Владимир ПОПОВ, профессор Российской экономической школы
Почему Китай становится центром мира? Задайте такой
вопрос экономисту — и он будет рассуждать о последних
десятилетиях экономических реформ (с 1978 г.), в крайнем
случае — о коммунистическом периоде (с 1949 г.). Задайте
этот же вопрос историку — он начнет рассказ с III
тысячелетия до н.э.
У истоков империи
«Чжун го» — срединное государство, так назывался Китай раньше,
так он называется сейчас. Многие народы думали, что они
находятся в центре мира, но немногие пронесли это
представление через всю свою историю. Китай же как минимум три
тысячелетия был самым могущественным государством в Восточной
Азии и, следовательно, до XVI в., до европейского Возрождения
и Великих географических открытий бесспорным центром мира в
его тогдашних границах. В своих вассальных государствах —
Корее, странах Юго-Восточной Азии — Китай раздавал звания и
титулы, подтверждал полномочия правителей, посылал войска для
поддержки одних и наказания других, разрешал использование
китайского календаря и т. д.
Сознание своей центральности, безграничности и вечности
отличало всех китайских правителей. Как говорилось в одном из
танских императорских манифестов, «времена года следуют друг
за другом в гармоничной последовательности, простой народ
изобилен и продолжает множиться, ход колесниц и способ письма
унифицированы на всей территории — в ширине колеи и начертании
знаков уже достигнуто великое единство». Согласитесь,
чувствуются эпохальность и перспектива в таком подведении
итогов правления, это не похоже на теперешние «за отчетный
период удалось добиться существенного улучшения платежного
баланса».
До XVI в. по уровню ВВП на душу населения и технологии Китай
либо превосходил все другие цивилизации, либо не отставал от
них. Памятники материальной культуры эпохи династии Цинь III
в. до н. э. — скульптуры, оружие, гончарное искусство,
обработка металлов, стекла и камня, архитектура и водопровод —
не уступают греческим и римским. Компас, бумага, порох,
книгопечатание, фарфор, шелк — все это было изобретено в Китае
задолго до того, как было «снова изобретено» в Европе или
импортировано из Китая. Китайские астрономические хроники
считаются лучшими в мире. За 3000 лет, со времени династии
Инь, правившей еще до XI в. до н.э., и до 1911 г., китайские
звездочеты зафиксировали и описали 360 комет. Они же первыми
описали комету Галлея в 613 г. до н.э. и рождение сверхновой
звезды в XIV в. до н.э.
Как говорят историки, китайская цивилизация уникальна в
нескольких отношениях. Во-первых, конечно, иероглифы, которые
выросли из примитивных картинок. Удивительно не то, что
иероглифы произошли из стилизованных изображений — все древние
письмена изначально были пиктограммами, — а то, что иероглифы
сохранились до наших дней. Ведь другие народы — кто раньше,
кто позже — перешли на алфавит, а в Китае ничего подобного не
произошло. В Японии в VIII—IX вв. изобрели в дополнение к
иероглифам две слоговые азбуки — хирагану и катакану: первая
используется для записи предлогов, суффиксов и коротких слов,
вторая — для записи иностранных слов, но корневые части
большинства слов все равно пишутся иероглифами. На хирагане и
катакане можно написать все что угодно — и это будет абсолютно
понятно; собственно говоря, книжки для детей и учебники
японского (первые уроки) пишутся на хирагане. Однако потом
дети все равно учат иероглифы — примерно так же, как в 3—5 лет
детям дают «хаси» — палочки для еды, хотя до этого разрешают
есть «по-простому», вилкой. Во времена послевоенной оккупации
Японии генерал Макартур, склонный к простым решениям, пытался
ввести в Японии «ромадзи» — латинский алфавит, но реформа не
прижилась. В Корее на свой, корейский, алфавит — хангыль,
который языковеды называют наиболее совершенным и научно
обоснованным в мире, перешли в XV в., хотя образованные люди
всегда знали китайские иероглифы — теперь их опять учат в
школе, хотя одно время и не учили. В коммунистическом Китае
были планы перейти на латиницу, чтобы облегчить достижение
грамотности, но они так и не осуществились.
Во-вторых, китайская цивилизация отличается от всех других
огромным массивом древних рукописей — письменных
документов-памятников, фиксирующих историю страны на
протяжении пяти тысячелетий. Археологически подтверждено
существование династии Шань-Инь (XVI—XI вв. до н.э.), первые
образцы китайской письменности восходят к XVI в. до н.э.
(гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах),
однако в более поздних источниках события китайской истории
записаны начиная с тысячелетнего периода правления мудрых
отцов-прародителей в III тысячелетии до н.э. В беспрецедентно
многочисленных письменных сочинениях и исторических
повествованиях, многие из которых дошли до нас в редакции
Конфуция (VI—V вв. до н.э.), детальность описания событий и
фактов тоже беспрецедентна. Как считают историки, по охвату
событий и фактографической насыщенности китайское
историописание не имеет сколько-нибудь близких аналогов в
мировом письменном наследии.
И наконец, в-третьих, ни в одной культуре мира почитание
предков не приобрело такого влияния на духовную жизнь, как в
Китае. Началось все это еще до Конфуция — в эпоху Шан-Инь
(XVI—XI вв. до н.э.) правители почитали прародителя Шанди
(«Верховное божество» и первопредок иньцев), а при
последовавшей затем эпохе Чжоу на смену Шанди пришел культ
Неба, чжоуские государи носили священный титул Сына Неба.
Собственно, со всеми ранними божествами китайские правители
состояли в близких родственных отношениях. Ну а после Конфуция
сыновняя почтительность и уважение родителей были возведены в
разряд главных добродетелей, на которых покоится правильное
государственное устройство.
Все три уникальные характеристики китайской цивилизации, как
легко заметить, связаны одной общей идеей — преемственности.
Почтение к предкам определило непрерывность традиции и
накопление письменного наследия, а на алфавит в Китае не
перешли, потому что огромное письменное наследие не пожелали
обесценивать. При всех катаклизмах пятитысячелетней китайской
истории революций в культуре даже во времена «культурной
революции» по сути не было, были только реформы — изменение
одного при сохранении другого. Так что Британию называют
страной традиций по чистому недоразумению; Китаю такое
название подходит гораздо больше. По словам китаеведа Михаила
Ермакова, «уникальность китайской цивилизации — древнейшей
среди современных — заключена в непрерывавшейся линии
преемственности, связавшей глубокую древность с настоящей
реальностью, сохранившей черты прошлых веков для будущих
поколений, создавшей особый склад китайского ума, обращенного
в будущее через призму прошлого».
В Средние века Китай фактически оказался одной из немногих
старейших цивилизаций, не утратившей преемственности со своими
древними корнями. Месопотамия и Египет, Греция и Рим, арабские
халифаты и монгольские ханства рушились под натиском
завоевателей, а в Китае одна династия сменяла другую. Только
дважды Китай был завоеван — монголами в XII в. н.э.,
основавшими затем свою династию Юань (1279—1368 гг. н.э.), и
маньчжурами в XVII в., основавшими последнюю китайскую
династию Цин (1644—1911 гг.), но завоеватели неизменно
окитаивались и поглощались огромной цивилизацией.
История унижения
Еще и в 1820 г. Китай, население которого составляло тогда 342
млн человек против 122 млн во всех странах, которые теперь
называют Западом, превосходил по объему ВВП все остальные
государства (хотя уже и отставал в два раза по уровню ВВП на
душу населения от Запада) и только позже уступил первое место
Британии. В 1830 г. на страны, которые потом стали называться
«третьим миром», приходилось 60% мирового производства
обрабатывающей промышленности, в том числе на Китай — порядка
30%.
К европейцам китайцы поначалу относились как к варварам,
европейская техника не производила особого впечатления на
китайских правителей, за исключением часов, которые императоры
скупали и коллекционировали. В 1792 г., после американской
войны за независимость и Великой французской революции, когда
Европа уже вступила в эпоху просвещения, английский король
Георг III отправил китайскому императору послание с
предложением развивать торговые связи и торговую миссию с
образцами английских товаров. Император Цянь-лун ответил
буквально следующее: «Я прочел Ваше послание; искренность, с
которым оно написано, обнаруживает уважительное смирение с
Вашей стороны, достойное высокой похвалы… Чтобы показать свою
преданность, Вы также послали мне образцы изделий из Вашей
страны… Властвуя над огромным миром, я не имею другой цели,
кроме как поддерживать совершенное управление и гарантировать
исполнение государством его обязанностей. Странные и
изобретательно сделанные предметы не представляют для меня
интереса. Я не могу найти применения изделиям из Вашей страны.
