раздел
"Зарубежный опыт"
Проблемы теории и практики управления 4/01
Экономическая политика: стратегия и тактика
Трансформации в Болгарии: результаты, ошибки, перспективы
НИКОЛА КОЙЧЕВ
доктор экономических наук, профессор (Болгария)
• Переходный период в болгарской экономике характеризуется устойчивым ухудшением всех основных показателей
• Среднемесячная зарплата болгарина в 25 раз ниже зарплаты наемного работника в Германии
• Экономический кризис можно преодолеть путем государственного
регулирования на макроуровне и либерализации деятельности предприятий и фирм
Осенью 1989 г. начался интенсивный распад мировой социалистической системы. Страны Центральной и Восточной Европы взяли новый курс развития национального общества – от тоталитаризма к демократии и от командно-административной экономики к социальному рыночному хозяйству. Внешняя политика переориентирована диаметрально в противоположную сторону – с Востока на Запад. Координационной столицей вместо Москвы стал Вашингтон. Начались радикальные перемены в политическом и социально-экономическом устройстве 27 постсоциалистических суверенных республик. Одной из них была Болгария.
Политическая система
Датой рождения новой демократии является 10 ноября 1989 г. – день, когда Центральный комитет Болгарской коммунистической партии сменил своего генерального секретаря, руководившего страной несколько десятилетий.
К сожалению, трансформации начались без ясного представления о параметрах будущего государственного устройства, без попытки даже в самом общем виде представить стратегию и путь развития. Главное – от социализма. Но к чему? К классическому или государственному капитализму, посткапиталистическому или постиндустриальному обществу? Эйфория отринула все достигнутое – и социальные достижения, и материальную культуру.
В течение нескольких недель в Болгарии возникли десятки партий. Достаточно было одной даже мало осмысленной, но эмоциональной речи на митинге, чтобы оратор стал лидером. Новая элита, представленная преимущественно университетскими и научными деятелями, наивно полагала, что за считанные месяцы, сменив управленческую номенклатуру, конституцию и несколько законов, Болгария может превратиться в развитую рыночную демократию.
Однако реальности упорядочили ход событий в логическую цепочку: “круглый стол”
– для диалога основных политических субъектов, досрочные парламентские выборы,
новая Конституция
, которая была принята в середине 1991 г. при доминирующей роли социалистов (бывших коммунистов) в Великом народном собрании (парламенте). Главные принципы нового Основного закона – Болгария является парламентской республикой с политическим плюрализмом, социальной рыночной экономикой и гарантиями основных прав и свобод граждан.
За 12 лет трансформаций
политический плюрализм
воплотился в 200 партий, союзов, движений и других организаций, практически слившихся в 3 – 4 объединения – Болгарскую социалистическую партию, Союз демократических сил, Движение за права и свободы, а также в ряд политических коалиций во главе с демократами, социал-демократами и земледельцами.
Реально политическая модель Болгарии стала двухполюсной.
После “революции” 4 раза проходили
парламентские выборы
, страной управляли
7 обычных и 2 служебных составов правительства
, общей чертой которых было стремление к либеральным методам руководства. В целом основные политические характеристики переходного периода сводятся к следующим моментам:
•
демократия и плюрализм
политической жизни;
•
плюрализм собственности и либерализация экономических отношений
;
• восстановление
основных свобод граждан
– свободы слова, свободного передвижения в стране и за рубежом, демократизация индустриальных отношений с правом на социальные и политические протесты;
• активная, но однонаправленная прозападная внешняя политика;
• большая динамика
смены лиц на политической сцене
, вызванная высокими темпами обновления, опытом, ошибками и даже межличностными интригами и лидероманией.
Этот переход сопровождался деформацией в политических отношениях:
• в институтах и органах власти без критической оценки внедрялись неэффективные для национальной специфики
иностранные модели управления
;
• ложно понимаемый либерализм и свертывание важных функций государства ухудшили состояние основных государственных систем –
армии, полиции, суда
;
• западная лояльность публичной администрации к государству и населению; развивается патологическая
коррупция
;
• слабый финансовый и административный контроль создал условия для ненормально высокого удельного веса
теневой экономики
;
• слабость власти позволила развиться организованной
преступности
;
• беспринципное и аморальное перераспределение собственности и плохой банковский надзор сформировали уродливую социальную защиту общества.
