РАЗДЕЛЫ


ПАРТНЕРЫ





Какова порода у народа?

Евгеника — вовсе не наука об Евгении Онегине, «лишнем человеке» своего времени. «Евгенос» в переводе с греческого означает «благородство». Стало быть, евгеника — наука о благородстве, точнее, об облагораживании рода человеческого.

Написать о ее прошлых и нынешних достижениях мне захотелось после того, как знакомый кандидат биологических наук однажды сознался, что всерьез интересуется евгеникой. Меня такое признание несколько озадачило: «Неужто возможен еще один виток интереса к тому же?..» А чтобы вы поняли, в чем корень сомнения, давайте на некоторое время углубимся в дебри истории.

Люди издавна придавали большое значение улучшению собственной породы, хотя далеко не всегда афишировали это. Да и действовали, скажем так, по-разному... Среди египетских фараонов, к примеру, бытовал обычай жениться на собственных сестрах и дочерях, дабы не разбавлять «божественную кровь». Пришедшие в страну македонцы в лице Птолемеев переняли традицию, что через пятнадцать поколений привело к вырождению рода по мужской линии. Женщины, правда, оказались устойчивее. Всем известная Клеопатра была настолько хороша собой, полна огня и жизни, что вскружила голову и Цезарю, и Антонию.

И потому, наверное, инцест, или близкородственное смешение, еще долгое время оставался вне запрета.

Не удивительно, что при таких обычаях правители империи и их подданные в конце концов оказались не в силах противостоять варварам, и древний Рим пал. Казалось бы, достаточный урок для потомков. Ан нет, обычаи кровосмесительства докатываются до средневековья. Монархи продолжали заключать браки между родственниками, чтобы не допустить распыления власти. Что в конце концов сыграло свою роль и при падении многих монархий.

Пришлось ставить на научную основу дело воспроизводства рода людского. Селекцию среди животных люди производили издавна. Одним из первых преуспеть в этой науке попытался в 1869 году двоюродный брат Чарлза Дарвина — Фрэнсис Гальтон. Через десять лет после выхода в свет «Происхождения видов» своего знаменитого родственника он публикует книгу «Наследственность таланта». В ней он, в частности, пишет: «Евгеника — это дисциплина, изучающая факторы улучшения наследственных (врожденных) качеств расы».

Впрочем, на писания Гальтон а поначалу мало кто обратил внимание. Лишь к 1909 году общество «созрело» для того, чтобы ученого пригласили читать по евгенике публичные лекции. Во всем мире, как грибы после дождя, начинают появляться евгенические общества и ассоциации.

Евгеника вошла в моду, и один за другим из печати начинают появляться посвященные ей труды. Например, в 1924 году в Ленинграде вышла книга П. Фили пченко «Пути улучшения человеческого рода». Причем появилась она не на пустом месте. За два года до этого, еще в Петрограде, побывал Г. Меллер, американский генетик и будущий нобелевский лауреат. В институте, которым руководил еще один выдающийся генетик — Н. Вавилов, он прочел лекцию «Евгеника в условиях капиталистического общества». В том же 1922 году в Нью-Йорке состоялся и международный конгресс евгенистов, в котором принял участие редактор «Русского евгенического журнала», известный во всем мире ученый Н. Кольцов.

Рекомендуем:

Компания "Plasesoft" предлагает вашему вниманию Каталог мебели и кресло мешок на #a#plasesoft.ru#/a#. Мы являемся производителями, поэтому наши кресла-мешки безопасные и уютные, по приемлемым ценам и с долгим сроком службы. Наша бескаркасная мебель поможет вам осуществить самые оригинальные и неповторимые изменения в интерьере вашего дома или офиса. Мы обслуживаем всех покупателей, - как розничных, так и оптовых.

Однако тогдашнему российскому правительству было не до улучшения породы народа — они все «укрепляли» власть. Впрочем, упорный американец не успокоился. В 1935 году он преподнес свою книгу «Из мрака ночи», посвященную евгенике, лично И. Сталину.

