РАЗДЕЛЫ


ПАРТНЕРЫ

Подробности ВВГнг 4х70 здесь.

lantanclinic.ru Популярной Механике





"Вопросы Экономики" № 3 (1994)

ДЖ.РОСС,

экономический советник группы лейбористов Британскою парламента

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА В ТУПИКЕ.

последствия международной экономической политики,

НАЧАТОЙ В ЯНВАРЕ 1992 Г.

Начиная с января 1992 г. обсуждение экономической политики России в основном касалось ее внутренних аспектов - либерализации цен, кредитной сферы, приватизации, бюджетной политики. В то же время многое ключевые события как в политической, так и в экономической жизни становятся более понятными, если их рассматривать в международном контексте.

События, происходящие в российской экономике, по своему масштабу способны оказывать значительное влияние на международную экономическую ситуацию. В свою очередь, последствия этого в решающей степени воздействуют на внутреннее экономическое развитие России. Таким образом, принятие последовательной стратегии в отношении мировой экономики является одним из условий преодоления Россией ее внутриэкономических проблем. Цель данной статьи - систематизированное количественное определение места России в международной торговле и движении капитала, которое она занимает с января 1992 г., а также значения этого как для мировой экономики, так и для самой России.

Замедление темпов инфляции в странах "большой семерки"

Чтобы правильно оценить место России В мировой экономике с января 1992 г., следует отметить наиболее поразительную черту хозяйства стран "большой семерки" в последние два года - удивительно низкий уровень инфляции. До 1991-1992 гг. цены производителей росли во всех странах, хотя их повышение в Японии происходило значительно медленнее, чем в США и Германии. Но приблизительно с конца 1991 - начала 1992 г. наблюдаются стабилизация и последующее падение темпов инфляции в экономике стран "большой семерки".

Замедлению темпов инфляции способствовал ряд факторов. Повышение обменного курса йены по отношению к доллару, приведшее к удешевлению цен в йенах на товары, имеющие долларовую стоимость в мировом масштабе, частично объясняет резкое снижение цен производителей в Японии. В Западной Европе очень высокий уровень безработицы оказывает сильное негативное воздействие на процесс повышения заработной платы. В США ту же роль играют значительные масштабы иммиграции и слабость профсоюзного движения. Рост импорта промышленных изделий из юго-восточных и латиноамериканских стран с низким уровнем заработной платы оказывает давление на снижение некоторых цен на готовую продукцию.

Но основная причина замедления роста или спада цен производителей кроется в тенденциях динамики цен на сырье и энергоресурсы. С января 1992 г. по 25 января 1993 г. все мировые цены на сырье возросли в среднем на 10,1%, а на основные виды промышленных товаров - На 9,2%. За этим ростом цен, однако, стоят совершенно различные тенденции в разных секторах добывающей промышленности. За указанный период цены на сельскохозяйственную продукцию на международ ном рынке значительно

возросли: на продукты питания они увеличились на 11,6%, а на сельскохозяйственную продукцию, являющуюся сырьем для промышленности (хлопок, шерсть, джут и т.п.), - на 40,9%. Вместе с тем действует и прямо противоположная тенденция - падение цен. В среднем цены на металл снизились на 10,8%, а на нефть - на 20,7%.

На некоторые виды металлов цены упали еще больше. С 1991 г. до 27 января 1994 г. цена на медь уменьшилась на 21,2%, на свинец - на 30,3%, на никель - на 30,5%. За этот же период,цены на нефть упали на 30,7%. Некоторый рост цен на металл в конце 1993 - начале 1994 г. не смог компенсировать предшествующего резкого снижения цен.

Таким образом, международный рынок базовых товаров в 1992-1993 гг. раскололся на две части - цены на продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности росли, а цены на металл и энергию падали. Именно это падение, сдерживающее рост цен на основные товары в мировом масштабе, и является одной из причин крайне низкого уровня инфляции в экономике стран "большой семерки".

Роль российских металлов и энергоносителей на мировом рынке

Очевидно, все перечисленные тенденции динамики цен на сырье связаны с экономической жизнью России. Россия располагает самыми богатыми ресурсами энергоносителей и металлов, но, какхорошо известно, МВФ навязывает стране программу, специально принятую в январе 1992 г., цель которой - увеличение экспорта этой продукции из России. Необходимым механизмом для резкого увеличения экспорта энергоносителей и металлов являлся, однако, быстрый спад промышленного производства, поскольку иначе не высвободилось бы сырье для экспорта.

