РАЗДЕЛЫ


ПАРТНЕРЫ






раздел "Обращения экономистов к правительствам РФ"
смотрите также наш спецпроект Лауреаты Нобелевской премии по экономике о российских реформах

НОВАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РОССИИ

Государство должно взять на себя основную роль в стабилизации подъема страны

оригинал



В 1994 году несколько крупных ученых-экономистов США и России, озабоченных ходом российских реформ, решили создать совместную Группу экономических преобразований для выработки альтернативных предложений в связи с проводимым в России экономическим курсом. Накануне президентских выборов 1996 года ведущие члены Группы обратились к будущему пре- зиденту России с изложением ряда краеугольных принципов экономической политики, которые, по их мнению, должны были способствовать преодолению кризиса и оживлению российской экономики (Новая экономическая политика для России. "НГ", 1 июля 1996 года). Многие идеи этого заявления получили развитие в книге "Реформы глазами американских и российских ученых", изданной Группой экономических преобразований под редакцией академика О.Т. Богомолова осенью того же года в Москве. Авторами отдельных глав книги выступили лауреаты Нобелевской премии по экономике, крупные американские и российские ученые-экономисты. Заявление и книга привлекли серьезное внимание специалистов как в России, так и за рубежом. В настоящее время в США учеными Группы подготовлена к изданию вторая книга - "Возрождение России: прагматический подход к экономической трансформации" под редакцией лауреата Нобелевской премии Лоренца Клейна. На основе всестороннего анализа проводившейся до сих пор политики и состояния российской экономики авторы дают развернутые рекомендации, способные обеспечить новый старт российских реформ. Расценивая переживаемый сейчас Россией период как переломный, ведущие участники Группы экономических преобразований решили вновь обратиться к российским властям со своими соображениями по ключевым аспектам российской экономической политики, которые изложены в предлагаемой читателям "НГ" публикации.

Девальвация рубля и благоприятные условия на мировом рынке вопреки роковым прогнозам оказали стимулирующее воздействие на российское производство. Однако позитивные изменения не приобрели устойчивого характера, и процессы социально-экономических преобразований, восстановления и развития производства продолжают сталкиваться с колоссальными вызовами. Мы, российские и американские экономисты, выражаем согласие с новым президентом России В.В. Путиным в том, что сегодня в повестке дня стоит вопрос об усилении государства, с тем чтобы оно могло играть более активную роль в экономике. Мы также хотели бы подчеркнуть, что от обеспечения гражданских прав, свободы прессы, демократической системы управления зависит не только качество жизни в России, но также и перспективы экономического восстановления и роста.

Экономические реформы в России нуждаются в новом старте для того, чтобы имелась возможность создать благоприятную среду как для предпринимателей, так и наемных работников, а также консолидировать общество и раскрепостить его энергию. Вот почему мы выносим на рассмотрение президента Путина и правительства России, Совета Федерации, Государственной Думы и Центрального банка следующую повестку дня, состоящую из пяти пунктов:

1. Институциональная инфраструктура.

Обязанностью правительства является устранение глубоких деформаций в рыночном механизме, создание и поддержание институциональной инфраструктуры подлинно рыночной экономики. Федеральному правительству, руководству исполнительной власти 89 регионов России необходимо осуществить меры по рационализации прав собственности, переориентированию крупных и средних предприятий с растаскивания активов на максимизацию чистой стоимости фирмы, внедрить современные системы бухгалтерского учета, финансов, страхования и другие необходимые для рынка функции. Совместно с Центральным банком правительство должно создать условия, необходимые для того, чтобы банки активно участвовали в трансформации сбережений в инвестиции, а также организовать эффективный надзор над деятельностью финансовых институтов. Огромную значимость для нормального функционирования рыночного механизма имеет также решение проблемы просроченной задолженности всех экономических субъектов (включая правительство).

2. Декриминализация.

Криминальные структуры заполнили институциональный вакуум коррумпированными государственными служащими и контролем мафиозных организаций. Как подчеркивал президент Путин, для укрепления роли этических стандартов в деловой жизни и обеспечения стабильного экономического климата, стимулирующего инвестиции и производство, необходимо твердо следовать принципам правового государства. Вымогательство и взяточничество должны неукоснительно преследоваться независимо от положения и политических взглядов имеющих к ним отношение официальных лиц. Наказания за вымогательство и взяточничество должны быть суровыми, а политика правительства должна быть ориентирована на ослабление действия таких экономических факторов коррупции, как крайне низкая оплата труда служащих, огромный рост трансакционных издержек и византийская налоговая система, которая лишает производство стимулов к росту. Срочной задачей является повышение способности российского правительства разрабатывать и проводить экономическую политику. Должны быть приняты меры, обеспечивающие соблюдение должных стандартов при приеме на работу государственных служащих, а также по освобождению процесса найма и продвижения по служебной лестнице государственных служащих от политических мотивов.

3. Политика, ориентированная на экономический рост.

