раздел
"Зарубежный опыт"
Проблемы теории и практики управления 3/01
Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт
Западной Европы
НАТАЛЬЯ ШЕЛЮБСКАЯ
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН
• В западноевропейских странах приняты специальные государственные программы развития нововведений с упором на косвенные методы стимулирования
• В инновационной политике усиливается роль кластерной стратегии, направленной на создание инновационных сетей
• В условиях глобализационных процессов поддержка нововведений выходит за национальные рамки
В 90-е годы правительства западноевропейских стран усилили внимание к проблемам инноваций, рассматривая их как важный фактор конкурентоспособности. В принятых специальных программах развития нововведений предусматривались как прямые, так и косвенные инструменты стимулирования инновационной деятельности фирм, при этом роль косвенных методов возрастает. Речь идет о поощрении сотрудничества университетов и компаний, межфирменной кооперации, улучшении систем охраны интеллектуальной собственности, совершенствовании информационного обслуживания и антимонопольного регулирования. Если в 70
– 80 годах поощрение новвовведений было связано прежде всего со стимулированием технологий как таковых, то в настоящее время данный подход постепенно заменяется кластерными стратегиями, направленными на создание специализированных сетей знаний
– территориальных зон развития новых технологий.
В связи с глобализационными процессами поддержка инноваций выходит за национальные рамки, формируются новые механизмы межнационального сотрудничества по созданию новшеств, правительства становятся партнерами по информационным и инновационным сетям.
Основные направления государственного содействия нововведениям
Государство использует широкий арсенал прямых и косвенных мер по расширению новаторской работы, особенно в мелких и средних фирмах, при этом значение косвенных мер в 90-х годах усилилось.
К числу
прямых мер
можно отнести снижение “цены” капитала (использование общих систем субсидирования или льготного налогообложения НИОКР), а также облегчение доступа к нему (развитие венчурного капитала, фондовых рынков). В отличие от США в Западной Европе большее распространение получили низкопроцентные займы как средство стимулирования инновационной деятельности в промышленности. Либерализация финансовых рынков в 90-х годах дала возможность привлечь нетрадиционные источники финансирования, как институциональные (пенсионные фонды), так и частных лиц (“деловых ангелов”), заинтересованных в прямом инвестировании своего капитала в перспективные предприятия. В результате значительно вырос объем венчурного финансирования.
Государство помогает инновационному бизнесу и косвенными методами, в частности через сферу образования, подготовку профессиональных кадров и формирование управленческих консультативных служб, путем увеличения мобильности рабочей силы, создания научно-технической инфраструктуры. В последние годы страны Западной Европы столкнулись с острой проблемой нехватки собственных кадров в области информационной технологии.
Так, в
Германии
университеты и политехникумы смогут подготовить к 2005
г. только 12
тыс. специалистов в данной области, в то время как потребность в них, по мнению немецких технологических компаний, составит сотни тысяч человек (чтобы “успеть” в информационное общество). В этой связи правительство предложило ослабить жесткое иммиграционное законодательство и разрешить выдать “вид на жительство” 20
тыс. специалистов из стран
– не членов ЕС, а также иностранцам
– выпускникам технических вузов
1
.
В
Великобритании
обсуждается вопрос об “управляемой” миграции, которая позволила бы привлекать ценных специалистов в сферы науки, новейшей технологии и предпринимательства.
Во второй половине 90-х годов правительства западноевропейских стран приняли программы стимулирования инновационной деятельности.
Во
Франции
в 1999
г. вступил в силу Закон об инновациях, предусматривающий комплекс мероприятий прямого и косвенного характера, прежде всего по линии формирования нового инновационного бизнеса. Намечено повышение мобильности научного персонала государственных исследовательских центров и предоставление им большей свободы в организации собственных компаний и оказании консультаций частным промышленным фирмам; усиление связей между университетами и промышленностью в целях развития малого инновационного бизнеса; изменение налогового режима для инновационных компаний и упрощение процедуры создания высокотехнологичного бизнеса.
