысли”. Ведущий специалист в области макроэкономики — американский профессор Д.Стиглиц доказывает, что такая установка противоречит фундаментальному смыслу стабильности — стабилизации производства и занятости. Недопущение значительных сокращений в экономике должны быть самыми важными целями экономической политики. Ибо очевидна абсолютная неэффективность масштабной безработицы, вытеснение человека из сферы занятости, превращение его в нечеловека.

Похоже, Антона за время его обучения в Высшей школе экономики так и не познакомили с этими и другими важными выводами современной экономической теории. Несомненно, ответственность за это несут и преподаватели. Беда, когда новое и прогрессивное направление экономической мысли встречается профессурой “в штыки”, изгоняется. Тому же профессору Д.Стиглицу за критику нынешнего курса экономических реформ в России устроили в стенах ВШЭ “идеологический разгром” на специальном семинаре в духе классических пленумов ЦК КПСС. Главный аргумент критиков позиции Д.Стиглица — “монетаристская доктрина всесильна потому, что она верна”. Хочу заметить, что не только студенты, но и научное руководство Высшей школы экономики часто говорит языком классиков марксизма.

К счастью, мировая научная общественность рассудила иначе. В этом году Д. Стиглицу была присуждена Нобелевская премия по экономике!

Перед высшей школой важная задача — изменение самого подхода к экономическому образованию. Новые учебники должны содержать достижения мировой экономической мысли и давать нравственную ориентацию!

Многие реальные экономические отношения не сводятся ни к рыночным контрактам, ни к административному подчинению (теория квазиинтеграции). Новейшие исследования выводят на гуманизацию макроэкономической теории. А учебники дают студентам противоположную ориентацию.

Исправление ситуации необходимо начинать со студенческой, если не со школьной скамьи. Только так можно противодействовать фактическому промыванию мозгов под видом современных экономических знаний, а на деле — вульгарного и потому легко усваиваемого либерализма.

оригинал
Обсудить на форуме


Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц против российских либералов и МВФ



РЕКЛАМА


РЕКОМЕНДУЕМ
 

Российские реформы в цифрах и фактах

С.Меньшиков
- статьи по экономике России

Монитор реформы науки -
совместный проект Scientific.ru и Researcher-at.ru



 

Главная | Статьи западных экономистов | Статьи отечественных экономистов | Обращения к правительствам РФ | Джозеф Стиглиц | Отчет Счетной палаты о приватизации | Зарубежный опыт
Природная рента | Статьи в СМИ | Разное | Гостевая | Почта | Ссылки | Наши баннеры | Шутки
    Яндекс.Метрика

Copyright © RusRef 2002-2024. Копирование материалов сайта запрещено