РАЗДЕЛЫ


ПАРТНЕРЫ

предоставление банковской гарантии на гарантийные обязательства . Рассчитайте стоимость. Банковской гарантии. Пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере для заполнения данной формы.






раздел "Статьи отечественных экономистов"

НОВЫЕ СОВЕТЫ РОССИЙСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

Олег Тимофеевич Богомолов, академик РАН

Американские экономисты разъяснили основные положения совместного Обращения

ПО ВСЕМУ видно, что правительство делает свой выбор в пользу продолжения либерально-экономической политики, которая привела к разрушению производственного и научно-технического потенциала страны. Программа, разработанная под руководством Германа Грефа, претендует на то, чтобы сделать эту политику, внеся в нее некоторые усовершенствования, основой ускоренного экономического роста. Все сомнения в правильности выбора, серьезная критика программы Грефа со стороны многих видных специалистов не были приняты во внимание. Стране опять пытаются навязать рискованные эксперименты. Вновь на первом месте оказываются идеологические предпочтения, а не здравый смысл и уроки реального опыта.

Трудно себе представить, чтобы современное демократическое государство, претендующее быть представителем интересов всей нации, с таким откровенным цинизмом подчиняло свою политику нуждам состоятельного класса. Освобождение государства от ответственности за положение дел в социальной сфере, дальнейшее переложение издержек реформирования на население, признание несостоятельности государства как субъекта экономической деятельности и ее регулирования - вот к чему сводятся центральные идеи политики, ожидающей страну.

В этой связи хотелось бы напомнить, что "НГ" в июне этого года опубликовала Обращение видных российских и американских экономистов, в том числе пяти лауреатов Нобелевской премии, к российскому президенту и правительству с изложением ряда краеугольных принципов экономической политики, которые, по их мнению, должны были способствовать преодолению кризиса и оживлению российской экономики. Адресаты не сочли нужным прореагировать на эти публикации. Между тем стоило бы, ввиду серьезности складывающейся обстановки, внимательно рассмотреть высказываемые советы.

Зная о том, что у нас происходит обсуждение дальнейшего хода реформ, американские ученые направили российским экономистам свои соображения, которые развивают и разъясняют положения опубликованного совместного Обращения. Думаю, что читателям будет интересно ознакомиться с тем, как видят крупные американские ученые, лишенные крайностей неолиберальной и монетаристской идеологии, очередные шаги в проведении рыночных реформ.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ РЫНКА

Согласно видению американских специалистов, экономические реформы в России нуждаются в новом старте для того, чтобы создать благоприятную среду как предпринимателям, так и наемным работникам, а также консолидировать общество и раскрепостить его энергию.

В реестре экономических мер на первое место наши американские коллеги ставят обязанность федерального и региональных правительств завершить создание государственных и частных институтов рыночной инфраструктуры, обеспечить эффективное их функционирование и координацию деятельности. Конкретизируя этот тезис, они, в частности, отмечают, что права собственности подлежат четкому юридическому определению и практическому осуществлению, финансовые институты нуждаются в строгом и эффективном государственном регулировании и надзоре, "византийское" налогообложение - в реформировании и обеспечении соблюдения посильных налоговых обязательств, экономический рост - в управлении со стороны государства.

Подчеркивается необходимость эффективной правовой защиты государством частной собственности и бизнеса от вымогательства и рэкета криминальных структур, минимизации процедур и издержек лицензирования нового бизнеса, надлежащей государственной ответственности за регистрацию прав собственности и сделок по ее передаче, проведения открытых и честных конкурсов и аукционов по продаже государственной собственности и выдаче государственных заказов. Полномочия Федеральной комиссии по ценным бумагам подлежат расширению так, чтобы она могла требовать от эмитентов полного открытия информации, пресекать обман и махинации, гарантировать акционерам защиту их прав и соблюдение корпоративного (акционерного) права. Последнее нуждается в уточнении и дальнейшей разработке, чтобы исключить самоуправство менеджеров и директоров, обеспечить их подконтрольность наблюдательным советам из представителей акционеров и трудовых коллективов, не допускать участия членов правительства и правительственных чиновников в бизнесе в качестве директоров или членов наблюдательных советов и лоббирования корпоративных интересов через правительство.