Правительство выделило 100
млн франц. фр. на конкурс проектов по организации новых высокотехнологичных фирм, в результате которого было отобрано 244 проекта, в том числе 21%
- в области здравоохранения и биотехнологии, 21
– машиностроения и материалов, 18
– мультимедиа, 17
– телекоммуникаций и электроники, 15
– программного обеспечения, 5
– агрокомплекса, 3%
- энергетики и окружающей среды
2
.
В
Великобритании
повышение инновационной активности рассматривается как главный фактор обеспечения конкурентных позиций страны на мировых рынках. Министерство торговли и промышленности планирует увеличить к 2002
г. расходы по статье “поддержка инноваций и технологии” на 20%, при этом первостепенное значение придается развитию научно-технической инфраструктуры во всех отраслях хозяйства. Расходы по данной статье составляют 57% бюджета министерства на НИОКР. Остальная его часть предназначена на целевое развитие НИОКР в аэрокосмическом комплексе и энергетике, включая ядерную.
В 2000
г. самый большой объем средств по статье “поддержка инноваций и технологии” выделен на развитие инфраструктуры (32%), трансфер технологии (29), распространение лучшей практики (10%)
3
.
n
Стимулирование инновационной деятельности
выходит за национальные рамки
и все в большей степени становится
прерогативой ЕС
. В 1996
г. Европейская комиссия одобрила План действий в области инноваций, в котором наряду с их финансированием (в основном путем мобилизации венчурного капитала на ранних стадиях проектов) намечены и направления косвенного содействия:
•
защита интеллектуальной собственности.
Комиссия выработала рекомендации по повышению эффективности патентной системы, в частности в отношении авторских прав в информационных сетях и расширения патентной охраны в биотехнологии;
•
нормативная база и упрощение административных требований.
Предлагается упростить процедуру создания и администрирования компаний. Кроме того, Комиссия разрабатывает новые организационные формы проведения совместных научных исследований, в частности статус Европейской компании и Европейских объединений по экономическим интересам (
European
Economic
Interest
–
EEIGs
).
•
образование и профессиональное обучение.
Предусмотрены меры по расширению мобильности научных кадров и использованию информационной технологии;
•
ориентация программ научных исследований на инновации.
В тематических программах пятой Рамочной программы ЕС в сфере НИОКР (1998
– 2000
гг.) приоритет отдан инновационной деятельности
4
.
План предусматривает реализацию намеченных мер как на наднациональном уровне под эгидой Европейской комиссии, так и на национальном. При этом странам ЕС предлагается осуществлять данные мероприятия в рамках существующих бюджетов на научно-техническую и инновационную политику, т.е. без привлечения дополнительных финансовых средств.
В 1998
г. Европейская комиссия инициировала программу по выявлению и распространению наиболее успешной инновационной практики в странах ЕС. Основное внимание уделяется вопросам финансирования нововведений, поддержки нового инновационного бизнеса, повышения эффективности стимулирования НИОКР, охраны интеллектуальной собственности.
Развитие кооперации
В 90-е годы в государственной инновационной политике западноевропейских стран большое значение приобретает стимулирование как научно-исследовательской, так и технологической кооперации. Государство при этом выступает в качестве брокера между сферой НИОКР и фирмами. В Великобритании, Бельгии, Дании, Португалии, Германии созданы различные центры по кооперации университетов и промышленности, междисциплинарные центры, инновационные центры по передаче новой технологии малому и среднему бизнесу. Как правило, они действуют на региональной основе.
Правительства играют значительную роль в создании смешанной частно-государственной информационной инфраструктуры. В Германии, Дании, Нидерландах, Финляндии важнейшими ее составляющими являются организации по прикладным исследованиям. К другим элементам инфраструктуры, ориентированным на стимулирование инновационных процессов, можно отнести научные парки, новые технологические стандарты, кластерные проекты, а также региональные центры коммерческой реализации изобретений, способные осуществлять соответствующие маркетинговые мероприятия.
