С.Г. Кара-Мурза. "Экономические реформы в России 1991-2001"
Значительно ухудшилось за годы реформы обслуживание населения городским транспортом. Сократилось производство автобусов, резко упало производство вагонов метрополитена. Почти в 20 раз снизился выпуск такого экологически чистого транспортного средства, как троллейбусы (рис. 3—20).
Рис. 3—20. Производство троллейбусов в РСФСР и РФ, шт.
Показательна динамика использования такой характерной для современной городской цивилизации транспортной услуги, как такси. Уже к концу 70-х годов такси стало привычной и обыденной услугой в городах РСФСР, доступной всем социальным группам населения. В результате реформы это производство в сфере услуг было практически ликвидировано (в какой-то, очень небольшой мере оно было заменено примитивным извозом на личных автомобилях). К 2000 г. объем услуг таксомоторного транспорта сократился по сравнению с серединой 80-х годов в 50 раз (рис. 3—21).
Рис. 3—21. Пассажирооборот таксомоторного транспорта в РСФСР и РФ, млрд. пассажиро-км
Важнейшим видом услуг в современном обществе является связь. Самые массовые виды услуг в этой сфере предоставляет почта. Обмен письмами, телеграммами, посылками не просто является важным элементом благосостояния человека и семьи — этот поток «создает общество» и связывает страну в единую систему.
За 70-е годы почтовая и телеграфная связь в РСФСР превратилась в большое производство с очень интенсивным потоком отправлений (5,5 млрд. писем в год). В результате реформы это производство было почти парализовано. Если можно было бы вычесть из числа отправляемых сегодня писем и телеграмм деловые, то мы увидели бы, что личная переписка между гражданами РФ почти прекратилась. Это видно из табл. 3—5 и рис. 3—22...3—25.
Рис. 3—22. Отправление писем и число почтовых ящиков в РСФСР и РФ 1 — отправление писем, млрд. (левая шкала); 2 — число почтовых ящиков, тыс. (правая шкала)
Рис. 3—23. Отправление телеграмм в РСФСР и РФ, млн. шт.
Рис. 3—24. Отправление газет и журналов в РСФСР и РФ, млрд
Рис. 3—25. Отправление почты авиационным транспортом в РСФСР и РФ, тыс. тонн
Таблица 3—5. Объем основных услуг связи в РСФСР и РФ
Следует заметить, что почта сама стала свертывать свою сеть, делая свои услуги еще менее доступными. Сокращение потока писем сопровождается уменьшением числа открытых для клиентов почтовых ящиков (рис. 3—22).
В семь раз сократилось в РФ отправление телеграмм (рис. 3—23). При этом недоступность этого в прошлом очень важного средства связи для подавляющего большинства населения вовсе не компенсируется появлением факса, электронной почты или передачей сообщений через Интернет.
Посылок за годы реформы стало отправляться гражданами РФ в 17 раз меньше. Обмен посылками как особым видом сообщений между близкими людьми, конечно, не может в полной мере быть компенсирован тем, что теперь во всех частях РФ возникло изобилие товаров на витринах магазинов и ларьков.
Резко возросли почтовые расходы при рассылке газет и журналов, в результате чего большое число граждан утратило возможность выписывать привычные в прошлом издания. Ликвидирован очень важный канал распространения продуктов культуры, сократилось благосостояние существенной части населения.
Динамика отправления почты воздушным транспортом представлена на рис. 3—25
Пожалуй, единственным исключением во всей системе массовых коммуникаций является телефонная связь. В годы реформы продолжилось, хотя и с некоторой заминкой в 1992—1995 гг., расширение сети телефонной связи — в том же темпе, как и в 70—80-е годы. Относительно быстрее стало расти число междугородных и международных телефонных разговоров.
Эта динамика представлена на рис. 3—26. При этом междугородная телефонная сеть в 90-е годы быстро модернизируется — почти 80 % ее использует сегодня цифровые системы передачи, 50 % каналов используют оптический кабель.