Особый акцент американцы делают на внедрении современных бухгалтерского учета и аудита. Надо заставить участников рынка раскрывать властям свои действительные расходы и доходы. В этой связи предлагается расширить возможности и компетенцию Счетной палаты в обеспечении соблюдения принятых стандартов отчетности, надзора за административными нарушениями и злоупотреблениями, в принятии мер по наказанию виновных, а также публиковать результаты проверок. От ее внимания не должны ускользать попытки искусственного раздувания трансакционных издержек, создания излишних посреднических звеньев в движении товаров.

СЕЛЕКЦИЯ ЧИНОВНИКОВ

Нам дают дельные, хотя и непросто выполнимые советы по укреплению государственных служб, или государственной администрации различных уровней. В Америке их называют гражданскими службами, которые содержатся на деньги налогоплательщиков, призваны им служить и отчитываться перед ними. Чтобы наладить надлежащую селекцию чиновников высокого ранга, учитывающую их опыт, профессионализм, добросовестность и честность, коллеги из-за океана предлагают создать назначаемую президентом и одобряемую парламентом постоянную Комиссию государственной службы или государственных кадров. Она должна обладать авторитетом и существенной автономией в своих решениях и рекомендациях, иначе ей трудно будет добиваться сокращения разбухших управленческих структур и ликвидации ненужных звеньев аппарата, применения высоких стандартов отбора, продвижения по службе или освобождения чиновников от должности. Важно, чтобы на кадровые решения влияли не политические или идеологические соображения, не степень лояльности и преданности начальству, а деловые качества и честность. Разумеется, осуществляемое под руководством Комиссии укрепление государственных служб предполагает оплату труда работников в соответствии с реальной отдачей и качеством их профессиональной деятельности и на уровне, сравнимом с доходами в частном бизнесе. Предлагается сделать обязательным представление чиновниками информации о побочных доходах и занятости.

Одну из главных предпосылок успешных рыночных преобразований американские ученые видят в решительной борьбе с преступностью и коррупцией, которые охватили Россию. Для этого нужна прозрачность деятельности властных структур и ответственных чиновников, публичная отчетность о результатах их работы и реализации принятых решений, усиление возможностей и ответственности следственных и контрольных органов, ужесточение санкций и наказаний за совершенные преступления. Специалисты из США считают, что от реформированной правоохранительной системы следует требовать пресечения практики сокрытия и фальсификации реального финансового состояния, полученных доходов частными и государственными компаниями, в том числе махинаций управляющих по растаскиванию активов предприятий.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Главные усилия авторы рекомендаций предлагают направить на стимулирование экономического роста, и именно под этим углом зрения менять подходы к рыночным реформам. Экспансионистская макроэкономическая политика необходима, чтобы поднять уровень жизни, увеличить занятость и освободиться от чрезмерной зависимости от экспорта топлива и сырья и от импорта продовольствия, предметов потребления и других товаров, которые Россия в состоянии производить сама. Главные направления этой политики, считают американцы, - выработка и реализация разумной структурной стратегии, создание стимулов и условий для роста инвестиций, прежде всего - снижением процентных ставок по инвестиционным кредитам и расширением внутреннего спроса, а кроме того - путем ужесточения контроля за утечкой капиталов из страны.

Разумеется, выход на траекторию устойчивого экономического роста неотделим, по мысли американских специалистов, от претворения в жизнь и других мер, частично перечисленных выше. Они при этом придерживаются отличного от многих наших реформаторов взгляда на роль монетарной политики. Например, они утверждают, что увеличение производства и инвестиций, а не снижение практически до нулевого уровня инфляции, должно стать первоочередной задачей государства. Чрезмерные кредитно-денежные и финансовые ужесточения могут иметь контрпродуктивный характер. Отсюда можно допустить в экономически оправданных пределах повышение покупательной способности населения посредством увеличения пенсий и восстановления утраченных сбережений. Дополнительный спрос даст импульс к загрузке производственных мощностей, наращиванию выпуска продукции.

АКТИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

Расчистка балансов предприятий от взаимной просроченной задолженности - еще одна рекомендация, способная улучшить положение реального сектора экономики. Для увеличения инвестиций государство должно помочь развитию ипотечного кредитования, в том числе в жилищном секторе, и поощрять ускоренную амортизацию оборудования, субсидировать процентные ставки по инвестиционным кредитам. Направляемая государством перестройка банковского сектора должна способствовать превращению банков в институты кредитования, аккумулирования сбережений населения на нужды инвестиций, а не служить каналом переливания свободных средств в спекулятивную сферу. Оправдано создание специального государственного Банка развития.