В
Германии
, например, реализацией запатентованных изобретений с 1995
г. занимается Гамбургский патентно-инновационный центр, созданный в 1986
г. местной торговой палатой. С этой целью он заключает соответствующие соглашения с расположенными в этом регионе научными учреждениями и выступает в качестве брокера в интересах малого и среднего предпринимательства. Центр сотрудничает также с двумя ведущими национальными информационными сетями, через которые коммерчески значимые изобретения предлагаются заинтересованным лицам внутри страны и за рубежом, отслеживаются выполнение условий соглашений и выплата соответствующих вознаграждений.
Государство не только способствует расширению сотрудничества фирм и исследовательских учреждений, но с помощью компаний определяет направления перспективного сотрудничества в создании конкурентоспособных инноваций. Примером может служить новый механизм прогнозирования
– “предвидение” (
Foresight
). Его цель
– определить области стратегически важных исследований и технологий, способных принести наиболее значительные экономические и социальные блага. Этот подход используется в Великобритании, Германии, Нидерландах, Венгрии, США, Японии и других странах.
В Великобритании действующая с 1993
г. программа “Предвидение” предусматривает совместное с частной промышленностью определение перспективных рынков и технологий на ближайшие 10
– 20 лет, а также мероприятий, необходимых для сохранения международной конкурентоспособности страны. Основной механизм реализации программ сотрудничества в рамках новых приоритетов “Предвидения”
– действующая программа кооперации
LINK
. На 1997
– 2000
гг. правительство выделило 24 консорциумам на осуществление кооперационных проектов 30
млн ф.ст., вклад частной промышленности составил 62
млн ф.ст.
В 90-х годах в государственной инновационной политике начинает превалировать
кластерная философия
– правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только способствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей. Кластерные стратегии широко используются в Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах, Финляндии и ряде других стран.
Например, в
Германии
с 1995
г. действует программа создания биотехнологических кластеров
Bio
Regio
. В
Великобритании
правительство определило районы вокруг Эдинбурга, Оксфорда и Юго-Восточной Англии как основные регионы размещения биотехнологических фирм
5
. В
Норвегии
правительство стимулирует сотрудничество между фирмами в кластере “морское хозяйство”. В
Финляндии
развит лесопромышленный кластер, куда входит производство древесины и древесных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с ним оборудования. Тесное взаимодействие фирм данного кластера в распространении знаний обеспечивает им конкурентные преимущества перед основными торговыми соперниками. По оценке экспертов, Финляндия лидирует по уровню как исследовательской, так и технологической кооперации (см. таблицу).
Важную роль в создании кластеров играют европейские программы научно-технического сотрудничества, в частности “Эврика” и Рамочная программа НИОКР. Они сводят вместе потенциальных партнеров, которые не смогли самостоятельно установить контакты на национальном уровне.
Государство и охрана интеллектуальной собственности
Защита интеллектуальной собственности
– ключевой момент инновационной деятельности, поскольку дает возможность компаниям получать прибыль от нововведений. Состояние такой защиты, прежде всего патентной системы, может как стимулировать, так и сдерживать эту деятельность. В настоящее время патентная система охватывает все стадии разработки нового продукта, идущие вслед за фундаментальными исследованиями, включая и маркетинг. Она служит основой для координации частных исследовательских проектов, так как содержит ценную информацию о потенциальных успехах или реальных перспективах тех или иных исследований, что позволяет конкурирующим фирмам распределять ресурсы более рационально.
По количеству зарегистрированных патентов на 1
млн экономически активного населения лидирует Швейцария (596 в 1997
г.), за ней следуют Швеция (483), Германия (449), Япония (213), США (191).
