раздел
"Зарубежный опыт"
Государственное управление при переходе от планового хозяйства к рыночному
НИКОЛА КОЙЧЕВ
доктор экономики, народный представитель Народного собрания Республики Болгария,
член Международного издательского совета журнала
"Проблемы теории и практики управления"
• Что действеннее - "невидимая рука" рынка или "невидимая рука" государства?
• Функции государства распространены практически на все сферы социально-экономической жизни
• Неудачи реформирования экономики Болгарии объясняются неудовлетворительным управлением
На протяжении всего текущего столетия экономисты, как теоретики, так и практики, постоянно спорят об
экономической роли государства
. Дилемма "либерализм Адама Смита" или "регулятивизм Джона Кейнса" приобретает практическое значение в зависимости от объективных внутренних и внешних экономических и политических условий, теоретических "модных" концепций и субъективных взглядов людей, находящихся у власти.
Конечно, крайнее проявление этих тенденций, так сказать в чистом виде, на практике нереально. Невозможны как полная экономическая свобода, основанная только на воздействии "невидимой руки" рынка по Адаму Смиту, так и полный, тотальный интервенционизм государства в хозяйственных отношениях (даже при наличии командно-административной системы в бывших социалистических государствах плановое хозяйство управлялось сообразуясь с рынком).
Является ли либерализм действительной причиной экономического процветания?
В пользу либерализма обычно выдвигаются следующие доводы:
• доминирование частной собственности порождает экономическую свободу;
• спрос и предложение являются определяющими факторами производства, торговли и технологического прогресса;
• интернационализация хозяйственных процессов сводит на нет участие в них государства.
В качестве доказательства эффективности либеральных экономических отношений приводятся высокий жизненный уровень в развитых индустриальных странах. Считается, что здесь хозяйства якобы функционируют и развиваются только под влиянием "невидимой руки" рынка. Практически же, по моему мнению, экономические отношения в этих странах эволюционируют, скорее, благодаря "
невидимой руке" государства. Они осуществляются на основе сформированных в течение десятилетий таких экономических атрибутов государства
, как:
• стабильное хозяйственное (торговое, финансовое, антимонопольное, трудовое, отраслевое и т.п.) право;
• уважение и соблюдение нормативных (зафиксированных в законах и подзаконных актах) правил деловых отношений;
• лояльность административных органов и их служащих к государству (а через него к населению), чьи интересы они защищают;
• надзор за экономическими субъектами со стороны административных органов, которые часто наделены правами на санкции;
• высокая деловая культура и профессиональная этика;
• профессиональный, коллегиальный самоконтроль отраслевых гильдий, ассоциаций и других неправительственных организаций.
Основные экономические
функции государства
Среди многообразных функций государства с экономикой связаны следующие:
•
нормативная
- законодательное (а также в подзаконных актах) установление правил экономических отношений;
•
клиентская
- государство выступает как заказчик и покупатель продукции национального хозяйства для армии, полиции, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;
•
собственническая
- практически все государства имеют смешанную экономику с различным соотношением частной и общественной собственности;
•
финансово-распределительная (фискально-бюджетная)
- обеспечение денежных ресурсов для организации и функционирования государственного строя;
•
гуманитарно-социальная
- создание условий для воспроизводства и развития человеческого капитала, включая социальное обеспечение, образование, здравоохранение, приобретение и повышение квалификации и т.д.;
•
прогнозно-плановая
- проектировка перспективного состояния национального хозяйства (речь идет не о директивном планировании, а об индикативных планах, устанавливающих цели развития экономики в целом и ее отдельных отраслей). Центральные плановые органы работают в ряде государств с рычноным хозяйством
- Японии (Агентство экономического планирования), Республике Корея (Центральный институт планирования), Франции (Субминистерство плана), Турции (Министерство экономики и планирования) и др.;
•
ресурсно-распределительная
- реализация правил распределения лимитированных национальных природных ресурсов;
•
координационно-синхронизующая
- обеспечение пропорциональности национального хозяйства в отношении экономических секторов (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг), отраслей и подотраслей, продуктовых групп, рынков, социально-экономической структуры общества и т.д. (в рыночных условиях и переходном периоде эта функция должна осуществляться в большей мере фискально-кредитными методами, чем административными);
•
лицензионно-разрешительная
- конкретизация в интересах общества общих правил применительно к организации определенной деятельности;
•
контрольно-санкционирующая
- обеспечение соответствия фактически осуществляемой деятельности правилам ее организации;
•
инвестиционно-технологическая
- формирование национальной научно-исследовательской, инвестиционной и инновационно-технологической политики;
•
сертификационно-стандартизационная
- установление технико-эксплуатационных норм и обеспечение обязательной унификации изделий;
•
правозащитная
- обеспечение юридических гарантий и защиты экономических интересов участников хозяйственных отношений;
•
охранно-защитная
- определение правил и организация охраны имущества экономических субъектов;
•
экологозащитная
- установление правил и требований по защите окружающей жизнеобеспечивающей и природной среды;
•
медико-санитарная
- определение требований по технике безопасности и охране труда, фитосанитарная защита и т.д.;
•
пропагандно-мотивационная
- информирование и мотивация населения в целях поддержки правительственных инициатив.
