раздел
"Зарубежный опыт"
Проблемы теории и практики управления 1/01
Экономические преобразования в
Польше: опыт и перспективы (1990-2010 гг.)
АНТОНИЙ КУКЛИНСКИ
доктор экономических наук,
профессор Варшавского университета, член Римского клуба
• Успех стран с переходной экономикой возможен на пути адаптации к мировым правилам, а не спуска к примитивному капитализму
• Блеск и нищета экономических реформ в Польше требуют анализа
• Хозяйственные преобразования – это интеграция спонтанных и направляемых изменений
Траекторию экономических преобразований не следует рассматривать как прямую улицу с односторонним движением, ведущую из коммунистического ада через чистилище трансформаций в капиталистический рай. Подобный подход был саркастически прокомментирован Дж.К. Гэлбрэйтом. Говоря о событиях конца 80-х – начала 90-х годов в Восточной Европе, он отметил, что некоторые из них были почти на грани безумия.
Социализм столкнулся с мятежом, поскольку не смог приспособиться к либеральным условиям развития, и сейчас страны с переходной экономикой вынуждены адаптироваться к этим условиям, чтобы не спуститься к примитивному капитализму. Это непроторенная дорога; ее нельзя преодолеть за счет приверженности строгим правилам. Увы, она требует мучительного процесса обдумывания. Иной альтернативы нет.
Тематические конструкции анализа
Траектория экономических реформ в Польше
– это богатая и глубоко дифференцированная сеть фактов, явлений, подходов и оценок ценностей, где прогресс, регресс, успехи и провалы создают реальную эмпирическую структуру трансформаций. По моему мнению, эта структура еще до конца не открыта и не проанализирована должным образом. Однако мы уже располагаем некоторыми успехами в этой области, что позволяет проследить пройденный путь и сделать определенные наблюдения, провести оценку ценностей и дать выводы, которые могут оказаться полезными в продвижении нетрадиционного мышления о реальной эмпирической структуре экономических преобразований в Польше.
Эти размышления будут строиться вокруг трех столкновений:
исторического анализа и перспективного рассуждения;
блеска и нищеты процесса преобразований;
оптимистичного и пессимистичного вариантов результатов польских преобразований в 2001-2010 гг.
С учетом этого были отобраны следующие тематические конструкции:
1) блеск экономических преобразований;
2) нищета экономических преобразований;
3) правильно и неправильно управляемые преобразования;
4) оптимистичный вариант польских экономических преобразований в 2001-2010 гг.;
5) пессимистичный вариант;
6) прагматически ориентированная программа научных исследований – экономические преобразования. Опыты и перспективы, Польша 2001-2010 гг.
7) польская лаборатория экономических преобразований как потенциальный вклад в диалог об экономических трансформациях.
Противоречия экономических трансформаций
В документе ОЭСР содержится следующая оценка польского опыта: “Спустя 10 лет после начала осуществления амбициозной программы экономической перестройки Польша утвердила себя в качестве самой успешной страны с переходной экономикой. Усилия по стабилизации экономики, приведение в порядок государственных финансов, проведение здоровой денежной политики, освобождение рыночных сил и претворение в жизнь структурных реформ были хорошо вознаграждены. Пережив экономический спад в фарватере кризиса в России, главной проблемой для руководства в настоящее время является преобразование зарождающегося восстановления экономики в долгосрочный рост. Это потребует проведения осторожной денежной политики по снижению инфляции, дальнейших усилий по консолидации государственных финансов и роста внутренних сбережений, гибкости валютного курса для облегчения приспособления к шоку извне и быстрого прогресса в приватизации принадлежащих государству предприятий с целью максимизации экономических выгод повышения эффективности. Все эти факторы вместе с дальнейшими структурными реформами по стимулированию конкуренции на рынках товаров, снижению напряженности на рынках рабочей силы и улучшению функционирования рынков капитала – все это наилучший путь гарантирования того, что Польша может оставаться на быстрой беговой дорожке присоединения к Европейскому союзу, укрепляя одновременно рыночную уверенность в польские основы” (
OECD
-
Policy
Brief
Januaru
2000,
Economic
Survy
of
Poland
1999-2000).