Данная стратегия четко сформулирована Международным валютным фондом. В выпущенном МВФ в 1991 г. "Исследовании советской экономики" отмечалось: "СССР обладает богатыми энергетическими

природного газа... это крупнейшие ресурсы природного газа в мире... Доказано, что пригодные для добычи ресурсы угля... составляют около 240 миллиардов тонн, включая 140 миллиардов метрических тонн антрацита... и 100 миллиардов метрических тонн лигнита, что теоретически могло бы поддерживать стабильный рост производства угля многие десятилетия... Считается, что СССР имеет крупнейшие в мире ресурсы и запасы урана и крупнейшие мощности по производству урана" 1 . Несмотря на то, что уровень российской (советской) торговли готовыми изделиями, как признал МВФ, "чрезвычайно низок", и поэтому ее необходимо в первую очередь модернизировать и расширить, все же был выдвинут аргумент: "Возможно, более эффективным было бы сконцентрировать внимание на увеличении экспорта энергии и сырья" 2 .

Следует отметить, что то значение, которое МВФ придает увеличению экспорта сырья из России, резко контрастирует с хорошо изученным опытом других стран. Международная практика, являющаяся объектом

1 IMF/OECD/ERBD/Worid Bank. A Study ofthe Soviet Economy. Vol. 3, chapter 6.

1 Op. cit, vol.2, p.61. Прогноз МВФ в отношении последствий отстаиваемого им экономического курса был точен и в отличие от заявлений сторонников этой политики в России относительно аккуратен. В нем предсказывался резкий спад промышленного производства, необходимый для высвобождения энергии и сырья для целей экспорта. По оценкам МВФ, общий объем производства должен был сократиться на 10% за первый год проведения этой политики, а объем промышленного производства - на 20%. В действительности в 1992 г. ВВП России упал на 20%, объем промышленного производства - на 19%. (ООН. "Обзор мировой экономики за 1993 г.", стр.31.)

теоретических исследований, показывает, что в экономическом развитии любой страны главное - вырваться из положения производителя и экспортера сырья и стать производителем и экспортером промышленной продукции. Это доказывается историческим опытом стран с передовой экономикой (США, Японии, Германии), быстро развивающихся азиатских "драконов" (Кореи, Тайваня и др.), а также Китая.

Политика, осуществление которой началось в январе 1992 г. при Б.Гайдаре, трансформировала экономику в вышеуказанном направлении. Доля топливно-энергетического сектора в экономике увеличилась с 11,3% в 1991 г. до 25% в 1993 г. Одновременно с этим доля выпуска потребительских товаров, и без того недостаточно развитой отрасли, сократилась с 16 до 5% к III кварталу 1993 г. 3 .

Последствия этого ясны. С одной стороны, падение промышленного производства в России высвободило значительное количество сырьевых ресурсов для экспорта. Например, производство алюминия в России уменьшилось с 2,8 млн.т в 1990 г. до 2,6 млн.т в 1993 г. Но одновременно потребление алюминия внутри самой России сократилось с 2,4 млн. до 1,1 млн. т. В результате экспорт алюминия из России возрос с 0,4 млн.т в 1990 г. до 1,5 млн.т в 1993 г. 4 Россия в 1993 г.также увеличила экспорт сырой нефти более, чем на 20%, несмотря на 6-процентное падение ее производства 5 .

Появление на международном рынке новых поставок металлов и энергоносителей в результате сокращения производства в России неизбежно привело к снижению цен на них. Так, экспорт алюминия из России начал расти в 1990 г., хотя резкий его скачок был отмечен в 1992 г. В1990 г. экспорт алюминия составил 0,4 млн. т, в 1991 г. - 0,6 млн., в 1992 г. - 1,2 млн. и в 1993 г. - 1,5 млн. т.' Одновременно цена на алюминий, в 1989 г. составлявшая 1950 долл.за 1 т, упала до 1639 долл. в 1990 г., 1304 долл. в 1991 г., 1256 долл. в 1992 г., 1240 долл. в 1993 г. и 1189 долл. к 23 января 1994 г. 7 Более того, приведенные цифры недостаточно иллюстрируют ухудшение положения на рынке алюминия, поскольку одновременно запасы алюминия, зарегистрированные Лондонской биржей металлов, ведущей международной биржи этого товара, увеличились с 300 тыс .т в начале 1991 г. до 2,4 млн. т к концу 1993 г. Способность рынка поглощать имеющийся излишек металла почти полностью сошла на нет. Потребовалось проведение международных переговоров по согласованию объемов производства алюминия, состоявшихся в Брюсселе в январе 1994 г. С 1989 г. экспорт Россией алюминия вырос на 375%, но рост валютных поступлений был в значительной степени "съеден" в результате создавшегося перенасыщения рынка.

