ПРИДЕТ ЛИ РОССИЯ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ?
И. Самсон,
Университет Пьера Мендеса Франса, Гренобль (Франция)
Экономическая трансформация постсоциалистической России, инициированная командой Гайдара и Чубайса, идет высокими темпами. Начатая в 1992 г. широкомасштабная либерализация экономики была в основном закончена к 1995 г. Макроэкономическая стабилизация потребовала более длительного времени, но тем не менее в 1996 г. годовой уровень инфляции (22%) приблизился к показателям Польши (19%) и Венгрии (20%)
1
. Обменный курс рубля почти стабилизировался в рамках наклонного "валютного коридора". Программа массовой приватизации позволила приватизировать 70% бывших государственных предприятий. Поданным официальной статистики, в 1997 г, кажется, наконец наметился возврат к экономическому росту (1%).
Главные проблемы системной трансформации в России
Однако политическая нестабильность, несмотря на благоприятные экономические результаты, обусловливает весьма посредственные
системные показатели,
и отражаемая ими слабость системы может застопорить экономическую машину или даже повернуть вспять тенденции роста. В процессе перехода в России наблюдалось значительное ослабление центральной и усиление региональных властей, эксплуатирующих нечеткие формулировки Конституции РФ по вопросу распределения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Этот фактор сужает и территориальные масштабы либерализации. Так, если в 1995-1996 гг. в регионах, возглавляемых реформаторами (например, в Нижнем Новгороде, С.-Петербурге или Самаре), были приняты законы о приватизации земли, рынках недвижимости и банкротствах, то в консервативных регионах (Тула, Ульяновск, Воронеж) воздвигались препятствия для межрегионального обмена, контролировались цены, вводились дополнительные региональные налоги, что тормозило движение потоков капитала и рабочей силы.
Экономической стабильности угрожают и неблагоприятные явления в денежной сфере. Взаимная задолженность предприятий чрезвычайно быстро достигла громадных размеров: если в течение полугода после начала либерализации экономики в Польше она реально
увеличилась на 36%, в Чехословакии - на 50, то в России - на 750%
2
. Нарастает задолженность в области уплаты налогов в бюджет. Усилия, предпринятые государством для увеличения налоговых поступлений, обусловили рост других задолженностей, например, поставщикам. Параллельно с 1994 г. широкое распространение в российской экономике получили взаимозачеты и бартер.
Эти проблемы усугубляются слабостью российской банковской системы, до сих пор функционирующей на основе преимущественно спекулятивной логики. Многие банки сформировались в период инфляции и накопили капиталы, спекулируя на курсе рубля. После стабилизации, достигнутой в 1995 г. благодаря "валютному коридору", спекулятивные операции переместились на рынок ГКО, ставший чрезвычайно выгодным объектом вложения капитала. Перемещение собственных средств предприятий и средств обслуживающих их банков на рынок ГКО также обусловило дальнейший рост их задолженности. При этом бюджетный дефицит в 1996 г. достиг 8% ВВП, 4,3% которых - обслуживание ГКО
3
. Кроме того, российское правительство использует инструменты заимствования на международных рынках, муниципалитеты и регионы также начали выпуск ценных бумаг типа ГКО. Такой способ финансирования подобен громадной финансовой "пирамиде", где эмиссия новых ценных бумаг позволяет выплачивать долги по предыдущим.
Рынки капиталов еще не сложились и не способны привлекать инвесторов, дисциплинировать менеджеров, финансировать домашние хозяйства (приобретение жилья, пенсионное обеспечение) и способствовать формированию новых предприятий. В целом в 1991-1995 гг. рынок ценных бумаг стран Восточной Европы привлек всего 1 млрд. долл., что является эквивалентом чистых поступлений американских взаимно-сберегательных фондов за один день!