Вам надлежит, о король, уважать мои чувства и выказывать мне
еще большую преданность и лояльность в будущем, так чтобы
вечной покорностью нашему трону Вы смогли обеспечить мир и
процветание Вашей стране. Трепетно подчиняйтесь и не
проявляйте небрежения».
Богатеющая Европа, конечно, и не думала трепетно подчиняться.
Накапливающемуся капиталу нужны были рынки, и для их
завоевания он готов был использовать не только низкие цены
товаров, но и настоящую тяжелую артиллерию. Отставание Китая
началось в период новой истории, с XVI в., когда на Западе
стал развиваться капитализм; в XIX же в. это отставание резко
ускорилось и привело к изменению баланса сил — к разделению
мира на индустриальный центр и зависимую колониальную
периферию. К 1913 г. на долю промышленных стран Запада
приходилось уже почти 80% мирового промышленного производства,
а на Китай — менее 10%. В XIX в. отставание Китая привело к
невиданному национальному унижению — порабощению западными
державами и превращению в полуколонию. Проиграв «опиумные»
войны в 40—50-х гг. XIX столетия, Китай вынужден был подписать
кабальные договоры, открывшие китайские порты для иностранной
торговли, предоставившие иностранцам экстерриториальные права
и зафиксировавшие таможенные пошлины на 5-процентном уровне.
Вот уж когда наступили полная глобализация и свобода! Даже
опиум, который англичане производили в Индии, в Китае стал
продаваться без ограничений по требованию англичан, не имевших
других конкурентоспособных товаров для оплаты чая,
импортируемого из Китая. С тех пор 100 лет Китай вкушал плоды
политики экономической либерализации и открытости — китайские
таможенные тарифы были одними из самых низких в мире — 4% в
1913 г. и 8,5% в 1925 г. против порядка 30% в США в эти же
годы. Интервенции иностранных войск следовали одна за другой —
в 1860 г. во время очередного вторжения английских и
французских войск императорский летний дворец на северной
окраине Пекина, построенный в западном стиле, был разграблен,
сожжен и превращен в руины, чтобы скрыть следы грабежа. Эти
руины и сегодня там, в парке Юаньмин юань, рядом с Пекинским
университетом, — напоминание о цивилизаторской миссии
европейцев. Командующий англо-французскими войсками лорд
Элгин, отдавший приказ сжечь дворец, палач китайского народа и
по сегодняшним меркам — военный преступник, ранее был
английским губернатором Британской Северной Америки (Канады) и
прослыл либералом, симпатизировавшим идее самоуправления. Его
имя и сегодня носит одна из центральных улиц канадской столицы
Оттавы…
В 1900 г. 60-тысячная армия восьми империалистических держав
(Германии, России, Англии, Франции, США, Японии, Италии и
Австро-Венгрии) вторглась в Китай и навязала очередной
кабальный договор, наложивший на Китай контрибуцию и
установивший международный контроль над важнейшими доходами
империи для обеспечения ее выплаты, разрешавший иностранцам
держать в Китае войска для защиты интересов иностранных
подданных и обязывавший китайское правительство наказывать
смертной казнью за всякое антииностранное выступление.
«Могли ли китайцы не возненавидеть людей, которые приезжали в
Китай только ради наживы, которые пользовались своей хваленой
цивилизацией только для обмана, грабежа и насилия, которые
вели с Китаем войны только для того, чтобы получить право
торговать одурманивающим народ опиумом (война Англии и Франции
с Китаем в 1856 г.), которые лицемерно прикрывали политику
грабежа распространением христианства?» — писал Ленин в 1900
г. об очередном вторжении в Китай.
Ни свержение императора в 1911 г., ни буржуазные прорыночные
реформы Гоминьдана не принесли с собой экономического
процветания. Результаты либерализации и рынка были
катастрофическими: китайский ВВП на душу населения,
составлявший в 1400 г. и в 1820 г. примерно 500 долл. в ценах
1985 г., с тех пор таким и остался — 539 долл. в 1900 г., 498
— в 1913 г. и 454 — в 1950 г. Между тем Запад шел вперед
семимильными шагами, так что разрыв в уровнях экономического
развития углубился так, что превратился в пропасть. Если в
начале XIX в. Китай отставал от США по уровню подушевого ВВП в
два раза, то к 1950 г. — в 20 раз. Это был предел падения и
унижения «срединной империи» — уровень жизни в 5% от
американского и продолжительность жизни 35 лет, чуть ли не
вдвое ниже, чем на Западе, полуколониальный статус и полная
неспособность противостоять непрекращающимся иностранным
агрессиям.