О положении с алюминием много писали, но данный пример - отнюдь не единственный. Россия увеличила экспорт свинца на 100%, а международная цена на него в то же время упала на 30,3% - с 728 долл.за 1 т в 1991 г. до 508 долл. в январе 1994 г.

Аналогичная ситуация сложилась и с торговлей нефтью, хотя по данному товару Россия - лишь одно из действующих лиц на мировом рынке, а господствуют на нем страны Персидского залива. В 1993 г. российский экспорт сырой нефти увеличился на 20,4% - с 66,2 млн. до 79,7 млн.т. За первые девять месяцев 1993 г. общий объем экспорта российской нефти в страны дальнего и ближнего зарубежья достиг 37,4%

3   Reforming Russia's Economy. - Economist, 1993, 11 December.

4   du Bois M. Russia Controls Spigot in Rood of Aluminium Threatening Producйis. — Wall
Street Journal, 1993, IS January.

5   Frenkel Al. Russia's Industry in January 1994. - Business World Weekly, 1994, 6 February.
• du Bois M. Op. cit.

7 IMF, International Financial Statistics 1993; The Economist index of commodity prices.

от общего выпуска. Однако, несмотря на 20-процентное увеличение объема экспорта, идущего за пределы бывшего СССР, доход от продажи нефти уменьшился на 4% - с 8,5 млрд. до 8,2 млрд. долл. в связи со снижением цен 8 (см. табл. 1).

о                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              "

Таблица 1 Российский экспорт энергетической продукции в 1993 г.*

Изменения объемов (в %)

Изменения доходов (в%)

Сырая нефть Очищенная нефть Природный газ Уголь

+20.4 +36.0 +9.1 +6.6

-4.0 -19.0

-2.7 -5.7

' Источник : Moscow Times, 1994, 26 January.

Анализируя данные, приведенные в таблице, можно сделать вывод, что в 1993 г. России пришлось экспортировать на 9% больше природного газа, на 19% сырой нефти и на 42% очищенной нефти только для закупки за границей того же количества товаров, которое она импортировала раньше.

Проводя экономическую политику, принятую в январе 1992 г., Россия попала в порочный круг. Энергоносителей и металла производится все меньше, а экспорт их увеличивается. Это ведет к резкому сокращению обеспеченности ими собственных отраслей промышленности, росту цен на них и стремительному спаду промышленного производства в самой России. Однако снижение международных цен на данную продукцию, в значительной степени обусловленное ростом российского экспорта, означает, что при увеличении объема экспорта доходы России уменьшаются.

В отличие от России страны "большой семерки" получают от этого немалую краткосрочную выгоду. Конечно, в некоторых секторах падение цен на энергию и металл приводит к кризису. С этим непосредственно связано банкротство немецкой компании "Металлгесельшафт", то же относится и к острому кризису, охватившему производство алюминия. Но подобные последствия наблюдаются лишь в отдельных отраслях. В целом понижательное давление на цены на энергию и металлы связано с увеличением их поставок из России, что способствует снижению цен на промышленное сырье и ослаблению инфляции в странах "большой семерки", при этом повышается рентабельность промышленных предприятий. Глубокий кризис в промышленности России, высвобождая для экспорта металл и нефть, стал основным объективным фактором, содействующим улучшению краткосрочных показателей промышленности в странах "большой семерки".

В 1993 г. "стратегические материалы", в первую очередь энергопродукты и металлы, составляли более 80% российского экспорта 9 . Менее 10% экспорта приходилось на вывоз оборудования и готовой продукции 10 . Поток энергоносителей и металлов из России является первым звеном в цепи событий, приведших к нынешнему положению страны в системе международного движения капитала.