4
. По данным Всемирного банка, чтобы быть сравнимой с показателями стран, выходящих сегодня на мировой рынок, капитализация российского рынка ценных бумаг должна в ближайшие 20 лет достичь 1000 млрд. долл., то есть увеличиться в 35 раз. К тому же объем прямых иностранных инвестиций, направленных в российскую экономику в 1989-1996 гг., был равен 6 млрд. долл. - в семь раз меньше, чем в Китае только за 1996 г. Несовершенство российской налоговой системы осложняет ситуацию с бюджетом, так как налоговые ставки завышены, сложны и произвольны. Лишь 17% предприятий платят налоги полностью и регулярно; налоговые поступления составляют только 9% от ВВП.
Российская массовая приватизация, начатая с целью ликвидации старой экономической власти и ускорения реструктуризации предприятий, не дала желаемых результатов. Примерно на половине приватизированных предприятий большая часть акций была передана их работникам, что не позволяет говорить о реальных результатах приватизации. В 1995 г. 12% всех работников промышленных предприятий продолжали трудиться на объектах социальной сферы, что свиде-
тельствует о нечувствительности приватизированных предприятий к требованиям рационализации.
Другим следствием массовой приватизации является чрезвычайная концентрация собственности промышленных предприятий. Этот феномен обычен для процесса массовой приватизации, но в России он принял особо крупные размеры. В результате трансформации старых министерств и относящихся к ним ведомственных банков возникла мощнейшая финансовая олигархия.
В марте 1995 г., когда у государства не хватало денег для выплаты заработной платы работникам бюджетных отраслей - накануне выборов в Думу - "сливки" самых прибыльных секторов промышленности были уступлены крупным банкам под лозунгами приватизации в обмен на частичное финансирование российского государственного бюджета в размере 1,7 млрд. долл.
Итак, назрела необходимость переоценки результатов приватизации. По мнению Дж. Стиглица, хотя рынки ценных бумаг и капиталов - действенный инструмент накопления капиталов и разделения рисков, но в условиях переходной экономики очень трудно обеспечить стабильное функционирование финансовых рынков без злоупотреблений. Кроме того, "проведение приватизации без создания условий для конкуренции порождает группы интересов -они уже имеются сегодня, - которые пытаются воспрепятствовать любой конкуренции и помешать развитию конкурентной рыночной экономики. Возможно, было ошибкой отдавать приоритет вопросу о собственности, недооценивая все, что связано с конкуренцией"
5
. Собственность - это институт, который не меняется ни одним декретом, ни одномоментно. Если в экономике попытаться слишком поспешно повсюду насаждать частную собственность через массовую приватизацию, то она быстро сконцентрируется там, где есть экономическая власть
6
.
Созвучно этому выводу и заключение Европейского банка реконструкции и развития, содержащееся в Докладе по переходным экономическим системам за 1997 г.
7
Требуется новый переходный этап, чтобы устранить от управления бывших коммунистических руководителей, держащих под контролем бывшие государственные предприятия; нужно найти новые формы
корпоративного управления (
corporate
governance
),
которые позволили бы акционерам увольнять некомпетентных и коррумпированных руководителей. Вердикт Европейского банка реконструкции и развития суров: программа приватизации не смогла обеспечить экономический рост и стабильность через улучшение экономических показателей предприятий, поэтому
необходимо срочно создать новые законы и рыночные институты, стимулирующие конкуренцию и подавляющие коррупцию.
5
Transition, World Bank, December, 1997.
6
Samson I. La stabilisation dc la transition dans les economies post socialistcs: seminaire PROMETEE, Buenos Aires 1994
Что такое рыночная экономика?