В 90-х годах деятельность ЕС по защите интеллектуальной собственности активизировалась. Толчком к этому послужили, в частности, результаты анализа, проведенного по заказу Европейского патентного ведомства, состояния инновационной активности и патентной охраны в Западной Европе, США и Японии (на эти страны приходится около 85% всех подаваемых в мире патентных заявок).
Обследование показало, что по количеству приходящихся на 1
млн жителей тройственных заявок (подаваемых на одно и то же изобретение в Европейском патентном ведомстве, США и Японии) Западная Европа занимает лишь 3-е место после США и Японии.
В конце 90-х годов западноевропейские компании уступили свое место японским фирмам в лидировании при патентовании в США. Если в 1982
г. в первую десятку наиболее активных получателей патентов в США входило 5 японских, 2 американские и 3 европейские компании, то в 1996
г.
– 7 японских, 2 американские и ни одной европейской.
Отстает Западная Европа и в сфере информационной технологии, где наблюдается наибольшая активность патентования. Вместе с тем европейские компании занимают сильные позиции в области химии и фармацевтики, формируя там десятку лидеров.
В ряде стран национальные фирмы сдают позиции и на собственных рынках. Так, среди многонациональных компаний, чаще других подающих патентные заявки во Франции, отмечено только 5 французских.
Ранжирование стран по уровню развития кооперации в сфере НИОКР
между компаниями и университетами
и межфирменного сотрудничества
Исследовательская кооперация
(между компаниями и университетами)
|
Технологическая кооперация
(между фирмами)
|
1. Финляндия
|
1. Финляндия
|
2. США
|
2. Япония
|
3. Швейцария
|
3. Нидерланды
|
4. Швеция
|
4. Швейцария
|
5. Нидерланды
|
5.
США
|
6. Ирландия
|
6. Германия
|
7. Германия
|
7.
Швеция
|
8. Дания
|
8.
Дания
|
9. Бельгия
|
9.
Норвегия
|
10. Япония
|
10. Ирландия
|
11. Норвегия
|
11. Франция
|
12. Великобритания
|
12. Бельгия
|
13. Исландия
|
13. Исландия
|
14. Франция
17. Италия
|
18. Великобритания
|
Составлено по:
The
World
Competitiveness
Yearbook
1998. –
Losanna
.
– 1999.
–
P
. 457.
Европейская патентная организация, озабоченная тем, что большинство полученных в Европе патентов принадлежит американским и японским фирмам, в 1995
г. опубликовала документ, определяющий условия, необходимые для более активного использования патентной системы в целях усиления инновационного потенциала и конкурентоспособности западноевропейской промышленности. Речь шла о гармонизации общеевропейской патентной системы для снижения дублирования и расширения помощи малым и средним фирмам; обеспечении недорогой патентной охраны, отвечающей нуждам заявителей, включая снижение патентных пошлин; популяризации и облегчении доступа к патентной информации.
В последующие годы ряд стран принял соответствующие программы.
Так, в 1998
г. Франция разработала государственный план стимулирования патентования изобретений отечественными фирмами. Его цель
– сократить диспропорции между количеством национальных и иностранных заявителей путем совершенствования патентной системы, снижения патентных пошлин и оказания помощи своим компаниям при осуществлении патентной процедуры.
Новые информационные технологии вызвали необходимость обеспечения правовой безопасности интеллектуальной собственности и качества информации в Интернете, поскольку с ростом его коммерческого использования резко возросло число дел, связанных с нарушением авторских прав. Развитие этой новой сферы поставило ряд задач, решение которых зависит от правительственных органов (борьба с пиратством, применение товарных знаков, вопросы юрисдикции и др.). Выход Интернета за национальные границы требует международных усилий по решению вышеуказанных проблем.