1 Moscow Times, 1994,26 January; Shilin G. Who Will Control Oil Pricess. - Business World
Weekly, 1994, 3 January.                                 •*

9   Grekov Yu. Protective Policies Still Needed. - Business Wodd Weekly, 1994, 6 February.

10    Wall Street Journal Central European Economic Review, Winter 1994.1994,31 January, p.7.

Экспорт капитала из России

Второй фактор, определяющий положение России в мировой экономике, - вывоз капитала из России - включает в себя как явные, так и скрытые процессы. 'Имеются в виду различные незаконные формы перевода капитала. Подсчеты, сделанные в странах "большой семерки", совпадают, не оставляя практически никаких сомнений по поводу размеров незаконного вывоза капитала.

Согласно оценкам Всемирного банка, в 1992 г. из России было вывезено от 10 млрд, до 15 млрд. долл. Изних6,5млрд. было переведено за границу коммерческими банками на законных основаниях. Остальные средства оказались за пределами России незаконно и, в частности, путем сделок 11 . В докладах других западных организаций приводится приблизительно та же оценка величины экспорта капитала. Так, газета "Файнэншл тайме" 1 ноября 1993 г. упоминает об исследовании, проведенном компанией "Еврозис Pania", созданной консультативной фирмой "Еврозис", которая базируется в Париже: "Тринадцать банков, производящих 80% операций с твердой валютой в России, на 1 января этого (1993) года имели 10,03 млрд. долл. на корреспондентских и инвестиционных счетах западных банков... те же банки предоставили своим клиентам внутри России займов на сумму менее 300 млн. долл. К июню этого года, по данным Центробанка, все российские банки держали около 15,5 млрд. долл. за границей. Займы, выданные внутри России, составляли около 396 от этой суммы (470 млн. долл.)... Если доллары не даются взаймы клиентам внутри России, они автоматически переводятся на корреспондентские счета в США, где из этих сумм выдаются займы на рынках капитала".Помимо законного перевода денег, "в 1992 г. Россия потеряла 6,4 млрд. долл. вследствие невыгодных бартерных сделок, при которых российские экспортеры оценивали стоимость объектов бартера ниже их реальной стоимости для того, чтобы держать разницу за границей на необъявленных счетах".

В 1993 г. эти тенденции углубились. 14 января 1994 г. "Интернэшнл геральд трибюн" писала: "За последние несколько недель отток капитала из России увеличился и составил более 1 млрд. долл. в месяц. По словам представителей западной промышленности, многие экспортеры металла хранят не менее половины своих доходов в твердой валюте за границей, куда из России стабильно текут деньги на их банковские счета в США, Швейцарии и на Нормандских островах... По мнению Кейта Сэварда, главного экономиста находящегося в Вашингтоне Института международных финансов, общая сумма утечки с 1990 г. составила 30 млрд. долл. Хэралд Малмгрен, бывший торговый представитель США, тесно сотрудничающий с российскими деловыми кругами, утверждает, что ежемесячный отток капитала может достичь 2 млрд. долл...

Один из западных бизнесменов, возглавляющий московские операции европейской-компании по торговле металлами, заявил, что его и его коллег при закупках "вынуждали производить определенные выплаты множеству мелких компаний, принадлежащих русским и зарегистрированных в таких местах, как Британские Вирджинские острова и Нормандские острова". Банковские счета этих якобы солидных компаний обычно находятся в Цюрихе или Женеве, отмечает он и добавляет, что данная широко распространенная практика "наводит на размышления" 12 .

11 Wall Street Journal, 1993, 15 November.

u Friedman A. Capital Flight from Russia is Escalating. - International Herald Tribune, 1994, 14 January. В некоторых отраслях российский экспорт капитала начинает играть все большую роль: "Сообщается, что россияне, у которых много наличных денег, сорят ими в столицах западных государств... Россияне завоевывают рынок недвижимости Великобритании. По словам представителей розничной торговли и-работников аукционов Лондона, очень живой интерес проявляется в отношении произведений искусства и драгоценностей. Несмотря на

Экспорт капитала из России (законный инезаконный), составляющий приблизительно 15 млрд. долл. в год, представляет собой вторую стадию оттока капитала. Первая стадия заключалась в экспорте металлов и энергопродуктов.

Следует отметить, что названную величину вывоза капитала никак нельзя игнорировать из-за влияния, которое она оказывает на мировую экономику. 30 млрд. долл. - сумма, достаточная для финансирования дефицита платежного баланса любой страны "большой семерки", кроме США. Такая сумма соответствует более 25% чистого импорта капитала в СШАв 1993 г. Поскольку на вывоз металлов и энергоносителей приходится большая часть российского экспорта, эти взаимосвязанные тенденции определяют положение России в мировой экономике.