Если рассматривать
политику переходного периода
как сочетание классической макроэкономической политики и политики структурных преобразований, направленных на формирование рыночной экономики, то следует признать, что вторая является новой и неисследованной, не изучены и способы их сочетания. Ряд связанных с проведением переходной экономической политики вопросов остается непроясненным. Прежде всего это касается тезиса, что разрыв со старой системой автоматически ведет к распространению рынка на новых пространствах, "расчищенных" реформами. Так, подобного подхода придерживается А. Ослунд, в 1995 г. обосновавший вывод о том, что российская экономика
уже
стала рыночной:
-
государство стало демократическим благодаря конституции и разделению ветвей власти;
- государственная собственность ликвидирована в 1994 г., более половины рабочих мест перешло в частный сектор;
- бюрократическая координация исчезает, распределение ресурсов деполитизируется и осуществляется на основе рыночных принципов;
-
экономика становится монетарной;
- дотации сведены на нет, ужесточены бюджетные ограничения
8
. Эта оценка содержит ошибки двоякого рода. Ошибки первого
рода легко заметны: они обусловлены излишним оптимизмом. В 1998 г. никто больше не согласится с тем, что распределение ресурсов полностью отделено от политической власти и регулируется рынком, что экономика монетизирована или что приватизация предприятий положила конец прежнему образу действий директоров.
Ошибки второго рода более серьезны, так как они базируются на определенных теоретических концепциях. В представленном наборе аргументов правильно выявлены точки отхода от прежней командной экономики, которые делают невозможным возврат к старой экономической системе. Главной заслугой шоковой терапии стало то, что она позволила российской экономике перейти точку невозврата и открыла путь
иным способам регулирования
макроэкономических процессов, отличным от бюрократической координации. Но вопрос состоит в том, что иные способы координации не обязательно являются рыночными. Рынок не скрыт под иерархическими властными структурами, подобно песку, выступающему из-под морской воды во время отлива. Во всяком случае, это справедливо для России.
Разрешение данного вопроса может идти по многим направлениям. Так, продуктивным следует считать анализ трансакционных издержек в российской экономике, который позволяет "уловить" отдельные аспекты реальной действительности: компромисс между явными и скрытыми издержками, инфляционный потенциал трансакционных издержек и разброс цен
9
. Проблема возникает, когда существование трансакционных издержек становится основанием несовершенства рынков. Всеобщность
8
Aslund A. Hnw Russia Became a Market Economy, Brookings 1995.
этих издержек рискует тогда стать другой формой всеобщности рынка, в то время как именно всеобщее распространение рынка и есть цель российских реформ. Необходимо по крайней мере выявить связь между
несовершенством рынков
и
становлением рынка.
А. Улюкаев, член команды Гайдара, пытается охарактеризовать переходный период в России с системной точки зрения
10
. Можно резюмировать его исследование следующим образом.
1. Реформы заложили "основы развития капитализма в России". Первым условием этого является "формирование системы, отличной от адинистративно-командной (то есть рыночной, капиталистической в первом приближении)". Второе условие - либерализация, пусть неполная, цен, внутренней и внешней торговли, относительная стабилизация бюджетной и налоговой сфер и конвертируемость рубля.
Экономика и общество быстро "приспособились" к новой прото-рыночной экономической системе: неплатежи, непогашенные долги в контексте инфляции, рестриктивная денежная политика свидетельствуют об этом. Но тем не менее к концу 1993 г. Россия стала "страной с товарной экономикой, действующей по общим законам рыночной экономики" (а именно с активным влиянием денежных переменных на товарную сферу), "страной с капиталистической рыночной экономикой, хотя и еще недостаточно развитой".