Возможно, таким образом он пытался воздействовать на «отца народов», привлечь его внимание к бедственному положению российской генетики вообще и евгеники в частности. Но было уже поздно. У пролетарского вождя к тому времени был свой, собственноручно выращенный кумир. Если Меллер, Филипченко и иже с ними полагали, что таланты не делаются, а родятся, то Т. Лысенко считал совершенно иначе: «В Советском Союзе люди не рождаются. Рождаются организмы! А люди у нас делаются — трактористы, ученые, академики. И это безо всякой идеологической чертовщины — генетики с ее реакционной теорией наследственности».

Так во всеуслышанье было заявлено: на одной шестой части суши законы Менделя и прочие буржуазные изобретения не действуют. И вообще двоюродный брат Дарвина ошибся. Поправить его, а заодно и природу — дело вполне посильное гениям, взращенным под сенью ленинизма-сталинизма. И точка.

Спорить с нею, с такой точкой зрения, было бесполезно. И не безопасно. Ее можно было разве что высмеять. Что и сделал с безопасного расстояния Г. Гамов, своевременно эмигрировавший в США. «В то время как мы продолжаем цепляться за старую теорию Менделя о наследственности, — писал он, — знаменитый советский агроном выдвинул новые революционные идеи. Он утверждает, что все изменения в организмах вызываются средой и далее передаются по наследству. Нередко получается, что ребенок, родившийся у миссис Лу, действительно похож — в соответствии с идеями Менделя — на ее мужа Джона С другой стороны бывает, что ребенок сильно смахивает на молочника Сэма, и это подтверждает верность теории о влиянии среды...»

Впрочем, смех смехом, но в некоторых случаях, как ни странно, был прав Лысенко: среда может влиять на гены. В особенности если среда эта радиоактивная.

В науке, как известно, не бывает добрых или злых открытий. Все зависит от того, в чьих руках это открытие окажется. Цепная реакция может породить взрыв и дать свет целому городу. Последствием радиоактивного облучения может быть шоколадный загар, избавление от мучительного недуга и страшная лучевая болезнь, дети-уроды...

Еще в 1925 году советскими учеными Г. Надсоном и Г. Филипповым было сделано открытие: радиоактивные лучи обладают способностью выбивать отдельные гены из хромосомных цепочек, что расшатывает наследственные признаки, вызывая мутации. Чаще всего приобретенные изменения вредны. Но иногда бывает, что выбитый ген мешал организму, скажем, растению, проявить свои лучшие качества. И тогда потомки оказываются лучше своих предков — урожайнее, засухоустойчивее, не боятся морозов... Именно таким образом были выведены в нашей стране пшеница «Новосибирская 76» для районов Сибири, ячмень «Обский», фасоль «Сепарка 75», соя «Универсал», безалколоидный люпин, вилтоустойчивый хлопчатник...

Значительные дозы облучения можно использовать просто в качестве обеззараживающего средства. Так, в Институте биофизики было доказано: облучение семян гамма-лучами перед посевом автоматически повышает урожай зерновых на 10—20 процентов, овощей на 20—30 процентов. кроме того, подобная обработка влияет и на качество получаемых продуктов — свекла становится слаще, морковь дает больше каротина.

И радиация — не единственный способ воздействия на наследственность с целью улучшения породы. Все глубже проникая в тайны природы, ученые получают, казалось #ы, немыслимые гибриды. Так, например, цитогенетик Г. Карпеченко еще в тридцатые годы сумел преодолеть природную несращиваемость редьки и капусты. Хотя оба растения входят в семейство крестоцветных и содержат по одинаковому двойному набору хромосом, получить гибриды долгое время не удавалось. Почему?

Когда капусту скрещивают с капустой, а редьку с редькой, то оплодотворение идет по обычной для растений схеме: сначала в каждой половой клетке хромосомы делятся поровну, затем, после слияния клеток, хромосомы отцовского и материнского начал находят себе подобные и соединяются с ними в новом наборе. Из образовавшейся диплоидной клетки развивается затем зародыш семени — вестник будущей жизни.