Рис. 3—26. Показатели развития телефонной сети в РСФСР и РФ 1 — число телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования, млн (левая шкала); 2 — предоставлено междугородных и международных телефонных разговоров, млн. (правая шкала)
Важным производством в сфере услуг было общественное питание. В 1990 г. услугами общественного питания пользовались ежедневно 84 млн. человек (более половины населения РСФСР). На предприятиях промышленности, строительства, транспорта и в совхозах, а также в рабочих общежитиях (то есть в тех организациях, которые подверглись приватизации) в 1985 г. было сосредоточено около 40 % мест. В 1990 г. в сфере производства обеспеченность услугами столовых достигла 91 % от норматива (от числа работников, которым по условиям работы требовались такие услуги). Заводская столовая как особый социальный институт была важной частью советского предприятия.
В мнении работников ценность общественного питания, организованного непосредственно на производстве, была весьма высока. В 1990 г. в ходе опроса, проведенного в республиках СССР Бюро социологических обследований Госкомстата СССР, 52,5 % опрошенных в РСФСР отметили, что обеспеченность этими услугами недостаточна и ее следует развивать. 41,3 % опрошенных считали, что эти услуги следует развивать самим предприятиям и ведомствам, а 37,4 % считали, что это могут лучше сделать местные органы власти.
Практически все предприятия давали дотации столовым, работающим на их территории. Оценить размер дотаций сложно (часть их шла через профсоюз, часть скрывалась в самых разных статьях расходов, часть представляла собой прямые поставки продуктов из подсобных хозяйств минуя торговлю). Согласно опросам 1996 г., до сих пор четверть предприятий сохранила у себя подсобные хозяйства, причем 86 % из них продают продукцию своим работникам (по льготным ценам), а 3 % распределяют ее среди работников предприятия бесплатно.
В ходе реформы открылось большое число частных предприятий общественного питания (ресторанов, кафе и т. д.), сохранилось большинство столовых в школах и вузах. Тем не менее в целом число мест в общественном питании сократилось на 2/3. Это произошло за счет свертывания услуг заводских столовых. Парализована или ликвидирована исключительно важная социальная служба.
Населению РФ стали практически недоступны многие виду услуг в сфере отдыха. Резко подорожали и путевки в дома отдыха и на турбазы, и транспорт. В результате, например, число отдыхавших на туристических базах сократилось с 1990 по 1999 г. в 38,7 раз — с 21 млн. человек до 0,54 млн. (в 2000 г. 0,58 млн.).
Система детских оздоровительных учреждений в РСФСР для детей в возрасте 7—15 лет была основана на сети так называемых «пионерских лагерей». Ее аналога в странах Запада не существует. Почти с самого начала перестройки пионерлагеря стали объектом сильной идеологической кампании как институт «тоталитарного общества». Это сразу же резко усложнило выполнение лагерями их оздоровительной функции. Когда началась экономическая реформа, пионерлагеря стали свертывать. Их стало трудно содержать как предприятиям и учреждениям, так и профсоюзам. Самое большое сокращение числа пионерских лагерей произошло на первом этапе реформы, в 1992 г.
В 1990 г. их было 5,3 тыс., в 1991 г. 4,8 тыс., в 1992 г. 3,8 тыс. В 1994 и 1995 гг. сохранялось 3,2 тысячи загородных лагерей. Значительная часть детей начиная с 1991 г. просто остается без загородного отдыха и лишена даже одного-двух месяцев оздоровительного полноценного питания. В 1990 г. в загородных лагерях отдохнуло 3,4 млн. детей, а в 1994 г. 1,6 млн. В дальнейшем положение стало немного выправляться — в 1997 г. отдохнуло 1,77 млн. детей, в 2000 г. 2,18 млн.
<< [1] ... [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] ... [47] >>