2. Учитывая, что политический и экономический режим, установленный в России, без сомнения, является капиталистическим и что Россия переживает вторую попытку развития капитализма после периода 1861-1917 гг., А. Улюкаев ставит вопрос: "Какой капитал функционирует в российской экономике?" Российский капитал весьма специфичен и существует в двух видах:
"конкурентного капитала,
способного функционировать без государственного протекционизма и бюрократической опеки, ориентированного на открытость экономики и свободную рыночную конкуренцию, и
неконкурентного капитала,
который, сливаясь с государственной бюрократией, живет за счет государственного протекционизма и особых привилегий и преимуществ различного характера". Первый соответствует поведению, ориентированному на получение прибыли
(
profit
-
seeking
),
и интересам экономического развития, тогда как в основе второго лежит рентоориентированное поведение
(
rent
-
seeking
),
приводящее к разграблению ресурсов, которые могли бы использоваться в целях развития. К сожалению, в России с 1993 г. господствует неконкурентный капитал, придающий российскому капитализму характер "монополистического бюрократического капитализма, где политическая и экономическая власть не разделены". Но, как утверждает А. Улюкаев, "будущая политическая, экономическая и финансовая стабилизация, продолжение и углубление реформ усилят конкурентные тенденции", и переход к экономическому развитию потребует "широкомасштабных институциональных реформ", направленных на "достижение реальной автономии экономической власти по отношению к власти политичес-
кой, значительное сокращение государственного вмешательства в экономику..., развитие конкуренции и конкурентного капитала, ориентирование экономических субъектов на получение прибыли, а не ренты".
Но здесь возникает много вопросов концептуального характера. Если исходить из идентичности товарной и рыночной экономики -утверждение, с которым мы не можем согласиться, - понятие капитализма оказывается нечетко определенным. Капитализм, как кажется, приходит на смену плановой экономике, но он не идентичен рыночной экономике, хотя бы из-за своей двойственности, которая входит в противоречие с единством рынка. Но если "капитализм" характеризуется господством рентных отношений, отсутствием конкуренции и взаимовлиянием власти и экономики, что тогда остается от рыночной экономики?
Либерализация, безусловно, превратила иерархические отношения присвоения в децентрализованные коммерческие операции с безналичными денежными расчетами. Но значительная часть этих отношений между предприятиями основывалась на бартере, и они к нему вернулись как к своему естественному состоянию. Трудно объяснить практику бартера и неплатежей адаптацией к зарождающемуся рынку, как предлагает А. Улюкаев. Здесь, скорее, просматривается попытка уйти от новых правил игры. И если инфляция заменила дефицит, что, безусловно, свидетельствует о системном, фундаментальном и необратимом разрыве с прошлым, остается доказать, что распределение ресурсов осуществляется по рыночным законам и ценам.
Стабилизация денежной системы сама по себе не породила ожидаемого поведения: краткосрочные спекуляции до сих пор преобладают над инвестициями, а утечка капиталов продолжается. Здесь многое обусловлено отрицательными результатами приватизации, и их оценка требует разграничения частных и
приватизированных
предприятий. Последние очень часто, особенно в России, приватизировались в соответствии с паразитической логикой получения краткосрочных выгод, вне логики развития производства в целях получения прибыли. Права собственности плохо определены и плохо охраняются, в связи с чем многие предприятия, находящиеся в руках инсайдеров, сопротивляются изменениям. Значит, ни либерализация экономики, ни стабилизация, ни приватизация, которыми она сопровождалась, не смогли привести Россию к рыночной экономике. Как же быть в этом случае?
Историко-институциональный подход к рынку
Попробуем сформировать теоретическую базу анализа поставленных вопросов исходя из исследований, проводимых в университете Гренобля в русле трудов Б. Бийодо по "исторической и институциональной" макроэкономике". Его работы посвящены разработке общей теории институциональных форм современных обществ и основываются на концепции
" Billaudot R
I'orrlrnernnomiauc dc la societe modornp
T.'HnrmnH-.in
Pnri« iQQfi-
французской школы регулирования (Р. Буайе, М. Аглиетта), освобожденной от ее постмарксистских черт, и концепции английского социолога Э. Гидденса. Остановимся вкратце на основных выводах Б. Бийодо.
1.
Современное общество - это общество особого рода, где основополагающая неполнота личности
12
восполняется тремя институтами: деньгами, гражданством и именем. Общество этого рода существует в различных
видах
(характеризующихся соответствующими разновидностями институтов), например: социалистический тип государства, рыночно-капиталистический с использованием наемного труда и другие, только сейчас возникающие или еще не существующие.