По тем же правилам, как установил Карпеченко, ообытия развиваются и в капустно-редечном гибриде, но только до той поры, пока хромосомам не приходит время объединиться. Тут-то и происходит сбой: капустные хромосомы не признают редечных сородичей и слияния не происходит. Исследователю удалось обойти этот барьер, добившись, чтобы в диплоидной клетке число хромосом как редьки, так и капусты увеличилось вдвое. В результате в новой зародышевой клетке стали параллельно функционировать хромосомы двух видов.

Однако такое удвоение можно получить далеко не всегда. Поэтому ученые продолжают искать способы соединения несоединимого природой с помощью новых технологических приемов. Например, новые гены в хромосомные цепочки пересаживаются в результате хирургических микроопераций, технологическими приемами генной инженерии.

Так получаются гибриды, которые обычным путем получить невозможно. Например, рожь и пшеницу скрещивают с ячменем. Более того, генные инженеры нашли способ ввести в хромосомный набор помидоров и яблок гены...быка! И качество плодов от этого резко повысилось.

Ген паука был недавно вставлен в хромосому бактерии, и га получила невиданное ранее свойство — стала вырабатывать паутинный шелк. Можно аналогичным образом, только вставив в бактерию ген человека, заставить ее вырабатывать инсулин или какое иное необходимое людям лекарство. Известен также случай, когда человеческие гены были вмонтированы в хромосомы мышей, и те выросли втрое больше обычного...

Словом, вариантов подобных операции можно придумать множество. И если число их сегодня все-таки ограничено, то не столько по техническим причинам (не так-то просто делать операции на клетках, которые и в микроскоп-то с трудом видны), сколько по моральным соображениям: никто толком не знает, что может получиться в результате той или иной комбинации. Приходится соблюдать осторожность.

Но мы с вами несколько отвлеклись. Основная тема нашего повествования в данном случае все-таки не селекция, а евгеника. (Сак на ней сказываются последние достижения науки?

Цепочка рассуждений и экспериментов у биологов и медиков обычно такая. Если что-то стало получаться на растительных клетках, переходят к опытам на клетках животных, а там, глядишь, дело доходит и до человека...

Правда, в нашем случае отношение к евгенике основательно подмочено фашистами и расистами, доказывавшими то преимущества арийцев над неарийцами, то белой расы над другими. Чем все это кончилось — общеизвестно. И все же современным исследователям приходится большей частью иметь дело с подопытными кроликами и другими животными. И лишь иногда, с большой осторожностью они применяют достигнутые результаты по отношению к людям.

Одним из практических примеров применения достижений современной евгеники стало планирование пола будущего ребенка. Во многих странах ныне широко используется метод американца Р. Эриксона по разделению спермиев с X и Y хромосомами, в результате чего при искусственном оплодотворении резко повышается гарантия рождения ребенка заранее указанного пола. В США на сегодняшний день эта гарантия достигает 100 процентов в отношении девочек и 85 процентов в отношении мальчиков.

Согласитесь, такой способ все-таки намного гуманнее тех, что процветают и поныне в глубинных районах Китая. Там за небольшую взятку узнают у врача пол будущего ребенка — а это медики научились сегодня делать достаточно хорошо, — и если получается девочка, будущую мать заставляют сделать аборт. А затем начинают все сначала. А то поступают и ешс проще. По предварительной договоренности с хозяином дома только что родившуюся девочку акушерка туг же топит в специально приготовленном ведре с водой.

Так поступают потому, что при нынешнем ограничении рождаемости в современном Китае большинство отцов, согласно закоренелой традиции, хотят, чтобы их имущество наследовалось мальчиками, а не девочками. Но если практика подобной варварской евгеники будет продолжаться, то вскоре может оказаться, что Китай окажется населенным преимущественно мужчинами, и количество населения в нем резко сократится.