Среди предложений по стимулированию экономического роста особый акцент американцы делают на эффективной промышленной или структурной политике государства, которая должна определять приоритеты в развитии отраслей. Стратегическим ориентиром следует считать не столько модернизацию существующего производственного потенциала и удержание достигнутых позиций в науке и технике, сколько переход к инновационному типу развития, к экономике, основанной на знаниях, то есть ускоренному освоению базисных технологий новейшего технологического уклада, определяющих будущее глобальной экономики. А это, в первую очередь, информационная и биотехнологическая революции, электроника, авиакосмические технологии, новейшие материалы, ядерная энергетика.

Руководящая роль государства необходима, чтобы реализовать такую стратегию на практике, опираясь на имеющийся научный и производственный потенциал. Это предполагает соответствующие бюджетные ассигнования, государственные заказы, налоговую, кредитную, таможенную, научную политику.

ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА РЕФОРМ

Понятно, что эффективную структурную политику не может проводить государство-банкрот. Для этого оно должно располагать необходимыми средствами. Общемировая тенденция свидетельствует о неуклонном повышении на протяжении прошлого столетия расходов государственного бюджета в ВВП. Государствам приходится заботиться о расширении доходной базы бюджета. В американских предложениях содержится ряд путей пополнения государственной казны, в частности - по линии налоговой реформы, валютного контроля, разумной политики внешнего заимствования и договоренностей по реструктуризации нашей задолженности. Кроме того, они считают целесообразным перенесение центра тяжести налоговой нагрузки с производственной деятельности и наемного труда на доходы от природной ренты, спекулятивной и посреднической деятельности. Что касается приватизации как источника государственных доходов, то американские ученые считают необходимым ее проведение лишь после реструктуризации и финансового оздоровления предприятий. Предлагается аннулировать продажу предприятий так называемым стратегическим инвесторам, если они не выполнили своих обязательств по инвестициям в приобретенное предприятие. Приватизацию проводить только тогда, когда она в долгосрочном плане улучшит финансовые позиции государства. Одна из главных причин финансового банкротства Российского государства, по мнению наших американских советчиков, состоит в том, что оно в первую очередь приватизировало не убыточные, а самые прибыльные и лакомые предприятия и сектора экономики, служившие источником крупных бюджетных доходов. Поэтому они не исключают восстановления государственной собственности в случаях нарушения законов, преступных махинаций, банкротства, особенно в перспективных добывающих производствах. Не осталась без внимания и актуальная для нас проблема управления государственными унитарными предприятиями и государственным (прежде всего контрольным) пакетом акций. Наши коллеги думают, что фонды имущества различных уровней должны отвечать за доходы от государственной собственности, стремясь их максимизировать и действуя подобно руководству крупных промышленных холдингов.

СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ УСПЕХА РЕФОРМ

Не обошли американские рекомендации и социальных измерений рыночных реформ. Главный тезис: только государство может обеспечить справедливое и общественно приемлемое распределение выгод от рыночной экономики. Жизненно важно улучшить моральный климат и укрепить уважение к ценностям демократии и социальной справедливости. К важным шагам в этом направлении относятся: реализация закона о прожиточном минимуме, устраняющего массовую нищету, недопущение отставания пенсий от темпов инфляции, увеличение государственных ассигнований на нужды образования, науки, здравоохранения, сферу общественных услуг, государственное регулирование цен и качества медицинских услуг и лекарств, организация снабжения основными видами продовольствия по пониженным ценам для страдающих от недоедания детей и стариков и др. Для финансирования этих программ предлагается, помимо уже сказанного, прогрессивное налогообложение, введение существенного налога на обладающую повышенной рыночной стоимостью недвижимость, находящуюся в личном владении. Эти меры рассматриваются как условие уменьшения социальной дифференциации доходов и снижения социальной напряженности.


Обсудить на форуме


Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц против российских либералов и МВФ



РЕКЛАМА


РЕКОМЕНДУЕМ
 

Российские реформы в цифрах и фактах

С.Меньшиков
- статьи по экономике России

Монитор реформы науки -
совместный проект Scientific.ru и Researcher-at.ru



 

Главная | Статьи западных экономистов | Статьи отечественных экономистов | Обращения к правительствам РФ | Джозеф Стиглиц | Отчет Счетной палаты о приватизации | Зарубежный опыт
Природная рента | Статьи в СМИ | Разное | Гостевая | Почта | Ссылки | Наши баннеры | Шутки
    Яндекс.Метрика

Copyright © RusRef 2002-2024. Копирование материалов сайта запрещено