Теперь можно точно сформулировать, каким образом Россия, начиная с января 1992 г., входит в мировую экономику, и каков в связи с этим баланс выгод и потерь в результате экспорта сырья и энергоресурсов, с одной стороны, и экспорта капитала, полученного от этих продаж, - с другой. Чистые потери страны огромны. Россия пережила крупнейший за всю свою историю промышленный крах, фактически это самый глубокий крах промышленной экономики в мирное время, когда-либо случавшийся в мире. Это, как и предсказывал МВФ, высвободило для экспорта огромное количество сырья и энергии. Однако реально Россия получила меньше прибыли, несмотря на рост экспорта, поскольку поставляемая ею продукция привела к перенасыщенности мирового рынка, что вместе с увеличением объема экспорта вызвало резкое падение цен.

Более того, данная тенденция будет углубляться. Как сказал первый заместитель министра внешнеэкономических связей И.Матеров: "К следующему лету, когда цены в России достигнут мирового уровня, внутри страны останется очень немного платежеспособных покупателей. Предприятия обанкротятся, а у нас будет еще значительный запас сырья, которое, конечно, пойдет на экспорт" 13 . Большая часть дохода даже от урезанной прибыли не использовалась для инвестиций в самой России; она пошла на пополнение запасов капитала "большой семерки".

Что стоит за нынешней моделью включения России в мировую экономику

Вышеописанная модель вхождения России в мировую экономическую систему приводит к следующим последствиям.

Вывоз денег из России в страны "большой семерки" намного превосходит перевод средств из стран "большой семерки" в Россию. Данные, приведенные выше, позволяют под иным углом зрения рассматривать вопрос о помощи, оказываемой "большой семеркой". Вопреки расхожему мнению совершенно ясно, что не "большая семерка" предоставляет свои ресурсы России, а Россия помогает "большой семерке". Поскольку политически это утверждение явно взрывоопасно, необходимо привести точные цифры.

Прямой перевод российского капитала на Запад составляет приблизительно 15 млрд. долл. в год. Выгодность низких- цен на металл и энергию для "большой семерки" определить труднее, так как необходимо учесть значительные косвенные преимущества от снижения уровня инфляции и повышения прибыльности промышленного производства.

то, что значительная часть финансовых средств законна, должностные лица в Великобритании озабочены тем, что Лондон становится центром притока российского капитала сомнительного характера". (Bums J. and Tett G. Probe into Capital Flight from Former Soviet Union Shelved. - Financial Times, 1994, 7 February.)

13 Ilyina L. Hard Sacrifices for Hard Currency. - Business World Weekly, 1994, 6 February.

Однако, рассматривая только прямые последствия, мы увидим, что если бы цены на нефть постоянно держались на уровне 1992 г., Россия в 1993 г. получила бы на 1,7 млрд. долл. больше от экспорта сырой нефти, на 2,3 млрд. долл. больше от экспорта очищенных нефтепродуктов, на 0,9 млрд. долл. больше от экспорта природного газа, а если бы цены на алюминий оставались постоянными на уровне 1990 г. (это был последний год перед началом роста экспорта из России), в 1993 г. Россия получила бы от вывоза алюминия на 0,6 млрд. долл. больше. Хотя снижение цен на нефть и на алюминий так или иначе произошло бы в условиях спада во всех странах, события в России значительно усугубили этот процесс. К тому же косвенная помощь "большой семерке" существенно превышает величину прямой прибыли. С учетом приведенных цифр, чистый доход Запада от вывоза капитала из России и снижения цен на металлы и энергоносители, по самым скромным оценкам, составляет 20 млрд. долл. в год.

Эти ежегодные 20 миллиардов долларов, которые Россия переводит в страны "большой семерки", позволяют провести точное сравнение с объемом помощи, оказываемой ей России. Следует обратить внимание на то, что широко разрекламированные "обещания" помощи "большая семерка" не сдержала. Так, весной 1992 г. было объявлено, что 24 млрд. долл. будут предоставлены в рамках кампании по поддержке меморандума МВФ населением России. В апреле 1993 г., в дни проведения референдума, страны "большой семерки" заявили, что выделят для России 43 млрд. долл.

