РАЗДЕЛЫ


ПАРТНЕРЫ





1 июля 1996 г.

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ РОССИИ

Мы, российские и американские экономисты, публикуем это заявление в связи с предстоящим 3 июля заключительным этапом выборов президента России из двух кандидатов — нынешнего президента Бориса Ельцина и претендента Геннадия Зюганова. Этот выбор будет иметь решающее значение не только для ближайшихчетырех лет президентства, но и для будущего России. Какого бы кандидата ни предпочел российский народ, новому президенту придется принимать жизненно важные экономические решения. Поэтому мы хотели бы представить на рассмотрение будущему президенту наши предложения по существенному изменению экономической политики России. Мы отмечаем, что оба кандидата критикуют проводившуюся с января 1992 года экономическую политику «шоковой терапии», которая имела негативные последствия для страны. Вполне естественно, что эту политику отвергает претендент Геннадий Зюганов, но более примечательно, что президент Борис Ельцин также признает ряд ошибок в своей программе экономической реформы и обещает новый подход к экономике. Таким образом, неизбежно появление новой экономической политики для России.

Какой она будет? Мы с чувством высокой ответственности представляем на рассмотрение следующие пять основополагающих вопросов новой экономической политики:

1. Российское правительство должно играть значительно более важную роль при переходе к рыночной экономике. Политика невмешательства государства, являющаяся частью «шоковой терапии», не оправдала себя. Правительству следует заменить ее программой, при которой государство берет на себя основную роль в экономике, как это происходит в современных смешанных экономиках США, Швеции, Германии. Государство должно играть центральную координирующую роль в создании государственных и частных организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование рыночной экономики. Негативное отношение к централизованно планируемой экономике предопределило стремление к минимизации роли правительства. На следующем этапе следует активизировать участие правительства, принимающего меры по укреплению рыночной экономики и борьбе с депрессией, инфляцией, утечкой капитала и другими последствиями «шоковой терапии».

Основной упор «шоковой терапии» был сделан на частный сектор, но сегодня внимание должно сместиться на государственный сектор, активную деятельность правительства по перестройке структуры промышленности, учреждению рыночных институтов

и созданию условий для конкуренции. Государство должно закрепить права собственности, обеспечить прочность национальной валюты, законности и системы ее соблюдения, регулирование отношений с монополиями и предотвращение расхищений государственных активов хозяевами новых приватизированных предприятий. Оно должно способствовать формированию банковской системы, коммерческого и инвестиционного кредитования, упрощению и строгому соблюдению налогового законодательства. Правительство должно также содействовать организации учета, страхования и других необходимых элементов рынка. Многие из текущих проблем российской экономики возникли прямо или косвенно из-за того, что государство не сыграло надлежащей роли в организации рыночных отношений.

2.   Серьезные правительственные меры должны быть приняты для   предотвращения   процесса криминализации экономики. Пользуясь не     вмешательством правительства, уголовные элементы заполняют вакуум. Прибегают к таким криминальным методам, как заключение контрактов под угрозой жизни или собственности, творят незаконное судопроизводство, контролируют с помощью мафиозных структур ряд важных секторов российской экономики,   занимаются подкупом должностных лиц и т.п.   Таким образом, произошел переход не к рыночной,    а   к   криминализированной экономике. Государств должно дать этому обратный xoд и ликвидировать раковую опухоль преступности, чтобы создать стабильный предпринимательский климат и тем самым стимулировать инвестиции и производство Это потребует решительных действий со стороны правительтва   России как по пресечению преступности, так по формированию эффективных институтов, отсутствие которых создавало почву для правонарушений.

3. Государственные меры необходимы для преодоления депрессии, в результате которой производство сократилось уже больше, чем во время «Великой депрессии» в США, начавшейся в 1929 году. Макроэкономическая политика должна переместиться от стабилизации к развитию с тем, чтобы создать условия для неинфляционного подъема экономики.

