«Как учил товаришь Мао и товарищь Сталин...». Реформа силовых структур
АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВ — ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ФРАКЦИИ «ЛДПР»
То, что произошло укрупнение ведомств — это хорошо. Вот раньше о некоторых вопросах разведчики говорили: «Это не наша тема». Межведомственная разобщенность мешала. Каждое ведомство само себе определяло цели и говорило, что у них лидер — президент. А у президента, как Вы знаете, 24 часа в сутках. Он не может заниматься каждым ведомством отдельно. И фактически они никому не подчинялись. Вот в чем тонкость. Кому подчинялось ФАПСИ? Никому.
— Но ведь чем-то руководствовались, когда в 90-х ведомства разделяли?
— Ну, когда поделили, была совсем другая история. После Путча Ельцин, опасаясь реванша со стороны спецслужб, после развала партии решил развалить КГБ. Он это и делал 10 лет. 7 лет реорганизации служб безопасности преследовали цель организационно уничтожить бывшее КГБ. И он укреплял МВД. Это была политика Ельцина. Сейчас политика обратная. Сейчас МВД ослабляется, и это правильно.
— Правильно? Но, как говорят, на улицу выйти жутко.
— Да нет. У нас преступность — ерунда, по сравнению со многими европейскими столицами и городами, ерунда! Кто был в Колумбии и в Нью-Йорке, знает, что у нас преступность детская. Там нельзя после 6-ти вечера из дома выйти. Там просто стреляют. У нас еще подходят, разговаривают, а там стреляют.
— Но все-таки, Алексей Валентинович, всем понятно, что внутри МВД — страшный развал, который не способствует борьбе с преступностью. Куда же дальше ослаблять?
— Так это намеренный развал. Они усилились за 10 лет при Ельцине, сейчас их надо разваливать. Их и разваливают. Как учил товарищ Мао и товарищ Сталин, силовые ведомства надо трясти каждые 7 лет. Иначе они начинают хватать хозяев за ноги. А зачем? Надо постоянно менять людей и не давать им возможности возвыситься над обществом. Потому что по свойству своей работы они имеют возможность очень сильно укрепиться, давить и перейти к политическим задачам.
— Вас не пугает, что сейчас пойдет такой процесс?
— А мы потом через 5—7 лет опять развалим. Какие проблемы?
— Какие еще реорганизации могут быть во власти к выборам? Все время идут разговоры, что Касьянова уберут:.
— Нет, Касьянова — нет. Базовых людей не уберут.
— Базовые — это Касьянов, Кудрин, Греф?
— Да, да. Тех, кто характеризует расклад сил внутри власти, оставят, не технических людей. Я думаю, что скоро могут убрать Вайнштока, руководителя Транснефти. Но это — большие деньги, серьезная организация. Транснефть — это все трубы в стране. При таких высоких ценах на нефть — это большие заработки. Так что, внутренние перестановки будут, внутри силовиков — будут и т. д. Но в основе — нет.
СЕРГЕЙ ЮШЕНКОВ — ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ РФ
Вопрос, по-моему, очевидный. Идет восстановление КГБ. И причем, абсолютно антиконституционным способом. Указы президента не могут издаваться в противоречии российским законам. А здесь сразу несколько законов нарушены. Закон о той же службе безопасности, о ФАПСИ, закон о пограничной службе, закон о правительстве:.
НИКОЛАЙ ХАРИТОНОВ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕПУТАТСКОЙ ГРУППЫ
Ведомства концентрируются в одних руках. А Вы знаете, что любые ведомства сильны, в первую очередь, единоначалием. Это в интересах государства. Схема почти просматривается, бывший Комитет Государственной Безопасности владел всем этим делом. Единственное, что здесь выводится — это борьба с наркотой, с незаконным оборотом наркотических веществ. Но это — другой разговор. Вообще я думаю, что в какой-то степени это — укрепление ведомств, укрепление единоначалия. Президент жестко под себя берет все эти функции. А правительство практически оставляет заниматься текущими делами в народно-хозяйственном комплексе. Хотелось бы надеяться, что это не будет использовано в политической жизни. Вот мы видим, и противно на все смотреть, когда «Единая Россия» ездит: там малый, средний бизнес: ОРТ, РТР рассыпаются. Нельзя так! Не построим мы демократическое государство так никогда. А по большому счету, Вы знаете, моя позиция была всегда такой: силовые структуры должны работать по направлению, а не быть рычагом исполнения политической воли. Мы и так видим, раскачали государство дальше некуда!
ВИКТОР ИЛЮХИН — ФРАКЦИЯ «КПРФ»
Если речь идет о слиянии некоторых силовых структур, то могу сказать, что лично я как председатель комитета Госдумы по безопасности в свое время и последний раз на офицерском собрании 23 февраля этого года высказывался за то, что действительно надо все собирать в одно место. Это будет и усиление оперативных возможностей, и информационных возможностей наших спецслужб.
В этом смысле я могу отметить, что это — положительный шаг нашего президента. Хотя надо было бы начать, может быть, не с пограничной службы, а с ФАПСИ и с ФСО. Но, видимо, Путин боится отдавать Федеральную Службу Охраны в какое-то другое ведомство. Это всегда рядом, это всегда близко, он может контролировать.
Это — усиление возможностей. И потом, это — экономия огромных денежных средств. Посмотрите, и там коллегия, и здесь коллегия. И там руководитель, и здесь руководитель. И там куча заместителей, и здесь куча заместителей. И там своя материально-техническая база, и здесь. Поэтому, этот шаг я приветствую.
Что касается создания нового комитета «По контролю за наркотиками», скажу откровенно, вряд ли в том виде, в котором он создается, и на той базе, на которой он создается, он способен будет выполнить свои функции. А потом, само название:. Я вчера слушал и возмущался! «По контролю за наркотиками». Не контролировать, а пресекать надо распространение наркотиков!
Кроме того, Вы знаете, у меня абсолютное невосприятие того, что была ликвидирована Федеральная Налоговая Полиция. ФНП, как говорится, сегодня приобрела имя. У нее есть огромное поле деятельности, свое поле. И сегодня растаскивание и перемещение функций ФНП в МВД может вызвать, я бы сказал, достаточно серьезные отрицательные последствия.
Во-первых, Федеральная Налоговая Полиция сконцентрировала профессиональные сливки, и сливки МВД, и сливки ФСБ. Эти работники вряд ли сегодня могут быть приняты в структуры МВД. Значит, все надо начинать заново.
Во-вторых, Федеральная Налоговая Полиция была наделена полномочиями по проведению дознания, по проведению предварительного расследования. Все это закреплено не в одном, а в десятках законодательных актов. И вот сегодня одним росчерком пера вот так вот все:. Я считаю, что это абсолютно неправильно. Это только ослабит борьбу с преступлениями в сфере экономики и финансов.
Немного непонятно и то, зачем сегодня из МВД пытаются создать огромного монстра? Возникают некоторые сомнения.
— Как им управлять?
— Да можно управлять. Вопрос — кто будет им управлять? Какие профессиональные кадры? Вы знаете, я честно скажу, у меня огромные сомнения в профессиональных возможностях и способностях самого Грызлова. Что касается заместителей — есть и толковые люди. Но почему-то они очень часто оказываются аж на третьих ролях, а даже не на вторых. Так что об этих реформах суждение немножко двойственное и противоречивое. С одной стороны, хочется приветствовать, а с другой стороны:. Явно в окружении Путина кто-то не дорабатывает.