2.
Социализация стремится решить проблемы неполноты человеческой личности, развертываясь в трех присущих
ей. регистрах,
характеризуемых как экономический, политический и семейный
13
. Эти регистры не являются отдельными областями общественной жизни, так как любая деятельность определяется всеми тремя регистрами одновременно.
Экономика вообще -
это регистр социализации экономической природы. Деятельность организуется в социальном пространстве в соответствии с различным
порядком.
При этом порядок - это не регистр. Он определен институционально и базируется на основополагающем социальном отношении, получая оформление за счет существования других социальных отношений, вытекающих из этого последнего". В современном обществе социальные отношения, являющиеся основополагающими для экономического, политического и семейного порядков - это соответственно деньги, гражданство и имя. "Деятельность экономического порядка - это та, которая строится в соответствии с денежными поступлениями"
15
. Именно за счет денег экономический порядок получает свою автономию.
3. Люди не имеют никакой априорной поведенческой базы, если не считать поведения, заключающегося в следовании правилам. Социализация, вытекающая из неполноты личности, ставит проблемы неопределенности, снимаемые путем установления связей или
социальных отношений,
в рамках которых развертывается любая общественная деятельность. "Социальное отношение создает одно или несколько различных мест в социальной системе, и их существование оформляется через систему правил"
16
. Социальное отношение (например, отношение наемного труда)
12
Двойственность желания того, что имеет другой (подражать/отличаться); двойственность структуры человеческого "я" (использование своей свободы/отказ от свободы воли); двойственность человеческого существования, тот факт, что неизбежность смерти даст ощущение жизни (быть/иметь).
13
Первый касается
"взаимоотношений людей по поводу производства, обращения и использования объектов, полученных от природы благодаря их труду". Два других относятся к взаимоотношениям по поводу "определения границ и обороны территории, занимаемой социальной группой", и "по поводу демографического воспроизводства населения".
Billaudot
B
/
Une
approchc
institutionnaliste
en
terme
dc
regulation
de
I
'
economie
de
marche
salariale
a
impulsion
capitaliste
;
IRPD
working
paper
,
mars
1997.
14
Billaudot B. La regulation economiquc.
15
Billaudot B. Enjcux ct implications d'un reexamcn des fondements de la theorie de la regulation, IRPD working paper, juillet 1997. 0.6.
предшествует
тем
микросоциальным
отношениям
,
которые
непосредствен
но
в
нем
устанавливаются
(
например
,
конкретное
отношение
наемного
труда
между
конкретным
работником
и
конкретным
работодателем
).
4. В современном обществе имеется два типа социальных отношений. Простые отношения создают одно место в социальной системе и определяют равноправные отношения между деньгами, гражданством и именем. Например, всеобщим основополагающим соглашением денежного отношения является следующее:
"Каждый согласен на выплату в денежной форме того, что кто-то другой ему должен"^
7
.
Сложные социально-экономические отношения (установленные при наличии денег) создают два места в социальной системе: предприятие/семья - в коммерческом отношении, работодатель/наемный работник - в отношении наемного труда и эмитент/держатель ценных бумаг - в финансовом отношении. Они состоят из одного принципа и пары составляющих, одна из которых - властная составляющая, а другая - составляющая распределения.
5.
Деньги логически и исторически предшествуют рынку.
Это значит, что рынок не является базовым способом координации рациональных субъектов
18
, создающим экономическую сферу. Якобы его катализатором впоследствии становятся деньги, позволяющие преодолеть бартер. Но какую проблему решают деньги? Проблему обращения, обмена. Денежное соглашение разделяет продавца и покупателя. Деньги не определяют стоимость обмениваемого товара. Следовательно, необходима соответствующая организация денежной системы, чтобы сформировать доверие к их покупательной способности: в современном обществе деньги базируются именно на гражданстве, их опорой является государство. Поэтому деньги привязаны к определенной территории, как система исчисления они носят национальный характер. При этом, когда мы встречаем соглашение между государствами такого же типа, как между продавцом и покупателем, в качестве соглашения мы получаем мировые деньги.