Опыт Болгарии
Болгарский опыт перехода к рыночной экономике, к сожалению, нельзя назвать удачным. Макроэкономические показатели, характеризующие ход хозяйственной реформы в стране, свидетельствуют прежде всего о плохом управлении.
За семь лет либерализации экономических процессов (с февраля 1991
г.) ВВП упал более чем на 30%; промышленное производство сократилось в 2 раза; инфляция, определенная на основе розничных цен, превысила 80 000% (рост цен в 800 раз); в государственном и кооперативном секторах убавилось около 50% рабочих мест, тогда как частный сектор восстановил лишь половину от них; развилась масштабная теневая экономика (по разным оценкам, на нее приходится от 20 до 40% ВВП); произошло невиданное расслоение общества по имуществу и доходам
- при 80% общественной собственности на личных счетах оседает до 90% прибыли, полученной в производстве и торговле; появилась и расширяется массовая бедность
- свыше 85% населения получает доходы ниже прожиточного минимума.
Причины социально-экономического срыва в значительной мере носят управленческий характер и видятся в следующем.
1.
Преждевременная, неадекватная объективным условиям либерализация
. Государство необоснованно рано устранилось от выполнения своих обязанностей регулятора и собственника. Доверчиво воспринимались слабообоснованные неолиберальные идеи и реализовывались соответствующие рекомендации западных экспертов, никто из которых не имел опыта
- ни в теории, ни в практике
- замены плановых социалистических отношений на рыночные. Более того, нам навязывались формы отношений, не применяемые в их странах (например, развивать сельскохозяйственное производство без субсидий).
2.
Ошибки в институционализации рыночного хозяйства
. Развитие рыночной инфраструктуры опоздало. Фондовая биржа начала работать в октябре 1997
г., тогда как уже пять лет шла масштабная приватизация. Из-за отсутствия координирующего государственного органа в виде министерства экономики реформа проводилась без четкой целеустановки, без общей концепции и модели национального хозяйства, без прогнозов. Основные государственные органы и службы
- налоговая и таможенная администрация, экономическая полиция и суд
- не выполняли своих обязанностей, проявляли нелояльность к обществу. Широкий размах получила коррупция.
3.
Частая смена управленческих кадров
. На предприятиях это произошло 2-4 раза, в центральных и региональных государственных ведомствах
- совершалось после каждых выборов (за восемь лет парламентские выборы проводились уже 4 раза). В результате сфера управления теряла опытных руководителей и специалистов, разрывались межличностные связи, подрывалось основанное на них доверие, нарушалась преемственность. В обстановке организационной нестабильности многие работали без видения перспективы служебной карьеры и вверенного им дела.
В органы центральной власти пришли новые люди
- молодые теоретики из университетов, которые раньше отличались красноречием на митингах и массовых собраниях, а теперь стали "государственными мужами". Они обладают сравнительно хорошей теоретической подготовкой и знакомы (в основном по литературе) с экономической практикой "рыночных демократий", но не имеют ни управленческого опыта, ни ясных представлений о болгарском национальном хозяйстве как объекте управления и реформирования, из-за чего часто проявляют управленческую наивность.
4.
Практическая ликвидация прикладной и отраслевой науки
. Численность занятых в научной сфере уменьшилась более чем в 3 раза. Восьмой год в болгарском хозяйстве продолжается технологический и инвестиционный застой. Как следствие, изделия отечественной промышленности теряют конкурентоспособность и рыночные позиции.
5.
Неправильная финансовая политика
. С начала реформ доходы госбюджета, выраженные в процентах ВВП, сократились в 2 раза. Поскольку ВВП снизился на 30%, государство практически располагает лишь 1/3 бюджетных средств, которыми оно оперировало на рубеже 80-х - 90-х годов. Реформы в бюджетных организациях пока не начались. Поэтому из-за нехватки денег ухудшается состояние армии, полиции, закрываются медицинские учреждения, школы и детские сады. Средняя заработная плата в непроизводственной (бюджетной) сфере в 2 раза ниже, чем в материальном производстве.
Вследствие доминирования монетаристской концепции разорвались связи между финансово-кредитной системой и реальной экономикой. Работающий сам на себя банковский сектор вошел в глубокий кризис.
Что касается создания законодательной базы рыночной экономики, то как народный представитель Народного собрания отмечу, что работа идет достаточно плодотворно. Каждые два из трех принятых законов
- экономические. За семь лет вступили в силу более 150 таких законов. Конечно, одной только нормативной базы для эффективного управления и реформирования национальной экономики недостаточно. Необходимо выработать рыночную культуру, мышление, поведение, а также проявить волю в проведении настоящих преобразований.
Доклад на международной научной конференции "Наука управления на пороге
XXI
века"