Однако, как хорошо известно, эти обещания не были выполнены. В отношении 24 млрд. долл. журнал "Экономист" 29 января писал: "В апреле 1992 г. ... Джордж Буш объявил о предоставлении помощи размером в 24 млрд. Долл. ... Центральным элементом этой помощи являются 4,5 млрд. долл., которые должны поступить от Всемирного банка и МВФ; банк дал разрешение на предоставление 670 млн. из этой суммы, но не выплачивал их до 1993 г. Резервное соглашение МВФ не было одобрено до августа, после чего фонд предоставил 1 млрд. долл. с условием, что эти деньги будут не тратиться, а храниться в резерве. В остальном пакет помощи Буша состоял из краткосрочных займов, выданных по рыночным процентным ставкам, что пошло на пользу тем, кто занимается экспортом в Россию за счет российского бюджета". Что касается 43 млрд. долл., то предоставление основной части этих денег предусматривалось в форме торговых кредитов, которые не столько помогли бы России, сколько увеличили бы ее долги. Относительно оставшейся части этой суммы Джеффри Сакс, сторонник экономической политики, навязанной России с января 1992 г., заметил: "Из тех 18 млрд. долл., что МВФ и Всемирный банк должны были предоставить России в 1993 г., было выплачено только 2 млрд. долл." 14 .

Поэтому утверждение о том, что Россия помогает "большой семерке", а не наоборот, - это не заявление экстремистски настроенных русских националистов, а объективная констатация факта. Помощь, оказываемая Россией "большой семерке", составляет как минимум 20 млрд. долл. в год -15 млрд. путем вывоза капитала и по меньшей мере 5 млрд. вследствие поставок дешевых энергоносителей и металлов. Обратно в виде помощи Россия получила около 2 млрд. долл.

Экономическая основа организованной преступности. Приведенные цифры характеризуют экономическую основу функционирования организованной преступности в России и ее реальный масштаб. Имеется

14 Sachs J. Reform's Setback in Russia Indicts an Airogant IMF. - International Herald Tribune, 1994, 24 Januaiy. В отношении МВФ газете "Интернэшнл герадд трибюн" в редакционной статье от S февраля отмечала: "Из различных пакетов помощи России, обещанной демократическими странами Запада, МВФ должен был предоставить займов на сумму 14 млрд. долл. В действительности предоставлено было лишь 2,5 млрд. долл. (What Formula for Russia. • International Herald Tribune, 1994, 5 February.)

в виду ие преступность а обычном смысле слова. Те явления, которые широко комментируются прессой - вымогательство у работников киосков, убийства отдельных банкиров и т.п., - все это не столь значительно, как вышеупомянутые процессы. Речь идет о преступных сделках и осуществляющих их преступных организациях, которые ворочают десятками миллиардов долларов. В недавнем докладе президенту Б.Ельцину отмечалось: "Как показывает статистика Министерства внутренних дел, в России действуют несколько тысяч организованных преступных банд..." В этом пятистраничном докладе, подготовленном для Ельцина и переданном ему на рассмотрение, говорится, что мир организованной преступности обладает "огромными финансовыми средствами, позволяющими оплачивать услуга десятков тысяч рэкетиров во многих городах России" 15 .

Наличие мощной организованной преступности действительно во многом определяет ситуацию в России. Как отмечалось в журнале "Интернэшнл бизнес уюс", "согласно недавно проведенному в России исследованию, около 80% всехчастных предпринимателей и коммерческих банков в целях выживания вынуждены платить около 20% от своих доходов преступникам. Конкуренты, пытающиеся выиграть за счет понижения цен, рискуют своей безопасностью и жизнью и должны опасаться гангстеров. "Если вы смогли в начале 80-х годов вести дела в Латинской Америке, вы сможете сегодня вести их и в России, - отмечает Маршалл Голдман из Гарвардского университета. - Но есть одно отличие: в нынешней России мафия гораздо сильнее" 14 .

Поэтому мысль о том, что с данным явлением можно справиться путем увеличения штата полиции или формирования специальных подразделений, наивна. Единственный способ покончить с ним - подрезать его экономические корни.

Кризис бюджетного дефицита и обменного курса рубля был полностью искусственным. Приведенные данные показывают, что рост бюджетного дефицита и падение обменного курса рубля вызваны искусственными причинами, то есть они стали результатом экспорта капитала, а не каких- либо внутренних процессов в российской экономике.