6.
Рынок
не следует смешивать ни с рынком товаров и услуг, ни с местом, где действуют определенные механизмы, как в стандартной экономике. Монетарная экономика не является рыночной по своей природе, так как имеются социально-экономические отношения, которые восходят не к рынку, а к коллективному действию. В единственном числе рынок -это соглашение, отличающееся от денежного соглашения.
Рыночное соглашение "для главных участников денежного отношения (коммерческого, наемного труда и финансового) заключается в соотнесении цены вещи, на которую направлена их сделка, с ценами, принятыми в других отношениях по поводу вещей того же типа, с целью ее установить"
19
.
7.
Отношение наемного труда -
это установление отношений между работодателями и наемными работниками. Соглашение наемного труда заключается в отделении работника от продукта его труда.
''Billaudot
В
. La regulation economique.
18
Даже если попытаться в дальнейшем объяснить существование других эко-
В обмен на произведенный продукт работодатель оплачивает труд работника в соответствии с его квалификацией.
Составляющая власти - или отношение наемного труда в узком смысле - закрепляет за каждым человеком квалификацию, признаваемую любым работодателем, обеспечивая для него возможность стать наемным работником. Составляющая распределения, напротив, организует конкуренцию между работодателями и осуществляет распределение людей, которые могут быть приняты на работу, по рабочим местам, ею определяемым.
При капитализме составляющая отношения наемного труда является рыночной, это рынок труда
(или, скорее, рынок рабочих мест). Этому соответствуют следующие правила: "для любого наемного работника - выбрать работодателя, который предлагает наибольшую оплату за тот же труд", а для работодателей - "не допускать снижения заработной платы ниже уровня, установившегося на рынке труда, чтобы найти работников на имеющиеся рабочие места или сохранить уже работающих"
20
.
8.
Коммерческое отношение
(отношение потребления) устанавливается между семьями и предприятиями. Традиционным условием для семейного хозяйства является продажа излишков в целях покупки того, чего оно не производит. "Современное коммерческое соглашение разделяет предприятие и семью, так как оно заключается в том, что покупки делаются на доходы, получаемые членами семьи от вне-семейной профессиональной деятельности"
21
, впрочем, необязательно носящей характер наемного труда.
За счет составляющей власти семьи отчуждают у предприятий возможность производить то, что хотят сами предприятия. Это соглашение определяет номенклатуру продуктов, которые семьи хотят потреблять, и необходимые промежуточные продукты. Для предприятий оно решает проблему продажи того, что соответствует платежеспособному спросу семей. Вторая составляющая решает проблему, у какого предприятия и по какой цене семья будет покупать эти продукты, и затем проблему взаимоотношений между предприятиями, восходящую к системе производства. Рыночное соглашение может управлять решением этой проблемы, которое будет в этом случае называться рынком товаров и услуг, функционирующим по следующим правилам: для предприятия -
акцентировать внимание на том, что продукт, который оно предлагает, соответствует норме, и устанавливать иену на него, по крайней мере равную рыночной, если оно хочет найти и сохранить клиентов,
а для клиента -
покупать у предприятия, которое предлагает продукт, представляющий наилучшее соотношение качества и иены.
9.
Финансовое отношение
основывается на разделении между промышленной сферой, играющей ведущую роль, и обществом, которое берет в долг у финансовой сферы. На индивидуальном предприятии все эти три составляющие объединены. Современное финансовое соглашение преодолевает традиционную форму - зарабатывать деньги с помощью денег,
"разделяя владение деньгами и право распоряжаться ими"
22
.
Это стало возможным благодаря
котирующимся на рынке цен-
20
Billaudot
В
. La regulation economique.
21
Ibid
.