В ходе трансформации политической системы Болгарии допущены серьезные ошибки. Потому и путь к конечной цели проходит зигзагами, с поворотами в обратную сторону и крутыми спусками. Допущено много ошибок и в кадровых назначениях. Как правило, на высокие государственные должности выдвигались теоретики, не имеющие управленческого опыта. Они, допустим, хорошо знали иностранные модели демократии, но не имели представления о Болгарии как объекте управления и реформирования. Дефицит государственной зрелости управленцев позволил чрезмерное иностранное вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику суверенного государства. Советниками оказались представители иностранных правительств, международных финансовых институтов, консалтинговых фирм и даже ученые и эксперты, не имевшие опыта трансформации постсоциалистических отношений. Большой ошибкой переходного периода стала и перманентная конфронтация управленцев и оппозиции; взгляды левых и правых по основным политическим проблемам, как правило, были противоположными.
Экономика
Переходный период в Болгарии характеризуется
резким ухудшением всех важнейших экономических показателей
. Сократился объем ВВП, устойчивый спад наблюдается в промышленном и аграрном производстве, внешней и внутренней торговле, снизилась покупательная способность государственного бюджета, занятость населения, страна переживает инвестиционный и инновационный застой. Ухудшение экономической ситуации подтверждают и косвенные индикаторы – многократно уменьшились объемы грузоперевозок, сократилось энергопотребление для производственных целей.
Спад ВВП
составил 29% (рис. 1). В долларовом же эквиваленте этот показатель еще хуже – падение достигло 44% с 21,8 млрд долл. в 1989 г. до 12,3 млрд долл. в 2000 г. Уменьшение товарного производства изменило структуру валового продукта – произошло сокращение удельного веса промышленности, тогда как доля услуг выросла, даже без развития рынка капитала или превращения Болгарии в региональный банковский и биржевой центр.
Промышленное производство
уменьшилось в 2,5 раза. Первый срыв произошел в 1990
г. из-за развала социалистической экономической интеграции. В дальнейшем негативное влияние оказали такие факторы, как политические и экономические ошибки, шоковая либерализация кредитов, валютных и ценовых отношений, бездумная приватизация, сокращение платежеспособного внутреннего спроса, бесконтрольный импорт товаров, не прошедших таможенное оформление, и др.
Многократно сократился
аграрный сектор
. Производство промышленных культур – зерна, табака, винограда, фруктов снизилось в 2 – 2,5 раза, а сахарной свеклы – в 18 раз! В 2,5
– 3,5 раза уменьшилось поголовье сельскохозяйственных животных – коров, свиней, овец, птицы. В тяжелом положении оказалась пищевая промышленность – производство консервов упало в 23 раза /!?/, мясопереработка снизилась в 6 раз, виноделие – в 2 раза. Болгария, бывшая мировым лидером по выпуску табачных изделий, сократила эту деятельность в 3,5 раза. Тем не менее продовольственному балансу страны ничто не угрожает.
Значительно хуже стал
внешнеторговый обмен
. Годовой товарооборот снизился с 14,5 млрд долл. до 9,8 млрд., при этом экспорт уменьшился с 7,5 млрд в 1989 г. до 4,5 млрд в 2000
г. Резко дебалансировано торговое сальдо с Россией и другими странами СНГ – соотношение “экспорт : импорт” составляет сегодня 1 : 7!!! Эта деформация также является следствием большого числа ошибок во внешней торговле, таможенной и транспортной политике.
Болгария имеет большой
внешний долг
– более 10,5 млрд долл. (1300 долл. на душу населения). Положение осложняется тем, что отношение величины долга к ВВП составляет 85%, а экспорта к долгу – 42%.
Слабая экономика формирует и слабый
государственный бюджет
. В состоянии хронической нехватки денег работают все общественные структуры, находящиеся на бюджетном содержании. Покупательная сила бюджетов общин (муниципалитетов) сократилась в 3 раза. В частности, на оборону планируется выделить 3,3% ВВП – сравнительно высокий показатель по международным стандартам. Однако из этой суммы на перевооружение армии направляется лишь 6%!
Старт экономическим реформам дан в феврале 1991 г. – через год после “революции”. Причем первым действием властей стало введение
полной либерализации
цен, доходов и валютных курсов. Мера оказалась шоковой
– у хозяйствующих субъектов не было времени, чтобы подготовиться к новым условиям кредитования и валютных расчетов. Это нанесло второй удар по национальному производству. В результате в мирное время всего за два года оно упало в 2 раза.