Даже сторонник монетаризма экономист Дж. Сакс заметил, что в России фундаментальной проблемой с точки зрения влияния на темпы инфляции бюджетного дефицита являются не величина последнего , а источники его финансирования, так как дефицит покрывается не посредством правительственных займов, а путем печатания денег: "МВФ... на протяжении двух лет... преуменьшал потребность и способность России выпускать внутренние облигации с обеспечением, концентрируя почти все усилия на создании в России ситуации, при которой произойдет невозможное с политической точки зрения' сокращение бюджетного дефицита... Безжалостный совет МВФ заключался в необходимости сокращать бюджетный дефицит, а не находить приемлемые неинфляционные пути его финансирования" 17 . Если дефицит бюджета покрывается за счет правительственных займов, инфляция не развивается. Такая страна, как Италия, имеет дефицит бюджета до 10% ВВП с очень ограниченными инфляционными последствиями, поскольку дефицит покрывается за счет займов. Стараясь проводить такое неинфляционное финансирование бюджетного дефицита, российское правительство начало выпуск государственных казначейских обязательств (ГКО).

Но для финансирования бюджета Италии пришлось ввести валютный контроль, препятствующий широкомасштабному экспорту капитала. Возможность вывозить капитал позволяет российским коммерческим

19 Yudin P. Crime Aids Nationalists, Report Says. * Moscow Times, 1994, 27 January. 16 Galuszka P., Kranz P., Javetski B. and Ullman 0. Russia's Reforms: Too Late to Stop. - International Business Week, 1994, 14 February. " Sachs J. Op. cit.



банками компш!иям уклонятся отфинансированиядефицита госбюджета. Так, например, в январе 1994 г. коммерческие, банки, участвующие в аукционах по продаже ГКО, скупили их на сумму всего 98 млрд. руб., предпочитая вместо этого вкладывать средства в конвертируюмую валюту. В результате Министерство финансов было вынуждено сократить предложение казначейских обязательств со 120 млрд. руб. « январе до 100 млрд.руб. в феврале. Именно такой бюджетный дефицит ведет к инфляции.

Однако необходимо отметить, что в феврале было вылущено казначейских обязательств на сумму всего 77 млн. долл., а размер капитала, находящегося за границей, составляет приблизительно 30 млрд. долл. Другими словами, проблема бюджетного Дефицита, а, следовательно, и инфляционных последствий возникает лишь потому, что вывоз капитала лишает страну финансов, необходимых для его покрытия. Россия вынуждена выбирать между сокращением правительственных расходов, способным привести к невероятным экономическим трудностям, И ростом налогов, что отрицательно скажется на развитии промышленности. Но иначе инфляционные последствия бюджетного дефицита ослабят и экономическую жизнь, и само общество лишь потому, что будет допущен широкомасштабный вывоз капитала.

Объем операций на рынке иностранной валюты, где формируется обменный курс рубля, в абсолютном выражении крайне мал -15-120 млн. долл. в день. В прошлом году в России положительное сальдо внешней торговли составило более 12 млрд. долл. Западные специалисты считают, что это преувеличение и что здесь не учитываются все аспекты платежного баланса. Тем не менее ясно, что в 1993 г. Россия имела положительное сальдо торгового баланса в твердой валюте. Если прибавить к этому те 30 млрд. долл., которые, согласно оценкам, российские компании и частные лица держат за границей, следовало бы ожидать значительного роста обменного курса рубля и снижения инфляционного давления на экономику. Понижательное давление, на обменный курс, "кризис рубля" и инфляционные последствия этого возникают лишь потому, что допускается вывоз капитала.

Короче говоря, в России не существует ни кризиса бюджетного дефицита, ни кризиса обменного курса рубля. Кризис происходит лишь потому, что в полном противоречии со своими национальными интересами и экономической логикой Россия допустила вывоз капитала объемом примерно в 30 млрд. доля, в тот момент, когда у нее имеется большая международная задолженность и огромная потребность в ресурсах для капиталовложений в собственную экономику и финансирования бюджетного дефицита.