22
Ibid
.
ным бумагам,
выпускаемым тем, кто вступает во владение деньгами (предприятие или государство в рамках государственного долга) и держателем которых становится финансирующая сторона. Эта ценная бумага означает право распоряжаться деньгами, так как ее оценка производится при каждом ее переходе из рук в руки, но она не означает ни деньги, ни кредит. В социальной сфере финансовое соглашение создает места эмитента и держателя. Его составляющая власти определяет номенклатуру ценных бумаг, финансовых продуктов, пользующихся спросом у держателей ценных бумаг. Составляющая распределения организует условия выбора заинтересованным лицом той ценной бумаги, держателем которой оно будет являться. Вместе с рыночным соглашением финансовое соглашение становится финансовым рынком.
Будущее российской экономики
Данная концепция вносит практический вклад в объяснение процесса системной трансформации и формирует инструменты системного анализа промежуточной ситуации, в которой находится Россия. Следование подобному подходу позволяет сделать вывод: это ни плановая социалистическая экономика, ни "рыночная экономика". Социалистическая экономика была квазисовременной в том аспекте, что в ней были развиты институты гражданства и имени.
Денежное соглашение, которое состоит в оценке товара или услуги в деньгах, а Затем в принятии оплаты в денежной форме,
было ведущим в отношениях между государством и семьями (заработная плата, потребление), но основывалось на ценовом диктате. Оно не выполняло полностью своих функций в отношениях внутри государства между "предприятиями": отношения государственного распределения ресурсов и плановое снабжение и сбыт продукции едва ли могут быть приравнены к обмену с оплатой в денежной форме. И тем более это касается нелегальных отношений двустороннего и многостороннего бартера между предприятиями. Отсюда весьма относительная автономность экономической сферы.
Переходный период "ремонетизировал" экономику с точки зрения расширения действия денежного соглашения, но не в том смысле, в каком это обычно понимается. Демонтаж плановой экономики позволил ввести денежное соглашение в отношения между предприятиями с указанными выше ограничениями. Но либерализация цен и конец дефицита означают лишь переход от товарной экономики с управляемыми ценами к товарной экономике со свободными ценами. Вернемся к выводу Б. Бийодо, что монетарная экономика сама по себе еще не является рыночной. Перемены осуществляются в значительной степени как раз на основе расхождения между этими двумя соглашениями. Определение уровня развития рынка в России требует анализа трех отношений: наемного труда, коммерческого и финансового, чтобы оценить, в какой степени составляющая распределения следует за рыночным соглашением, в соответствии с которым
"продукт, предлагаемый предприятием, равен по стоимости другому, предлагаемому к продаже другим предприятием, если эти два продукта имеют одинаковые потребительские характеристики"
23
.
В отношении наемного труда все проще, и рынок рабочих мест кажется достаточно развитым, каковым, впрочем, он и был ранее. Существует, правда, определенная неполнота, представленная "практикой закрепления кадров", с помощью которой российские предприятия стараются привязать к себе путем оплаты натурой часть персонала
2/|
. Часто наблюдающаяся тенденция оплаты натурой или невыплаты зарплаты представляет более серьезную опасность, так как она ослабляет не рынок рабочих мест, но
само отношение наемного труда,
затрагивая один из базовых принципов промышлешго развитой экономики.
Более проблематичным является развитие рыночного соглашения в коммерческом отношении, которое действует между семьями и предприятиями и, далее, между самими предприятиями. Его первая ступень, семейные предприятия, кажется, однако, вполне рыночной, при том, что сегментация рынка все-таки ограничивает действие рыночного соглашения и рынка. Отношения же между предприятиями, как было показано выше, имеют мало общего с рынком, так как они слабо монетизированы, а там, где денежные отношения играют большую роль, значителен
разброс цен.