Что же касается методов, применяемых в Соединенных Штатах и других цивилизованных странах, то туг к планированию пола ребенка прибегают лишь в тех случаях, когда есть опасность передачи ребенку по наследству тех или иных генетических заболеваний. Классический случай такого рода — гемофилия (несвертываемостъ крови) у царевича Алексея. Болезнь эту получил по наследству от своей прабабки английской королевы Виктории, у которой умер от гемофилии сын Леопольд. А вот сестры царевича такой болезнью не страдали.

Но операции по искусственному оплодотворению, а затем вживлению зародыша в матку — дело исключительно тонкое, требующее высочайшего искусства. Тем не менее на этом пути нас могут ждать не только блестящие, но и весьма неожиданные результаты.

Пытаясь разобраться в технологии оплодотворения получше, вот уже два десятка лет биохимик У. Леннард и его коллеги из университета штата Нью-Йорк изучают механизм оплодотворения яйцеклетки самкой морского ежа. Дело в том, что технология оплодотворения у многих морских животных и рыб такая. Самки и самцы мечут икру и молоки, яйцеклетки и сперматозоиды прямо в воду, а те уж самостоятельно находят друг друга, воссоединяются и дают начало новым организмам. Но как именно это происходит? Почему яйцеклетки и сперматозоиды разных видов того же морского ежа не контактируют между собой, образуя гибриды, а ищут пару именно своего вида?.. В конце концов Леннарду удалось идентифицировать на поверхности яйцеклетки белок, который служит своеобразным паролем; именно по его наличию спермин и определяют клетку своего вида. Этот же белок и прикрепляет, как бы приклеивает сперматозоид к оболочке клетки, обеспечивая ему затем проход внутрь. Обнаружив это вещество на поверхности яйцеклетки, ученые затем сумели отыскать и скопировать ген, ответственный за его производство. А это, в свою очередь, открывает грандиозные перспективы для практического использования открытия. «Если аналогичная молекула существует на поверхности женской половой клетки, а скорее всего это так, — полагают ученые, — значит, появляется принципиальная возможность, синтезируя или нейтрализуя данное вещество, вести борьбу с бесплодием или, напротив, предотвращать нежелательную беременность...»

Далее, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему в природе не может быть осуществлена ситуация, воспетая В. Высоцким: жираф влюбился в антилопу, а затем их совместная жирафо-антилопья дочь выходит замуж за бизона?.. А дело опять-таки в той ключевой молекуле. «Опознает» она сперматозоид — поможет ему внедриться в клетку, оплодотворение состоится, нет — значит, все любовные потуги напрасны; в лучшем случае удастся получить лишь бесплодных мулов.

Но ведь разобравшись в химическом механизме всего этого дела, научившись синтезировать нужные белки, можно будет добиваться нужных результатов не только путем скрещивании лошади с ослом, но и в других всевозможных вариантах. Хотите, будет вам и крылатая лошадь — пегас, и кентавр, и ангел...

Дерзко? Непривычно?.. Да, все это так. Но что нам остается? Наблюдать, как страна и народ движутся по пути превращения в общество алкоголиков и наркоманов, в котором здоровый человек становится такой же редкостью, как белая ворона?..

Лучше летать, чем пресмыкаться. Лучше, наверное, потратить средства и усилия на развитие евгенической (или, если хотите, генетической) медицины, чем на заведомо вредные производства типа ядерных или химических, поставивших нас в такие условия, когда уже не живем — выживаем...

В общем, туг есть над чем подумать. А подумав, сделать выбор. Скажем, в пользу облагораживания рода человеческого.

Какова порода у народа?

РЕКЛАМА


РЕКОМЕНДУЕМ
 

Российские реформы в цифрах и фактах

С.Меньшиков
- статьи по экономике России

Монитор реформы науки -
совместный проект Scientific.ru и Researcher-at.ru



 

Главная | Статьи западных экономистов | Статьи отечественных экономистов | Обращения к правительствам РФ | Джозеф Стиглиц | Отчет Счетной палаты о приватизации | Зарубежный опыт
Природная рента | Статьи в СМИ | Разное | Гостевая | Почта | Ссылки | Наши баннеры | Шутки
    Яндекс.Метрика

Copyright © RusRef 2002-2025. Копирование материалов сайта запрещено