Реальные причини нападок на правительство Черномырдина. Обсуждаемыми здесь процессами можно объяснить также и действительные причины нынешнего политического столкновения в России, в частности, нападки на правительство Черномырдина, предпринимаемые средствами массовой информации. Правительство Черномырдина не пытается вернуть "стиль советского планирования". Имеет место лишь относительно скромная попытка поправить Положение в российской промышленности, то есть превратить развитие российской промышленности, производства и инвестирования вместо экспорта сырья и капитала в движущую силу экономической политики. Резкое столкновение происходит из-за того, что любая рациональная стратегия развития российской экономики неизбежно приведет к снижению прибыли у тех, кому выгодна нынешняя экономическая политика. То есть любая рациональная политика, направленная на спасение экономики, будет подразумевать подчинение экспорта энергоресурсов и металлов интересам российской обрабатывающей промышленности, а также возврат большей части вывезенного из страны капитала для инвестирования в промышленность России.

Необходимые политические меры

« Решающий стратегический вопрос для России - это пересмотр порядка приоритетов в производстве промышленной продукции и сырья, установленного в январе 1992 г. То, что Россия вместо промышленного производства занялась экспортом сырья, было не просто сиюминутной экономической ошибкой, а исторической ловушкой, из которой нет выхода. Основная причина так необходимого для страны перехода от экспорта сырья к производству и экспорту продукции обрабатывающей промышленности коренится в долгосрочной тенденции к снижению относительных цен на энергоносители и сырье. Рост цен на сырье по сравнениюс промышленными товарами иуслугами носит чисто временный характер и происходит лишь в период серьезных кризисов в мировой экономике, после чего всегда следует спад, который перекрывает этот рост, и прежняя тенденция возобновляется.

Таким образом, относительное повышение цен на сырье и энергоносители, оказавшееся выгодным для России в 1973-1985 гг., было просто последним проявлением указанного процесса. За ним неизбежно следовал еще более резкий спад. Падение цен на энергию началось в 1985 г. и продолжалось в 90-х годах, распространившись и на металлы. Снижение цен на сырье и энергоресурсы, которое в России началось с

1992   г., - еше одно подтверждение действия обшей тенденции падения
относительных цен на сырье и энергоресурсы, усугубленной ростом
российского экспорта.

Теперь становится понятным, почему политика МВФ, начатая в 1991 г. в отношении России, была настолько ошибочной. Если Россия останется в основном экспортером сырья, то давление цен будет усиливаться, и она окажется в ценовых тисках", как и произошло в 1992-

1993   гг. Самая важная стратегическая экономическая задача, стоящая
перед Россией, заключается в том, чтобы прекратить экспорт сырья и
энергоносителей и стать экспортером промышленной продукции.

Необходимо полностью пересмотреть приоритеты, установленные в январе 1992 г. Российские сырье и энергоносители следует рассматривать в первую очередь как источники производства промышленной продукции, Которая может пойти на экспорт. По этому пути шли не только все промышленно развитые страны - США, Германия, Япония, но и страны, экономика которых стремительно развивалась после второй мировой войны. Такая задача, естественно, требует выработки соответствующей политики, направленной на развитие российского экспорта промышленной продукции. 6 данной статье мы не будем детально рассматривать эти вопросы, однако, как показывают успехи Японии, Южной Кореи и Китая, основные механизмы их разрешения хорошо разработаны.

Для придания приоритета развитию обрабатывающей промышленности следует решительно пересмотреть модель вхождения Россиивмировуюэканомику. Без:

- получения ресурсов в размере примерно 30 млрд. долл. (капитала,
вывезенного     из     России) невозможно начать     переоборудование
обрабатывающей промышленности;

-   установления    контроля    над торговлей основными товарами
невозможно ни прекратить вывоз капитала, ни подчинить производство
сырья и энергоносителей решению проблемы развития обрабатывающей
промышленности и экспорта ее продукции.

Ближайшее будущее российской экономической политики будет во многом определяться способностью предпринять достаточно решительные действия для достижения этих целей. Не пересмотрев модель вхождения в мировую экономику, Россия столкнется с экономической, а следовательно, социальной и национальной катастрофой.

РЕКЛАМА


РЕКОМЕНДУЕМ
 

Российские реформы в цифрах и фактах

С.Меньшиков
- статьи по экономике России

Монитор реформы науки -
совместный проект Scientific.ru и Researcher-at.ru



 

Главная | Статьи западных экономистов | Статьи отечественных экономистов | Обращения к правительствам РФ | Джозеф Стиглиц | Отчет Счетной палаты о приватизации | Зарубежный опыт
Природная рента | Статьи в СМИ | Разное | Гостевая | Почта | Ссылки | Наши баннеры | Шутки
    Яндекс.Метрика

Copyright © RusRef 2002-2024. Копирование материалов сайта запрещено