Финансовое отношение - это то отношение, где российский рынок наименее развит, идет ли речь о ценных бумагах, дающих право собственности, или о ценных бумагах типа облигаций государственного займа. Финансовое отношение гипертрофировано до такой степени, что оно господствует над всей российской экономикой, в то время как рыночное соглашение практически не действует. Условия распределения ценных бумаг, следовательно, не являются четко определенными и могут вызвать недовольство заинтересованных держателей
Итак, Россия сегодня имеет
монетарную экономику с наемным трудом,
правда, с некоторыми ограничениями. Она пока не управляется рыночным соглашением, то есть
еще не является рыночной экономикой.
При наличии финансового отношения без финансового рынка и плохо установленных и плохо контролируемых прав собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с капиталистическим началом, даже монополистическим. Напротив, можно отметить, что это экономика
с финансовой олигархией,
осуществляющая отчасти первичное накопление капитала (формулировка, очень популярная в сегодняшней России).
Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики на базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен как раз и свидетельствует об отсутствии
единого
рынка. Эта трудность установления рыночного соглашения и служит одним из проявлений российской специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет постсоветский "первый мир" от "второго мира"
25
Центральной Европы.
23
Billaudot
В
. La regulation economique.
24
Amarillo H. Un chomage "reprime": la transformation des politiques d'cmploi dcs entreprises industriclles en Russie (1992-1994), These de doctorat, LEST-CNRS, Aix en Provence, 1997.
25
Samson I. Transition et regulation, note pour un programme de recherche, GTD working paper, UPMF Grenoble, dec. 1997.
Основные очаги сопротивления рынку находятся в России за пределами производственной системы, вдали от давления конечного платежеспособного спроса. Напротив, они близки к власти как к центральной, так и региональной.
Чего же не хватает России, чтобы перейти к рынку? Прежде всего -правовой регуляции, которая не выступает в России частью исторического наследства. Право определяет отношения между равными - правила игры, одинаковые для всех и являющиеся предпосылками установления рыночного соглашения. Это именно то, что обычно называют конкуренцией. Напротив, российская вертикальная организация способствует тому, чтобы систематически избегать этого правила. Установка на получение ренты - это российская традиция. Выторговывание послаблений, особых-преимуществ было характерно уже для дореволюционной России. Это было свойственно и коммунистическому периоду с его "административным рынком", где осуществлялся торг по поводу бюджетных ресурсов предприятий. Все это справедливо и для сегодняшнего переходного периода.
Каково возможное будущее российской экономики?
Первый путь состоит в следовании традиционной схеме, согласно которой модернизация российского общества осуществляется "сверху", государством или правящей верхушкой. Это как раз путь, выбранный российскими реформаторами, но "завязший" в олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации такого сценария является усиление центральной государственной власти, которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону авторитарности.
Второй сценарий ведет к формированию слабого государства и победе финансовой олигархии. Это катастрофический сценарий с экономическим застоем и огромной социальной дифференциацией за счет перераспределения ренты, что наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже в Африке. Вполне возможно вмешательство армии для обеспечения социального мира. Способна ли в таком случае финансовая олигархия изменить свое поведение и стать основным субъектом модернизации страны, борясь с установками на получение ренты? Подобное возможно лишь при угрозе наступления политических изменений, опасных для олигархии, которая решит тогда объединить силы реформаторов, чтобы выжить, и революционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.
Может быть, Россию спасет третий сценарий, к сожалению маловероятный. Это - демократический вариант, требующий прихода к власти новых людей, способных предложить план развития, который найдет отклик у населения. Основным условием является "освобождение" бюджета от финансовой олигархии. Сценарий был бы в данном случае близким к польскому: инициатива мелких предпринимателей постепенно изменила бы соглашения и правила игры, действующие в экономике, которые затем распространяется на крупные приватизированные предприятия, враждебно относящиеся к изменениям. Можно поручиться, что при таком сценарии впервые в своей истории российское общество может модернизироваться "снизу".
Перевод с французского С. Малахова