50 лет великих побед
Победа компартии в гражданской войне и провозглашение
Китайской Народной Республики в 1949 г. были не столько
социалистической революцией, сколько национальным
освобождением. Заключительные слова Мао, провозгласившего
образование КНР на многотысячном митинге на площади
Тяньаньмэнь 1 октября 1949 г., были отнюдь не
марксистско-ленинскими, а, скорее, националистическими:
«Китайский народ в конце концов поднялся с колен!» В
последующие три десятилетия экономического либерализма и
открытости в Китае стало меньше, если не сказать — не стало
совсем, однако темпы развития ускорились — Китай впервые за
почти 500 лет перестал отставать от западных стран и даже
немного сократил разрыв. Среднегодовые темпы роста,
составлявшие 0,8% в 1890—1913 гг. и 0,1% в 1913—1950 гг., в
1950—1973 гг. выросли до 5,8%. Да и в период «большого скачка»
конца 50-х, и в период «культурной революции» второй половины
60-х китайская экономика все время росла, росла не переставая,
производство все время увеличивалось, так что в среднем за три
десятилетия дореформенного периода (1949—1978 гг.) вышло
примерно 5% роста в год. Немногие развивающиеся страны могут
похвастаться таким быстрым ростом в течение целых 30 лет. Ну а
с 1978 г. среднегодовые темпы роста повысились до 10% и никак
не падают до сих пор, несмотря на многочисленные предсказания.
Так в чем же секрет китайского экономического чуда?
Статистический анализ быстрого экономического роста позволяет
выделить многие факторы, объясняющие, почему ни Латинская
Америка, ни Ближний Восток, ни Южная Азия, ни Африка не смогли
в последние годы поспеть за восточноазиатскими «драконами» и
«тиграми». Большие инвестиции и вложения в человеческий
капитал, более сильные институты, более осторожная
макроэкономическая политика (низкая инфляция), растущее
участие в мировой торговле и т. д. Однако, во-первых, всегда
остается необъясненный остаток: даже если учесть все факторы,
Восточная Азия в последние десятилетия все равно росла быстрее
— то ли потому, что там много китайцев, то ли из-за того, что
она находится между Америкой и Западной Азией. В общем, мы
толком не знаем почему. А во-вторых, объяснить, как это
Восточной Азии удалось поддерживать и сильные институты, и
правильную макроэкономическую и промышленную политику, тогда
как другим развивающимся странам это не слишком удается, тоже
совсем не просто. Кажется, ничего сложного, не бином Ньютона,
вроде бы рецепты известные, а вот, поди ж ты, у других стран
не получается.
Может быть, ответ надо искать в глубинах китайской истории?
Народы, как и люди, мудреют с опытом, а опыт приходит с
возрастом. Китайская цивилизация, как уже говорилось,
единственная из древнейших, которая существует и по сей день,
сохраняя никогда не прерывавшуюся преемственность; остальные
сгинули под нашествиями завоевателей, в лучшем случае передав
им свои культурные достижения, а в худшем — вообще без следа,
так что изобретенные ими «велосипеды» пришлось открывать
заново. Секрет восточноазиатского экономического чуда,
возможно, не разгадать, не поняв, почему в Китае все религии
мирно уживались и никогда не было религиозных войн или почему
в китайских иероглифах, обозначающих слова, связанные с водой,
остались три стилизованные капли.
Может быть, именно беспрецедентная преемственность китайской
традиции, сохранившая «неэффективные» иероглифы, которые, в
свою очередь, позволили уберечь ассоциативность мышления и
культуры, способствовала формированию знаменитой китайской
приспособляемости, которая позволила пережить столетие
унижения (1840—1949 гг.) и добиться ускорения экономического
роста — сначала через плановую экономику советского типа
(1949—1978 гг.), затем через рыночные реформы (с 1978 г.).
Политика меняется, великая страна бессмертна — многие народы
хотели бы сказать о себе такое, но, согласитесь, у Китая
больше оснований, чем у других.