Увеличение производства и инвестиций, а не снижение инфляции практически до нулевого уровня должно стать первоочередной задачей государства. Сверхрьяные кредитно-денежные и финансовые ужесточения могут иметь контрпродуктивный характер. Должны быть приняты согласованные меры по прекращению незаконного вывоза капитала. В экономически оправданных пределах правительству следует укреплять покупательную способность населения посредством увеличения пенсий и восстановления части сбережений, потерянных в результате высокой инфляции и финансового краха 1998 года. Оно должно уделять больше внимания воссозданию общего социального капитала. Увеличению спроса на российские товары при одновременном повышении конкурентного потенциала частного сектора способствовала бы разработка масштабной программы развития дорожного строительства и других инфраструктурных отраслей. Расчистка балансов всех экономических субъектов от взаимной просроченной задолженности привела бы к значительному улучшению финансового положения реального сектора экономики. Для роста инвестиций в новые технологии и оборудование государство должно помочь формированию ипотеки и создать условия для проведения промышленными предприятиями политики ускоренной амортизации. Темпы экономического роста могли бы быть также увеличены за счет разумного субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым частным инвесторам.

4. Реструктуризация и конкуренция.

Государство не должно без необходимости идти наперекор рыночной дисциплине. Экономическая политика должна способствовать росту новых конкурентных предприятий, включая предприятия с участием местных органов государственной власти, а также совместных предприятий, опирающихся на иностранный капитал. Однако руководящая роль государства необходима для того, чтобы Россия могла реализовать свой потенциал в информационной экономике, биотехнологиях и некоторых других высокотехнологичных сферах, где она располагает учеными, исследовательскими институтами и производственными мощностями. Это предполагает тщательную разработку и последовательную реализацию реалистичной промышленной политики. До возобновления устойчивого роста и с учетом текущих показателей развития в избранных промышленных отраслях могли бы вводиться временные импортные тарифы. Правительство должно регулировать цены основных товаров, поставляемых в условиях монопольных рынков, и обеспечивать равновесный характер регулируемых цен. Очень важно проводить реструктуризацию и осуществлять меры по финансовому оздоровлению предприятий до их вынесения на приватизационные аукционы. Результаты приватизации, проведенной с нарушениями закона, должны быть пересмотрены.

5. Социальный договор.

Только государство может обеспечить справедливое распределение выгод от нового экономического порядка. Жизненно важно улучшить моральный климат и укрепить уважение к ценностям демократии и социальной справедливости. К важным шагам в этом направлении относятся реализация закона о минимуме средств существования, который обеспечивал бы необходимые гарантии домашним хозяйствам с низкими доходами (включая предоставление субсидий по жилищно-коммунальным услугам), а также введение существенного налога на находящуюся в личной собственности недвижимость, обладающую повышенной рыночной стоимостью. Пенсии по возрасту и без того являются очень скудными, чтобы можно было допускать отставание их роста от темпов инфляции. Больше ресурсов должно выделяться на здравоохранение, образование и сферу общественных услуг. Для уменьшения дифференциации доходов и снижения социальной напряженности необходима эффективная система прогрессивного налогообложения. Высокие налоги на добывающие отрасли позволили бы всему российскому народу воспользоваться результатами экспорта естественных ресурсов.

Будущее России зависит от наличия у нее реалистичной и сбалансированной экономической программы. Ответственная деятельность в духе настоящего плана, состоящего из пяти пунктов, гарантировала бы для России формирование процветающей и справедливой экономики.

Подписано российскими и американскими экономистами, разделяющими принципы настоящего заявления и его общий характер при возможном несогласии с отдельными конкретными положениями:

Академик Леонид Абалкин, директор Института экономики РАН

Академик Георгий Арбатов, почетный директор Института США и Канады РАН

Академик Олег Богомолов, почетный директор Института международных экономических и политических исследований РАН

Академик Виктор Ивантер, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Академик Дмитрий Львов, академик-секретарь Отделения экономики РАН

Академик Валерий Макаров, директор Центрального экономико-математического института РАН

Академик Александр Некипелов, директор Института международных экономических и политических исследований РАН, российский координатор Группы экономических преобразований

Академик Николай Петраков, директор Института проблем рынка РАН

Д.э.н., профессор Наталья Римашевская, директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН

Академик Степан Ситарян, директор Центра внешнеэкономических исследований РАН

Профессор Маршалл Голдман, заместитель директора Центра российских исследований Гарвардского университета

Профессор Майкл Интрилигейтор, Калифорнийский университет (Лос-Анджелес), старший научный сотрудник Института Милкена

Профессор Лоуренс Клейн, лауреат Нобелевской премии по экономике, Университет Пенсильвании

Профессор Франко Модильяни, лауреат Нобелевской премии по экономике, Массачусетский технологический институт

Профессор Дуглас Норт, лауреат Нобелевской премии по экономике, Вашингтонский университет

Доктор экономики Маршалл Поумер, президент Института макроэкономической политики, американский координатор Группы экономических преобразований

Профессор Лэнс Тэйлор, директор Центра исследований экономической политики, университет "Новая школа"

Профессор Ирма Эдельман, Калифорнийский университет, Беркли
Обсудить на форуме


Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц против российских либералов и МВФ



РЕКЛАМА


РЕКОМЕНДУЕМ
 

Российские реформы в цифрах и фактах

С.Меньшиков
- статьи по экономике России

Монитор реформы науки -
совместный проект Scientific.ru и Researcher-at.ru



 

Главная | Статьи западных экономистов | Статьи отечественных экономистов | Обращения к правительствам РФ | Джозеф Стиглиц | Отчет Счетной палаты о приватизации | Зарубежный опыт
Природная рента | Статьи в СМИ | Разное | Гостевая | Почта | Ссылки | Наши баннеры | Шутки
    Яндекс.Метрика

Copyright © RusRef 2002-2024. Копирование материалов сайта запрещено