Европейская комиссия в конце 1999
г. разработала международную хартию, послужившую основой для соглашения между странами относительно регулирования коммерческой деятельности в Интернете. В настоящее время правительства США, Японии и стран ЕС усиливают сотрудничество в области совершенствования охраны интеллектуальной собственности в Интернете, в частности изобретений, касающихся методов предпринимательства (вопросы патентования методов электронных расчетов и сертификации, электронных подписей и т.д.)
Информационное обеспечение
В 90-е годы правительства западноевропейских стран, особенно членов ЕС, усилили внимание к вопросам облегчения доступа к информации, прежде всего патентной, для малого и среднего бизнеса.
В
Нидерландах
с 1997
г. важным источником информации для получения новых знаний в предпринимательском секторе стало Патентное ведомство. В
Германии
помимо Патентного ведомства создано 25 патентно-информационных центров и служб, рассредоточенных по всей стране. Четыре таких центра действуют на территории земли Северный Рейн-Вестфалия, наиболее развитого научно-промышленного региона (три из них поддерживаются местными университетами, один
– торгово-промышленной палатой). В 1995
– 1999
гг. три центра были объединены в локальную сеть. Цель данного проекта, финансируемого министерством экономики этой земли,
– облегчение доступа малым и средним предприятиям к объединенным ресурсам.
В последние годы патентные ведомства предпринимают меры по объединению информационных ресурсов в глобальном масштабе. В рамках ЕС организована Распределительная патентная служба Интернета (
DIPS
), ориентированная прежде всего на нужды малого и среднего бизнеса и индивидуальных изобретателей.
Опрос 349 европейских компаний показал, что доля организаций, обращающихся в сеть за патентной информацией, возросла только за 1998
– 1999
гг. с 11 до 68% (в фармацевтике
– до 83%). Подавляющая часть (93%) потребителей патентной информации в той или иной степени пользуется услугами бесплатных сайтов.
Развитие конкуренции
В последние годы в Западной Европе особое внимание уделяется развитию конкуренции как главному фактору ускорения инновационной деятельности.
Одна из основных задач государственной политики по стимулированию предпринимательской инициативы
– ограничение недобросовестной конкуренции. В рамках ЕС запрещены соглашения, ограничивающие или контролирующие производство, рынки, техническое развитие, инвестиции (это не распространяется на отдельные типы соглашений о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах). Противоправным считается также злоупотребление господствующим положением на рынке (согласно европейской практике господствующее положение предполагает захват одной из сторон более 80% соответствующего рынка).
Некоторые страны ЕС имеют собственные законы о недобросовестной конкуренции, которые, однако, не могут противоречить европейскому законодательству.
В Великобритании, например, в 2000
г. вступил в силу новый антитрестовский закон о конкуренции, впервые запрещающий антиконкурентные соглашения и злоупотребления господствующим положением на рынке (по этому закону позиция предприятия может быть признана доминирующей, если оно захватило более 40% рынка, т.е. порог доминирования понижен). К недопустимым действиям относятся ограничение производства, сбыта, новых технических разработок, инвестиций, установление фиксированных цен, раздел рынков.
В конце 2000
г. Европейская комиссия ужесточила процедуру получения разрешений на сделки по слиянию и поглощению компаний. Регулирующие органы могут одобрить слияние фирм при условии, что те предварительно найдут покупателя на бизнес, который будут вынуждены продать, чтобы не стать монополистами в данном секторе.
***
Недостаток стимулов к инновациям у частного бизнеса
– одна из основных причин отставания Западной Европы в области разработки новейшей технологии. Именно поэтому правительства западноевропейских стран в последние годы придают большое значение повышению роли среды, в которой действуют фирмы. Ожидается, что создание единого валютного рынка, формирование единого научно-технического пространства, унификация налоговых систем, усиление процессов дерегулирования и приватизации будут способствовать росту инновационной активности западноевропейских компаний. Совершенствование косвенных методов стимулирования нововведений призвано помочь им восстановить потерянные позиции в конкурентной борьбе с японскими и американскими фирмами.
1
2
3
4
5