Пространное размышление об экономических преобразованиях в последнем десятилетии
XX
в. можно найти в докладе В. Орловски. Всего 10 лет назад, пишет он, польская экономика была полузакрытой, технически отсталой, застойной системой, затронутой всеми возможными напастями – высокой инфляцией (Польша фактически находилась на грани гиперинфляции), сокращающимися инвестициями и ВНП, невыносимым бременем внешней задолженности, процветающим черным рынком, нехваткой основных потребительских товаров, инвестиций и т.д. Когда в 1980 г. в Польше случился дефолт по основной задолженности, с миром практически не существовало никаких финансовых связей. В то же самое время, всего лишь прибавив процент к непогашенному внешнему долгу эта цифра к концу 80-х годов возросла до суммы, эквивалентной 80% ВНП (или 400% экспортных поступлений)
1
.
Несомненно, в 90-е годы Польша осуществила глубокие реформы, направленные на создание функционирующей рыночной экономики и демократической политической системы. Начиная с 1992 г. стал стремительно расти ВНП, созданы основные рыночные институты, хотя еще несовершенные. Быстрому экономическому росту и укреплению национальной валюты, несомненно, способствовало частичное “списание” внешнего долга западным кредиторам. С 1992 г. Польша поддерживает связи с ЕС, а в 1998 г., получив согласие Комиссии европейских сообществ, ведет переговоры о вступлении в члены этой организации. Польша все еще бедное государство: ВНП на душу населения составляет всего 40% от среднего показателя ЕС (скорректированного с учетом паритета покупательной способности). Но в стране зафиксирован заметный экономический подъем, что создает реальные предпосылки для укрепления функционирующей рыночной системы. По оценке аналитиков из Мирового банка, лишь несколько стран в Центральной и Восточной Европе смогли добиться таких показателей за столь короткий период.
На мой же взгляд, в доклад о блеске экономических преобразований в Польше, необходимо включить следующие главы:
Первая
. Политическая храбрость первого правительства
Polonia
Restituta
, возглавлявшегося Т. Мазовецким и Л. Балцеровичем, разработавшего и претворившего в жизнь “бигбэновскую” реформу цен и либерализации торговли, которые открыли новую главу в истории рыночной экономики Польши. Шоковая терапия была правильным историческим шагом. Следование же философии “постепенных” реформ истощил бы неустойчивое терпение польского общества.
Вторая
. Извержение вулкана частного предпринимательства. Возникновение вибрирующего сектора небольших и средних предприятий, жизнь которым дала более чем 2-миллионная армия предпринимателей, создав наиболее динамичный элемент польского экономического ландшафта.
Третья.
Включение Польши в атлантические и европейские структуры (членство в НАТО, переговоры о вступлении в ЕС) и быстрый рост прямых иностранных инвестиций. Совокупный размер этих вложений в 1990- 2000 гг. превысил порог 40 млрд долл. США.
Четвертая.
Поворот на 180 градусов миграционных тенденций в Польше. В 80-е годы примерно 2 млн поляков иммигрировали из Польши. За последние пять лет более 500 тыс. эмигрантов вернулись на родину.
Пятая.
Высокий рост польской экономики с 1992 г., что видно из графика, воспроизводимого из документа ОЭСР.
Нет сомнения, что “доклад о нищете” получится менее впечатляющим, чем “доклад о блеске”. Вот его основные тезисы.
Первое.
Создать правовые рамки и юридическую систему, обеспечивающую благоприятную устойчивую среду для динамичного развития капиталистической экономики способно лишь сильное, эффективное, небольшое и либеральное государство. К сожалению, необходимость такого государственного устройства не было достаточно хорошо усвоено политической элитой.
Второе.
В стране сформировалась и длительное время сохраняется структурная безработица, вызванная трансформацией промышленности и торговой политики.
Третье.
Проводится медленная реструктуризация главных элементов польской экономики, особенно сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности.
Четвертое.
На польских предприятиях ограничено влияние конкуренции и инноваций, что продемонстрировал быстро растущий дефицит баланса внешней торговли, который в 1998 г. достиг уровня, равного почти 15 млрд долл. США.
Пятое.
Хроническая слабость научно- технической политики и низкий уровень финансовых отчислений в эту область. В 1981-1998 гг. в списке “
Philadelphia
List
of
Scientific
Output
” Польша передвинулась с 15 на 21 место.
Естественно, противоречия преобразований могут быть документированы, проанализированы и представлены в различных подходах и ценностных суждениях. Однако мы должны избегать ловушки апологетических или нигилистических подходов, рассматривающих только одну сторону медали. Перспектива оценки – это наш выбор, но правило “
audiatur
et
altera
pars
” для нас обязательно.