Стабилизация российской экономики, восполнение ее серьезных потерь не могут произойти сами по себе. Для этого государство должно возродить потребительский спрос, увеличив пенсии и зарплаты, а также возвратив по крайней мере часть сбережений, потерянных в результате инфляции, которая снизила покупательную способность рубля. Государству предстоит также обеспечить создание производственного капитала, изъяв для этого инвестиции из непродуктивной сферы — строительства роскошных домов или накопления средств для спекулятивных целей. Оно должно содействовать образованию достаточных фондов для социальных нужд и обеспечить поддержку системы здравоохранения, образования, экологии, науки, что в целом могло бы защитить два великих достояния России — ее человеческий капитал и природные ресурсы.

Было бы целесообразно, чтобы правительство использовало доходы, получаемые при внешней торговле газом и нефтью, не на импорт продуктов и предметы роскоши, а на средства производства для модернизации своих устаревших заводов. Нужно добиваться, чтобы рента от эксплуатации природных богатств превращалась в доход государства. Такая «политика развития» потребует новых переговоров с МВФ и Мировым банком, которые пока обеспечили относительно малую часть финансирования, но связали руки правительству в действиях по преодолению депрессии и утечки капитала. Взвешенная и гибкая монетарная политика может предотвратить инфляцию.

4. Необходимы серьезные изменения в сфере социальных отношений, в том числе в системе социальной защиты. «Шоковая терапия» имела ужасающие социальные последствия, включая огромное увеличение числа абсолютно бедных людей, разрушение среднего класса в результате сохраняющейся инфляции и сокращения, а часто и невыплаты реального заработка, неудовлетворительные показатели здоровья и продолжи-

тельности жизни. Необходима новая система социальных отношений для преодоления этих последствий экономической политики. Следует расширить права граждан на пособия, предоставить правительственные субсидии социальным службам и ввести другие аналогичные меры, предпринимаемые в настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой.

5. Государство должно признать, что если и существует «секрет» рыночной экономики, то он состоит не в частной собственности, а в конкуренции. И, следовательно, на федеральном и на местном уровнях оно должно способствовать созданию новых конкурирующих предприятий. Такие предприятия могли бы выступать в качестве авангарда рыночной экономики и стимулировать новые инициативы в деле инвестиций, производства, занятости. Новым предприятиям при этом необходимо постепенно отходить от структур и методов прошлого — больших размеров, предельной вертикальной интеграции, использования устаревшей технологии, консерватизма, некомпетентности в управлении. Приватизация породила новые проблемы — разбазаривание государственных активов, использование монопольного положения при установлении цен. Конкурирующие предприятия, созданные на основе возврата «сбежавшего» капитала или основанные на базе совместных предприятий или иностранных инвестиций, могут преодолеть эти проблемы. Государство должно признать, что конкуренция — это то, что заставляет рыночную экономику работать и, наоборот, 6 e з конкуренции не может быть рыночной экономики.

При проведении этой новой политики мы призываем к терпению. Переход экономики к системе рыночных отношений требует времени, иначе не избежать катастроф! Архитекторы «шоковой терапии не признали этого; результаты, как и ожидалось, вызвали глубокий кризис.

Мы призываем президента России, который будет избран 3 июля и его экономических советника последовать этим рекомендация при определении экономической курса на будущее.


Российские экономисты: академики РАН Леонид АБАЛКИН, Олег БОГОМОЛОВ, Валерий МАКАРОВ, Станислав ШАТАЛИН, Юрий ЯРЕМЕНКО, Дмитрий ЛЬВОВ.
Американские экономисты: лауреаты Нобелевской премии Лоуренс КЛЕЙН, Василий ЛЕОНТЬЕВ, Джеймс ТОБИН . Профессора: Майкл ИНТРИЛИГЕИТОР, Маршалл ПОУМЕР.


РЕКЛАМА


РЕКОМЕНДУЕМ
 

Российские реформы в цифрах и фактах

С.Меньшиков
- статьи по экономике России

Монитор реформы науки -
совместный проект Scientific.ru и Researcher-at.ru



 

Главная | Статьи западных экономистов | Статьи отечественных экономистов | Обращения к правительствам РФ | Джозеф Стиглиц | Отчет Счетной палаты о приватизации | Зарубежный опыт
Природная рента | Статьи в СМИ | Разное | Гостевая | Почта | Ссылки | Наши баннеры | Шутки
    Яндекс.Метрика

Copyright © RusRef 2002-2024. Копирование материалов сайта запрещено