равильно и неправильно
управляемые преобразования
Экономические трансформации – это более или менее успешная интеграция процессов спонтанных и направляемых изменений (перемен). В данном контексте начинает возникать проблема правильного и неправильного управления преобразованиями. Трудно сказать, какой тип управления доминировал в опыте стран Центральной и Восточной Европы в последнем десятилетии
XX
в. Полностью признавая успех правильно управляемых экономических преобразований, мы должны однако очень тщательно проверять гипотезу неправильно управляемых преобразований.
Следует указать
два типа неправильного управления
:
внутреннее неправильное управление, вызванное слабостью политической элиты в области долгосрочного стратегического мышления, устанавливающего истинные приоритеты развития государства, общества и экономики;
внешнее неправильное управление, вызванное исторической неудачей, когда советская империя развалилась как раз на самой вершине неолиберальной идеологии, способствующей обожествлению рыночных сил и парализующей долгосрочное стратегическое мышление глобальных – политических, экономических, финансовых и военных – структур (учреждений). Если бы это произошло 15 годами раньше или 15 годами позже, то климат для формулирования неоплана Маршалла для стран Центральной и Восточной Европы был бы гораздо лучше и можно было бы избежать великих исторических ошибок, совершенных в последнее десятилетие
XX
в. Нет никакого сомнения, что в огромном макроисторическом анализе затрат и выгод подобный вариант был бы гораздо эффективнее, чем перебирание различных стратегий, разработанных в странах и для стран Центральной и Восточной Европы. Ситуация в России также была иной в сопоставлении с нынешним статус-кво.
Прогноз развития страны в начале
XXI
в.
Оптимистичный вариант
развития Польши в 2001-2010 гг. предполагает, что экономический рост станет ведущей тенеденцией. В пользу такого заключения говорят следующие факты.
а). Польша будет представлять собой сильное, либеральное, эффективное и небольшое государство, способное внутренне и внешне содействовать продвижению долгосрочных стратегических интересов общества и экономики.
б). Государство будет ведущей силой в успешном завершении второго этапа преобразований в Польше, создав тем самым благоприятные условия для экономического развития.
в). Сама польская экономика превратится в экономику, базирующуюся на знаниях, присоединившись, по сути, к исключительной группе стран, лидирующих в этой области.
г). Польскую экономику будут двигать высокие и устойчивые темпы роста, сокращая разрыв, отделяющий Польшу от других стран ЕС.
д). Польша будет членом не только ЕС, но и Европейского валютного союза. Причем членство это будет активным и конструктивным, в соответствии с динамичной схемой, выработанной такими странами, как Финляндия, Ирландия и Испания.
е). Польша сможет воспользоваться возможностями, созданными Европейским союзом, чтобы успешно решать проблемы глобализации.
Опыт первого десятилетия
XXI
в. даст ответ на основной вопрос – является ли данный вариант утопией или это реальная возможность продвинуть Польшу с периферии в центр Европы.
Пессимистичный вариант
, напротив, показывает, что дорога нищеты может оказаться сильнее дороги блеска и славы. Слабость польского общества, экономики и государства отбросят Польшу в серую зону периферийного зависимого капитализма.
***
Хотелось бы надеяться, что высказанные здесь суждения могут быть полезны при разработке прагматически ориентированной программы научных поисков по выявлению реальной эмпирической схемы экономических преобразований, воплощенных в опыте Польши в 1990-2010 гг. На мой взгляд, такая программа может формироваться вокруг трех интеллектуально и прагматически стимулирующих элементов – исторического анализа и перспективного обсуждения; дороги славы (блеска) и нищеты; оптимистического и пессимистического вариантов.
С другой стороны, анализ нетрадиционного и противоречивого мышления в области экономической реформы в Польше может оказаться полезным при сопоставлении этого опыта с методами, формами и результатами трансформаций в других странах. Такое международное сравнение и заинтересованное обсуждение в научных и общественных кругах может дать глобальное представление об опыте таких перемен в мировой экономике. В этой связи будет нетрудно доказать, что Польшу 1990-2010 гг. следует рассматривать как своего рода
лабораторию экономических преобразований
. Исследования, проведенные в этой “лаборатории” могли бы стать серьезным вкладом и в польско-российский диалог. Потому что в первом десятилетии
XXI
в. Россия, вероятнее всего, даст новый оригинальный опыт в области глобальных экономических трансформаций.
1